Лена Черненькая
Проект «Читаем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: педагогический
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Охватываемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Читаем вместе“» размещена в разделах
В нашу жизнь вошел интернет, который, с полной уверенностью можно сказать, занял свободное время и родителей, и детей. Мы, сами того не понимая, перестали взаимодействовать вне интернета, в реальности ограничиваемся в общении разговорными репликами, исключая лишние прилагательные, эмоции выражаем смайликами или анимационными картинками, характеризующие наше отношение к происходящему. Парадокс заключается в том, что с одной стороны «всемирная сеть» дает множество возможностей и знаний, а с другой стороны отрицает чтение с высокой буквы, как ту область, за которую мы как страна с «великим и могучим» всегда были на первом месте.
Герои произведений, их поступки, форма изложения, описательные акценты, эмоции и переживания, которые передают авторы, нужны не только взрослым, но и детям. Чтобы не только разговаривать, общаться, излагать складно, но и мыслить правильно, развиваться, стать добрым, помогающим нуждающимся, полноценно гармоничным человеком.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
В результате проведенного среди родителей анкетирования, мы получили следующие результаты:
«Что читают родители» показал, что:
- художественную литературу читают 23%.
Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку":
- каждый день – 80%;
- 2-3 раза в неделю -14%;
- не часто – 3%;
- редко -3%.
Опрос детей в группах выявил, что:
- 30% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере;
- 55% - большую часть времени смотрят телевизор;
- только 15% детей назвали чтение любимым занятием.
Ни один ребенок не был в детской библиотеке.
Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей, приобщить к участию в образовательном процессе через чтение книг в детском саду и дома, через совместные мероприятия в детской библиотеке поселка, создание мобильной библиотеки в детском саду, где дети могли бы обмениваться книгами, рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.
Цель проекта: развивать устойчивый интерес у детей и родителей к художественной литературе.
Задачи проекта:
• развивать у детей умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, мыслить словами;
• развивать связную речь;
• развивать внимание; память; воображение;
• воспитывать отзывчивость и сопереживание;
• воспитывать любовь к сказкам, стихам, рассказам, фольклору;
• воспитывать бережное отношение к книгам.
Предполагаемые результаты:
- пробудить у детей интерес к общению с книгой;
- дать представления детям о значении библиотеки в жизни человека;
- сформировать банк методических материалов по теме проекта;
- пополнить развивающую среду в группе;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.
I этап. Организационный.
Цель этапа: Определение проблемы и разработка перспективного плана реализации проекта
Содержание этапа:
1. Анализ работы по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Чтение художественной литературы»)
2. Анкетирование родителей «Семейное чтение»
3. Подбор литературы, методических рекомендаций.
II этап. Этап реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Ввести в традицию:
- понедельник: рассказ детей о прочитанных литературных произведениях по картинке или рисунку;
- среда: чтение родителями литературных произведений детям в детском саду с последующим обсуждением.
Сентябрь
Дети / Родители
Беседа «Моя любимая книга». Консультация для родителей по теме «Семейное чтение». Беседа на тему «Бережное хранение книг». Встреча родительского клуба в детской библиотеке п. Зюкайка на Празднике осени совместно с детьми и родителями (чаепитие). Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя). Чтение сказок родителями для детей средней группы «Теремок» и последующее обсуждение («У страха глаза велики», «Смоляной бычок»). Экскурсия в старшую группу.
Д/и «Кто лишний» (по сюжету прочитанных произведений, Д/и «Собери сказку по порядку» (последовательность по сюжетным картинкам). Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома.
Октябрь
Просмотр компьютерной презентации «Музей русских сказок в Москве».
Чтение сказок родителями для детей средней группы «Теремок» и последующее обсуждение («Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Горшок каши»). Проведение игры «Книжкина больница».
Встреча родительского клуба в детской библиотеке п. Зюкайка совместно с детьми и родителями.
Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя).
Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома.
