Галина Царёва
Проект «Что нам осень подарила» для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Е. Благинина
Публикация «Проект „Что нам осень подарила“ для младшего возраста» размещена в разделах
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить ее. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
Именно в младшем возрасте в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает. Через приобщение дошкольника к природе родного края, формируются основы и начальный опыт природосообразного поведения ребенка, умения и навыки наблюдений за природными объектами, положительное отношение к природе, способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.
Актуальность.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей об осенних изменениях в природе. Огромную роль в образовании дошкольников играет практическая, познавательная и исследовательская деятельность, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать этот «активный интерес».
Зачастую родители забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. А ведь младший возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему и когда происходят те или иные явления. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, связную речь. Многие дети группы испытывают затруднения при определении характерных особенностей овощей и фруктов, с трудом классифицируют их.
Проблема, значимая для детей,
на решение, которой направлен проект:
дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?», «Чем отличаются овощи от фруктов»…Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой осени и с ее "дарами" через познавательною деятельность, что способствовало расширению знаний, развитию чувств, улучшению отношений между детьми.
Технологическая карта проекта
Творческое название проекта «Что нам осень подарила»
Тип проекта Познавательный, творческий, групповой
Возраст детей Дети 2 – ой младшей группы
Исполнители Воспитатели и дети 2 –ой младшей группы, родители дошкольников
Продолжительность Долгосрочный (месяц)
Цель:Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в осенний период времени, с изменениями в живой и не живой природе, выделять отличительные особенности осеннего периода от других сезонов, а так же способствовать творческому выражению детей в продуктивной деятельности.
Задачи: 1. Учить детей правильно называть признаки осени, закреплять их представление об осенних изменениях в природе.
2. Развивать умение узнавать и называть овощи и фрукты, выделять характерные признаки и качества.
3. Развивать у детей инициативную речь, умение поддержать диалог с взрослыми и детьми, способствовать развитию любознательности и мышления.
4. Развивать игровой опыт каждого ребенка, побуждать интерес к творческим проявлениям в тематической игре и игровому общению со сверстниками.
5. Объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательного интереса и творческого развития детей.
Этапы реализации
1этап-подготовительный
2этап-практический
3этап-обобщающий
4этап-призентация проекта
Ресурсы.
Материально – техническое: ноутбук, презентации, муляжи овощей, фруктов, дидактические игры и картотека, художественная литература.
Продукт проекта.
• Лепка, аппликация и рисование
• мультимедийные презентации
• сюжетно – ролевые игры
• наблюдения на прогулке за живой и неживой природой
• участие в выставке ДОУ «Дары осени»
• коллективное творчество Панно «Ходит осень по дорожке»
Ожидаемые результаты:
- дети знают и называют характерные признаки осени;
- дети умеют различать овощи и фрукты (их по внешнему виду, цвету, форме; и где они растут);
- у детей сформированы начальные представления о пользе витаминов;
- произойдет развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей;
- у детей сформировано повышение речевой активности и активизация словаря по теме «Осень», «Овощи и фрукты»;
- родители активно участвуют в реализации проекта, заинтересованы в развитии познавательной сферы детей.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
обсуждение темы проекта
разработка плана занятий с детьми.
подбор методического, дидактического материала.
2 этап – практический
систематизация знаний детей о времени года «Осень», об овощах, и фруктах через организованную - образовательную деятельность.
Совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Рассматривание сюжетной картины «Осень»
«Что нам осень подарила»
«Рассматривание картины «Овощи»
Настольно – печатные игры:
«Фруктовое домино»
«Сбор урожая»
«Сложи овощи в банку»
«Чудесный мешочек»
«Собери пазлы»
Дидактические игры:
Д/и. «Найди овощи»
Д/и. «Что где растёт»
Д/и. «Угадай по вкусу»
Д/и. «Четвёртый лишний»
Д/и. «Чего не стало?»
