Анжелика Шлемова
Проект «Что за прелесть, эти сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Что за прелесть, эти сказки»
Актуальность:
В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей. Это, в свою очередь, отражается на последующем развитии и обучении ребенка. Одна из причин снижения уровня речевого развития – это пассивность и занятость родителей. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой, т. к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Публикация «Проект „Что за прелесть, эти сказки“» размещена в разделах
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, развитию творческих способностей мной был разработан проект «Что за прелесть, эти сказки». Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития связной речи.
Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Сказка близка мышлению ребёнка.
«Сказочные» языковые средства, выражения, сравнения способствуют развитию творчества детей, выразительности речи.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Однажды на прогулке, я наблюдала за ребятами, которые играли в песочнице. К ним подошла девочка и попросилась принять её в игру, ребята ответили согласием. Они играли не долго, потому что она сначала отобрала игрушки, а потом и вовсе выгнала мальчика с песочницы. Я сказала, что ты (Аня, как лиса из сказки. Ребята собрались в кружок и стали задавать мне вопросы: Что за сказка такая? Почему лиса выгнала зайца из дома? Я пообещала, что в группе прочитаю сказку ребятам, и потом мы обсудим поведение лисы и зайца.
Проблема:
Низкий уровень развития связной речи детей и интереса у них к произведениям художественной литературы и устного народного творчества, незнание сказочных персонажей.
Отсюда, я решила провести краткосрочный проект «Что за прелесть, эти сказки», за основу взяла драматизацию сказки «Заюшкина избушка».
Вид проекта : Краткосрочный, познавательно - речевой, игровой, творческий
Цель: Развитие творческой личности детей, знакомство с жанровыми особенностями, сюжетами сказок, развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.
Задачи:
• Развивать устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства;
• Познакомить детей с особенностями и структурой сказок;
• Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка. На примере сказок показать, что добро, побеждает зло.
• Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь звуковую культуру речи, интонационный строй посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
• Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра;
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
• Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
• Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;
• Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, теневой, театр зверей и др.);
• Вовлекать родителей в совместную деятельность посредством проекта «В гостях у сказки», показать ценность и значимость совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Ожидаемый результат:
• повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
• возрождение традиций домашнего чтения;
• совершенствование творческих способностей детей;
• активное участие родителей в данном проекте;
• повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
По количеству участников: групповой (15 детей)
Этапы работы:
І этап: подготовительный
• Определение темы, проблемы, целей и задач проекта.
• Подбор и изучение литературы по теме.
• Составление плана мероприятий.
• Подбор наглядно-дидактического материала.
• Ознакомление родителей с проектом. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
• Подготовить консультации для родителей.
II этап: основной
Художественно – эстетическое развитие
• Тематические занятия;
• Лепка героев сказок;
• Раскрашивание иллюстрации по сказкам;
• Работа с родителями: изготовление поделок героев из сказок.
• Разучивание танцевальных движений, песен сказочных персонажей, дающие возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, настроение.
Физическое развитие
• Образное имитирование героев сказок;
• Подвижные игры «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси- гуси», «Бездомный заяц».
Социально – коммуникативное развитие
• Игровая деятельность: дидактические игры, викторины;
• Игры - драматизации.
В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:
- «Гуси – лебеди»
- «Маша и Медведь»
- «Волк и семеро козлят»
- «Красная Шапочка»
Речевое развитие
• Слушание сказок;
• Рассматривание иллюстраций книг;
• Тематические занятия, беседы;
• Пересказ сказок.
• Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок;
• Вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.
• Знакомство и чтение сказок :
- «Лисичка сестричка и волк»
- «Зимовье»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Лисичка со скалочкой»
- «Петушок и бобовое зернышко»
III этап: заключительный
• Драматизация сказки «Заюшкина избушка» на новый лад.
Последовательность разворачивания проекта :
с 15.04.2022 по 19.04.2022года
(15.04.2022 г.)
Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие со специалистами
Беседа на тему: «Здравствуй, сказка» Познакомить детей со сказками разных жанров : русских народных сказок и авторских сказок
Беседа с родителями о значении организации проекта. Предложить родителям прочитать знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу Беседа «Как сыграть сказку» Активизировать интерес к театральной деятельности детей и родителей
(16.04.2022г.)
Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие со специалистами
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках.
Викторина «Путешествие в страну сказок» Консультация для родителей «Создание различных театров (Мастер-класс).
Совместное чтение сказок разных жанров. Посещение с детьми детской библиотеки Разработка методических материалов: картотека игр, методы и приемы работы с литературными произведениями, конспекты занятий, досугов и других мероприятий. Разучивание слов к сказке.
(17.04.2022г.)
Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие со специалистами
Дети рассматривают
книги с любимыми
сказками, которые
принесли из дома.
Дид. игра «Собери сказку» (разрезные картинки - закреплять знания о сказках, развивать память, мышление, речь)
Создание домашних библиотечек сказок. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» развивать умение рисовать сказочных героев. (воспитатель ИЗО)
(18.09.2022г.)
Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие со специалистами
Просмотр презентации «Добрые сказки»
Раскраски по мотивам русских-народных сказок. Памятки – буклеты: «Что за чудо эти сказки».
Приглашение родителей в группу для просмотра книжного уголка и творчества детей. Инструктор по физо
Подвижные игры «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси- гуси», «Бездомный заяц».
(19.04.2022 г.)
Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие со специалистами
Развлечение, с драматизацией сказки «Заюшкина избушка» с приглашением ребят из подготовительных групп Пригласить родителей на развлечение Музыкальное сопровождение, инструктор по физо – роль Бабы- Яги
Результат: итогом проекта стала драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Дети приобрели:
1. Устойчивый интерес к сказкам.
2. Нравственные эталоны отношений и поведения.
3. Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать сказку.
4. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
Дети научились:
1. Узнавать сказки.
2. Пересказывать сказки.
3. Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
4. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
5. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
6. Бережно относиться к книгам.