Матюшкина Надежда Сергеевна
Проект «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»
▼ Скачать
Аннотация.
Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.
Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение.
Как образуется радуга? Что же это за разноцветное чудо природы? А можно ли наблюдать эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?
Публикация «Проект „Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?“» размещена в разделах
Эти вопросы заинтересовали нас. Взрослые люди, ученые давно объяснили это явление, оно им знакомо, а вот детям еще предстоит узнать о многих явлениях природы, пусть даже и на основе уже существующих теоретических источников.
В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.
Объект исследования: радуга;
Предметом деятельности является процесс получения радуги в «домашних» условиях.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Узнать, что такое радуга;
выяснить условия появления радуги в природе;
рассмотреть разные виды радуг;
2. Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.
Работа над настоящим проектом предполагает совместную деятельность взрослых: воспитателей, родителей и воспитанников.
Внедрение проекта предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг.
В результате внедрения проекта повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются знания дошкольников и родителей о здоровом образе жизни, формируется потребность в отказе от употребления вредных продуктов и в бережном отношении к своему здоровью.
Паспорт проекта.
Наименование проекта «Что такое радуга?»
Руководители Матюшкина Надежда Сергеевна.
Основания разработки проекта 1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
5. Программа развития МБДОУ ЦРР – детский сад № 53 Топтыжка
6. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ ЦРР – детский сад № 53 Топтыжка
Вид проекта Познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Образовательная область Познавательное развитие, физическое развитие
Сроки реализации проекта Ноябрь
Основные потребители результатов проекта Воспитанники, руководители, родители.
Цель проекта Изучение природного явления – радуги
Задачи проекта • узнать, что такое радуга;
• выяснить условия появления радуги в природе;
• рассмотреть разные виды радуг;
• попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.
Учить анализировать, делать выводы.
Актуальность проекта Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.
Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение.
Как образуется радуга? Что же это за разноцветное чудо природы? А можно ли наблюдать эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?
Ожидаемые результаты проекта В результате внедрения проекта повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются знания воспитанников и родителей о природном явлении радуга, о ее разновидностях.
Осуществление данного проекта позволит развивать умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Путём экспериментирования можно узнать, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.
Предполагаемый продукт проекта
Получение радуги в домашних условиях.
План работы.
№ п/п Этапы Цель
Сроки
1. Подготовительный 1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2. Планирование 1. Выявление уровня заинтересованности всех участников.
2. Разработка плана.
3. Довести план мероприятий для всех участников проекта.
3. Реализация проекта
1. Сбор материала, информации, видеороликов о радуге и о всех ее видах.
2. Проведение опытов в домашних условиях.
3. Получение результатов исследования и формулировка выводов по результатам проведенных опытов.
4. Заключительный 1. Представление презентации проекта «Что такое радуга?»
2. Обобщить опыт работы над проектом.
Описание работы.
№ п/п Этапы Описание работы
1. Подготовительный Беседы о том, что такое радуга и какая радуга бывает. Можно ли получить радугу в «домашних условиях?»
2. Планирование Часто на небе мы наблюдаем такое красивое природное явление как «Радуга». Что это за явление? Как она появляется и какие виды радуги бывают?
Решили спросить у родителей, других взрослых и детей, что они знают о таком природном явлении как Радуга?
ФОТО
3. Реализация проекта
Что такое Радуга?
Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,
образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
Как появляется Радуга?
Через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
Это луч солнца и дождевые капли. Ведь радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной, разноцветной дуги. Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Почему Радуга разноцветная?
Дуги радуги разноцветные, но, чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный луч вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Но когда луч солнца проходит через дождевую каплю — каждый цветной луч ложится отдельно, и мы видим цвет каждого в радуге. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.
Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или другая, не менее известная, «Как Однажды Жан-Звонарь Головою Сшиб Фонарь», современный вариант: Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп. По первым буквам слов и вспоминают цвета. (К, О, Ж, З, Г, С, Ф)
Виды радуги :
1. Двойная радуга
2. Тройная радуга
3. Лунная радуга
4. Перевернутая радуга
5. Зимняя радуга
Получение радуги в домашних условиях.
Опыт 1. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.
Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – солнечные лучи.
Мы поставили колбу, наполненную водой, на стол под источник солнечных лучей. Поворачивая зеркальце, мы получили вот такую радугу.
Вывод: «Когда солнечный свет проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»
Приложение 1
Опыт 2. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и фонарика.
Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – фонарик.
Всё то же, как и в первом опыте, но вместо солнечных лучей используется свет от фонарика, отражающийся от зеркала в воде, на белый лист бумаги. Свет был выключен.
Вывод: «Когда свет от фонарика проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»
Приложение 1
Опыт 3. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт – диска.
Оборудование: компакт – диск, источник света – солнечный луч.
Дождавшись солнечного дня, мы взяла компакт-диск и поймав им солнечный луч, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.
Вывод: «Радугу можно получить с помощью компакт-диска и солнечных лучей. Приложение 1
Опыт 4. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.
Оборудование: мыльные пузыри, источник света – солнечные лучи.
Встав перед окном перед яркими солнечными лучами, мы надувала мыльные пузыри. На мыльной плёнке можно увидеть полосы цветов как у радуги.
Приложение 1
Опыт 5. В первый стакан мы добавили 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4, а в пяты вообще не добавили.
Мы поставила их по порядку, и запомнили сколько сахара в каком стакане. Потом добавили в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешали. Добавили несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый, а фиолетовую – в пятый. Снова перемешали.
В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во-вторых двух не полностью.
Теперь взяли шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.
Добавляла из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет фиолетовый, потом синий, зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
Вывод: Сахар делает воду тяжелее, поэтому вода не смешивается, т. к. количество сахара в каждом стакане разное и плотность воды тоже разная. Из цветной сладкой воды можно тоже получить радугу.
Приложение 1
4. Заключительный После проведенного исследования мы рассказала всем ребятам, что такое радуга и как ее можно получить в домашних условиях. Приложение 1
Конечный результат.
Теперь дети знают, что радугу можно увидеть не только днём в летнее время, но и зимой, и даже ночью. Они могут получить радугу в домашних условиях и могут научить этому других. Осуществление данного проекта позволило им развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Во время работы над проектом дети узнали о природном явлении радуге : как появляется радуга и почему она разноцветная, узнали, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная или даже тройная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя. Опытным путём мы доказали, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.
Список используемых ресурсов.
1. Интернет-ресурсы: сайты «Википедия», «Загадки природных явлений».
2. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М. : «Педагогика – пресс», 1998.
4. Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М. : «NOTABENE», 1999.
5. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», №2, 2006.
6. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.
7. Я познаю мир: Дет. Энцикл. /М. : ООО «Издательство АСТ»,2002г.
8. Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984г.
9. Булат В. Л. Оптические явления в природе. М. : Просвещение, 1994 г.
10. Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.
11. Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г.