Татьяна Дрозд
Проект «Что означает Ваша фамилия?» Активизация познавательной деятельности учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта : «Что означает Ваша фамилия?».
2. Руководитель проекта : классный руководитель.
3. Консультанты проекта : классный руководитель, руководитель кружка «Истоки», родители.
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту : русский язык.
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта : окружающий мир.
Публикация «Проект „Что означает Ваша фамилия?“ Активизация познавательной деятельности учащихся» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект :9-11 лет.
7. Состав проектной группы :учащиеся 4 класса.
8. Тип проекта : информационный.
9. Заказчик проекта :классный руководитель.
10. Продолжительность: 2 недели.
11. Цель проекта : создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через «добывание» сведений о своей фамилии.
12. Задачи проекта :
1) разработка и осуществление плана работы над проектом;
2) распространение среди учащихся возможных источников получения информации по теме проекта;
3) формирование коммуникативной культуры в процессе поиска необходимой информации.
13. Вопросы проекта :
- Каков источник происхождения Вашей фамилии?
- С какого века она упоминается?
- Кто из Ваших однофамильцев прославился чем-либо в стране или в мире?
14. Необходимое оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, бумага, ручка, литература по теме.
15. Аннотация:
Актуальность проекта
Анализ и происхождение фамилии интересует многих людей с испокон веков до наших дней. Значение фамилии и история фамилий - это те вопросы, над которыми задумывались мудрецы прошлого, а сейчас исследования проводятся целыми научными группами.
Цель настоящего проекта для каждого учащегося - узнать тайну своей фамилии. Её изучение может дать много информации о жизни в то время, когда она возникла: о распространённых ремёслах той местности, об общественном укладе или о значительных событиях в жизни данного рода. Чтобы получить нужную информацию, дети должны будут обратиться к разным источникам. Затем систематизируют всё услышанное, увиденное и оформят на отдельном листе.
Содержание
Приступая к работе, учитель заинтересовывает детей, представляя, «что означает его фамилия?». Дети начинают реагировать на это вопросами, касающимися их фамилий, высказывают предположения. Учитель подводит детей к формулировке цели проекта, знакомит с вопросами проекта, раздаёт памятки по индивидуальной работе над проектом, уточняет, поясняет.
После этого коллективно высказываются предположения о возможных источниках получения информации. Учитель уточняет:
- Словарь современных русских фамилий (Ганжина И. М.,
- Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т. Ф.,
- Русские фамилии : популярный этимологический словарь (Федосюк Ю. А.,
- Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б. Ю.,
- Русские фамилии (Унбегаун Б. О. ,
- https://www.analizfamilii.ru/,
- руководитель кружка «Истоки» Ковтун Н. Ф. ,
- родственники.
Итог работы подводится на классном часе, где обобщается вся проделанная работа и оформляются её результаты.
16. Предполагаемый продукт проекта : альбом «Что означает Ваша фамилия?».
17. Критерии оценки проекта :
1) соответствие проделанной индивидуальной работы цели проекта;
2) качество выполнения работы каждым учеником;
3) разнообразие использованных источников информации;
4) степень детской самостоятельности на каждом этапе работы.
18. Этапы работы над проектом :
№ п/п Название этапа Цель Срок выполнения
1. Подготовительный Мотивация, целеполагание проекта 1.11.2013
2. Проектировочный Построение ориентировочной схемы деятельности 1.11.2013
3. Практический Реализация проекта 2.11-10.11.2013
4. Аналитико-коррекционный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений 11.11 – 14.11.2013
5. Заключительный Сопоставление действительных и желаемых результатов работы 15.11.2013
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п Мероприятие Участники/ответственные
1. Представление классным руководителем результатов собственной работы «Что означает Ваша фамилия?» Классный руководитель, учащиеся / классный руководитель
2. Формулировка цели, вопросов проекта
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п Мероприятие Участники/ответственные
1. Распространение памяток с индивидуальным планом работы над проектом Классный руководитель, учащиеся/ репортёрская служба, библиотечная служба
2. Определение перечня возможных источников информации
План мероприятий практического этапа
№ п/п Мероприятие Участники/ответственные
1. Индивидуальная работа по рекомендованному плану Учащиеся, родители, руководитель кружка «Истоки»/каждый учащийся
План мероприятий аналитико-коррекционного этапа
№ п/п Мероприятие Участники/ответственные
1. Представление промежуточных результатов индивидуальной работы классному руководителю. Учащиеся, классный руководитель/каждый учащийся
2. Получение рекомендаций по внесению необходимых корректив и окончательному оформлению работы.
3. Оформление результатов проделанной индивидуальной работы.
План мероприятий заключительного этапа
№ п/п Мероприятие Участники/ответственные
1. Представление результатов своей работы каждым учащимся. Учащиеся, классный руководитель/классный руководитель
2. Объединение всех работ в альбом «Что означает Ваша фамилия?»
19. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе : каждый участник проектной группы принимает участие в работе на всех этапах.
Памятка
Уважаемый четвероклассник! Тебе предстоит участвовать в реализации проекта «Что означает Ваша фамилия?».
В ходе работы ответь на вопросы:
- От чего произошла твоя фамилия?
- С какого века она упоминается?
- Кто из твоих однофамильцев прославился чем-либо в стране или в мире?
- Что ещё интересного о своей фамилии тебе удалось узнать?
- Какие источники ты использовал?
Всё, что узнал, аккуратно оформи на белом листе для печатания. Кроме ответов, можешь поместить фото, рисунки по теме проекта. Удачи!
Памятка
Уважаемый четвероклассник! Тебе предстоит участвовать в реализации проекта «Что означает Ваша фамилия?».
В ходе работы ответь на вопросы:
- От чего произошла твоя фамилия?
- С какого века она упоминается?
- Кто из твоих однофамильцев прославился чем-либо в стране или в мире?
- Что ещё интересного о своей фамилии тебе удалось узнать?
- Какие источники ты использовал?
Всё, что узнал, аккуратно оформи на белом листе для печатания. Кроме ответов, можешь поместить фото, рисунки по теме проекта. Удачи!
Памятка
Уважаемый четвероклассник! Тебе предстоит участвовать в реализации проекта «Что означает Ваша фамилия?».
В ходе работы ответь на вопросы:
- От чего произошла твоя фамилия?
- С какого века она упоминается?
- Кто из твоих однофамильцев прославился чем-либо в стране или в мире?
- Что ещё интересного о своей фамилии тебе удалось узнать?
- Какие источники ты использовал?
Всё, что узнал, аккуратно оформи на белом листе для печатания. Кроме ответов, можешь поместить фото, рисунки по теме проекта. Удачи!
Памятка
Уважаемый четвероклассник! Тебе предстоит участвовать в реализации проекта «Что означает Ваша фамилия?».
В ходе работы ответь на вопросы:
- От чего произошла твоя фамилия?
- С какого века она упоминается?
- Кто из твоих однофамильцев прославился чем-либо в стране или в мире?
- Что ещё интересного о своей фамилии тебе удалось узнать?
- Какие источники ты использовал?
Всё, что узнал, аккуратно оформи на белом листе для печатания. Кроме ответов, можешь поместить фото, рисунки по теме проекта. Удачи!