Ноябрь
Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя) Наглядная информация «Роль сказок в жизни ребенка»
Раскрашивание раскрасок по сюжету прочитанных произведений
Чтение сказок: русская народная «Заяц Хваста», украинская народная «Рукавичка», «Снегурушка и лиса», «Хвастливый заяц» (узбекская)
Ситуативные беседа «Какую книгу мама мне читает на ночь»
Посещение спектакля-сказки с выездом в ТЮЗ г. Перми
Д/и «Что сначала, что потом?» (последовательность действий)
Встреча родительского клуба в детской библиотеке п. Зюкайка совместно с детьми и родителями
П/и «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк»
Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома
Декабрь
Инсценировка сказки детьми «Три поросенка»
Чтение сказок родителями: русские народные «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», английская сказка «Три поросенка»
Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)
Встреча родительского клуба в детской библиотеке п. Зюкайка совместно с детьми и родителями
Ситуативная беседа «Что такое «библиотека»?»
Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома
Январь
Изготовление «Книжек-малышек»
КВН с родителями «Мои любимые сказки»
Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)
Чтение сказок: А. Милн «Вини-Пух и все-все-все» (главы из книг) перевод с англ. Б. Заходера
С/р/и «Книжный магазин»
Встреча родительского клуба в детской библиотеке п. Зюкайка совместно с детьми и родителями
Д/м/и «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома
Февраль
Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)
Чтение сказок родителями: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Колосок»
Ситуативные беседы: «Моя любимая сказка», «Кто придумывает сказки»
Встреча родительского клуба в детской библиотеке п. Зюкайка совместно с детьми и родителями
Д/и «Кого не хватает?» (по сюжетам прочитанных произведений)
Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома
Март
Конкурс чтецов «Стихи о весне»
Чтение родителями рассказов Е. Чарушина «Как Томка научился плавать», «Почему Тюпа птиц не ловит», «Что за зверь», «Волчишко», «Никита-охотник», «Про Томку»
Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)
Встреча родительского клуба в детской библиотеке п. Зюкайка совместно с детьми и родителями
Д/и «Назови ласково»
Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома
Апрель
Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)
Чтение родителями: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Почему кот моется после еды» (литовская, К. Чуковский «Федорино горе», «Тараканище»
С/р игра «Библиотека»
Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»
Д/и «Из какой сказки фраза?»
Д/и «Сложи из частей»
Встреча родительского клуба в детской библиотеке п. Зюкайка совместно с детьми и родителями
Беседа «Моя любимая книга»
Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома
Май
Раскрашивание раскрасок по сюжету прочитанных произведений Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»
Презентация проекта для родителей
Развлечение «Книжкины именины»
Взаимодействие с детской библиотекой МБУК «Зюкайская сельская библиотека»
№ Дата Название мероприятия Целевая аудитория
1. 24.09 Праздник осени Родители и дети
2. 27.09 Дары леса Дети
3. 25.10 Семья Дети
4. 29.10 В мире русской литературы Родители и дети
5. 22.11 Здоровый образ жизни (сохранение и бережное отношение к своему здоровью) Дети
6. 26.11 Дикие животные зимой Родители и дети
7. 20.12 Зимующие птицы Дети
8. 24.12 Новый год к нам идет Родители и дети
9. 24.01 Виды транспорта (Для чего нужны машины) Дети
10. 28.01 Специальный транспорт Родители и дети
11. 25.02 Прошла зима, весна, пора! Родители и дети
12. 28.02 Изменения в природе Дети
13. 25.03 Животные весной (Зов джунглей) Родители и дети
14. 28.03 Все мы разные (девочки и мальчики, разные национальности, расы)
Дети
15. 25.04 Первоцветы Дети
16. 29.04 Красавица весна Родители и дети
III этап. Контрольно-оценочный.
Содержание этапа:
1. Открытие мини-музея «Моя любимая книга»;
2. Оформление библиотеки в группе;
3. Выставка детских рисунков.
Литература
1. Алиева Т. Н., Антонова Т. В. Программа «Истоки» - М. : Просвещение, 2003 г.
2. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
4. Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
5. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.
6. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.
7. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. - М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
8. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
9. Хрестоматия для чтения в детском саду. -М. : Детская литература, 2007г.