Екатерина Якимова
Проект «Что мы знаем о воде?» для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ?»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Время проведения: среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (дефектолог, музыкальный руководитель).
Образовательная область: познание
Публикация «Проект „Что мы знаем о воде?“ для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Актуальность проблемы: Ознакомление дошкольников с явлениями природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс практической, исследовательской деятельности для поиска причины мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Кроме того, современная модернизация образовательной системы требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми в ДОУ. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о неживой природе мы использовали проектную деятельность.
Цель: развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Задачи проекта :
• Образовательная область «Познание» :
- формирование и систематизация знаний о воде;
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
• Образовательная область «Коммуникация» :
- побуждать интерес детей к участию в беседе;
- обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов.
• Образовательная область «Социализация» :
- формирование умения работать в малых группах;
• Образовательная область «Художественное творчество» :
- создание изображения предметов по представлению (памяти);
• Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
- стимулирование адекватного понимания и выражение ребенком смысла художественного текста;
• Образовательная область «Музыка» :
- умение ритмично двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, менять движение в соответствии с изменением темпа.
В ходе интеграции образовательных областей нами решались коррекционно - развивающие задач :
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, стимулирование желания делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения);
- развитие слухо-зрительно-тактильного восприятия;
- развитие эмоционально-волевой сферы (волевого усилия, самоконтроля).
Продукты проекта :
Рисунки, карточки-схемы, выставки, лабораторные или опытнические зоны в группе, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, консультации и анкеты для родителей, экологические знаки.
Предполагаемые результаты:
1. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
2. Дети будут отличать и называть характерные признаки воды.
3. Дети научатся проводить простейшие опыты, исследования.
4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Риски
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления
проекта из-за большого объема изучаемого материала.
Предупреждение рисков
- Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Что мы знаем о воде?", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
- Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Этапы проекта :
Проект включает три основных этапа:
I этап проекта – организационно-подготовительный
1. Подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальная программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С. Г. Шевченко. В дополнение мы отобрали технологии: Е. С. Евдокимова «Технология проектрования в ДОУ», Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», М. И. Чистякова «Психогимнастика».
2. Пополнение и модернизация развивающей среды. Во-первых, уголок по экспериментированию превратился в уголок «Детской лаборатории», который значительно пополнился экспериментальным оборудованием и играми. Во-вторых в группе создан выставочный центр результатов творчества детей.
3. Ознакомление детей с неживой природой – вода, посредством коммуникативной деятельности (беседы «Волшебница вода», «Для чего нужна вода?» беседы по содержанию прочитанных текстов: потешки «Дождик-дождик», «Водичка-водичка», загадки о воде, знакомство с глобусом) и продуктивной деятельности (изготовление капелек воды).
II этап проекта – основной
1. Корректировка планов. Были внесены дополнения в планы коррекционно-воспитательной работы (у воспитателя, коррекционно-развивающей работы (у учителя-дефектолога, музыкального руководителя, а именно: включение развивающих игр и упражнений при использовании воды, для закрепления ее свойств и функций. Специалисты ДОУ планируют использование воды с целью коррекции высших психических функций и речи. Например: игра «Живое - неживое», «Закончи предложение», «Скажи наоборот». Музыкальный руководитель при проведении психогимнастики проводит игры : «На берегу моря», «Золотые капельки».
2. Собственно экспериментальная деятельность. Воспитатель вовлекает дошкольников в наблюдения за свойствами и состоянием воды, организовывает упражнения «Как журчит ручей», «Наблюдение за дождем», которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умение анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки. В ходе экспериментальной деятельности с водой воспитатель создает ситуации «Поможем Незнайке», которые дети разрешают посредством проведения опытов: «Вода не имеет формы», «Вода жидкая», «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», и анализируя, делают вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о воде и ее функциях.
III этап проекта – заключительный
1. Работа по обобщению и распространению опыта. Воспитателем используется игровая, коммуникативная деятельность в работе с детьми в форме беседы «Что мы знаем о воде?»; продуктивная деятельность «Какой бывает вода?» (рисование). Учитель-дефектолог использует игровую, познавательно-исследовательскую деятельность в форме следующих игр и упражнений: игры на развитие внимания : «Где спряталась вода?», «Кому нужна вода?»; на развитие мыслительных операций «Что сначала, что потом», «Собери целое»; игры на развитие мелкой моторики : «Проведи линию», «Обведи по точкам», «Раскрась правильно». Для закрепления навыков и знаний и воде, а также для коррекции слухового восприятия, внимания, ориентировки в пространстве музыкальный руководитель включает в музыкально-художественную деятельность такие игры как «Прогулка», «Игры в воде».
2. Итоговое мероприятие. Создание продукта. В ходе детской деятельности в группе совместно с воспитателем и детьми создан творческий альбом «Это все вода», коллаж «Волшебное облачко». Завершающим итогом проекта явилось комплексное мероприятие по разделу «Развитие естественнонаучных представлений» (образовательная область «Познание») по теме «Что мы знаем о воде?», в котором приняли участие не только воспитатель, но педагоги ДОУ (учитель-дефектолог, музыкальный руководитель). К участию в реализации проекта привлекались родители, с которыми осуществлялась работа в форме: анкетирование, консультации, папка-передвижка.
Сотрудничество с семьей:
*Анкетирование родителей.
* Папка-передвижка для родителей «Игры с водой», газета для заботливых родителей «Домашняя лаборатория»
Предполагаемые результаты:
1. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
2. Дети будут отличать и называть характерные признаки воды.
3. Дети научатся проводить простейшие опыты, исследования.
4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Риски
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления
проекта из-за большого объема изучаемого материала.
Предупреждение рисков
- Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Что мы знаем о воде?", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
- Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.