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Беседы
«Осень наступила» - с разучиванием стихотворения «Осень» А Плещеева
«Что выросло на огороде?» (рассматривание картин)
«Плоды фруктовых деревьев»
Сюжетно – ролевая игра
«Собираем урожай»
«Угостим Зайчика морковкой»
«Магазин»
Образовательная область «Речевое развитие»
«Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»
Просмотр презентации «Во саду ли в огороде»
Составление коллективного рассказа по сюжетным картинкам «Сбор урожая»
«Овощи и фрукты для зайчонка»
Разбор и разучивание стихотворений, загадок, пальчиковых игр.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование:
«Осенний дождик»
«Осенний листопад»
«Свекла»
«Помидор»
«Апельсин и мандарин»
Лепка:
«Картошка в мешке»
«Грибы»
Аппликация:
«Гриб»
«Репка»
«Консервируем фрукты»
Самостоятельная деятельность
Рисование:
«Раскрась фрукт и овощи вместе с воспитателем»
«Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры
«Солнышко и дождик»
«Птички летают»
Хороводная игра «Есть у нас огород»
Пальчиковая гимнастика
«Компот»
«Апельсин»
«Тучка»
«Осень»
«Осенние листья»
Однажды хозяйка с базара пришла»
«Овощи»
«Грибы»
Индивидуальная работа с детьми
-беседы, с использованием дидактических игр для закрепления пройденного материала.
Совместная деятельность педагогов и родителей
Консультации для родителей: - «Как сохранить здоровье детей осенью» - «Учимся наблюдать осенью за изменениями в природе» - «Как одеть ребёнка осенью?» - «Собираем ребёнка на осеннюю прогулку» - «Встречаем осень с малышом» - «Как приучить ребёнка есть овощи и фрукты»
Индивидуальные беседы
Домашнее задание для совместного выполнения с детьми дома: по темам «Фрукты», «Поздняя осень», «Осень».
Памятки: - «Одежда для ребёнка осенью» - «Приметы и пословицы и пословицы про осень»
Привлечение родителей к участию в конкурсе ДОУ «Дары осени»
Деятельность детей с родителями
Изготовление поделок для конкурса ДОУ «Дары осени»
Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов.
Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах.
Рисование на тему «Осень».
3 этап – обобщающий
проведение выставки детских работ (рисунков, аппликации, лепки)
участие в выставке «Дары осени»
коллективное изготовление панно «Ходит осень по дорожке»
ознакомление родителей с результатами творчества детей
подведение итогов.
4 этап- презентация проекта
Выставка работ по изобразительной деятельности детей
Презентация проекта, представление портфолио по проекту.
Результаты проект
Во время реализации проекта дети стали проявлять интерес к сезонным изменениям в природе, участвовать в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, отвечать на вопросы, стали более эмоционально отзывчивы. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширился кругозор и представления детей об окружающем мире. Закрепились и расширились знания детей о времени года – осень, что активно способствовало развитию связной речи, любознательности, творческих способностей детей. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта, у них появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей. В детском саду прошла выставка детских работ, где дети проявили свои творческие способности, и закрепили полученные знания по теме «Осень». Многие дети нашей группы вместе с родителями изготовили поделки из осеннего материала и их работы заняли призовые места.
Перспективы
Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы обратить внимание ребёнка к новому, незнакомому для него представления об окружающем его мире, и вызвать ребёнка на речевое взаимодействие. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем свою работу, ставим для себя новые задачи, не на минуту не забывая, что самое главное и ценное в нашей работе – учить детей сотрудничеству, учить выполнять задание вместе, развиваться творчески, параллельно помогая детям изучать природу во всех ее проявлениях, а конкретно, в осенний период времени.
Программно – методическое обеспечение:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ рождения до школы» под ред. Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А, Васильевой.
2. Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 3-4 лет» Москва – Синтез 2008.
3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми с 3-4 лет» Москва – Синтез 2007.
4. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва и синтез 2008.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Волгоград.
6. Интернет ресурсы.