Татьяна Мартынец
Проект «Чехлы для сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Проект
«Чехлы для сюжетно – ролевых игр»
Разработчик:
Мартынец Т. Р.
воспитатель
г. Советский, 2018 г.
Паспорт проекта
Полное наименование проекта «Чехлы для сюжетно – ролевых игр»
Тип проекта Ролево – игровой
Вид проекта Внутренний
Публикация «Проект „Чехлы для сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Цель проекта Совершенствование РППС группы через пополнение центра сюжетно - ролевой игры атрибутами, способствующими развитию самостоятельной игровой деятельности и творческой инициативы.
Задачи проекта : 1. Организовать РППС, способствующую развитию игровой деятельности дошкольников.
2. Расширить игровой опыт детей и обогатить содержание сюжетно-ролевой игры.
3. Развивать у детей творческий замысел, интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
4. Приобщить родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
Образовательные области Социально – коммуникативное развитие:
- направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками.
Познавательное развитие:
- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о себе, объектах окружающего мира.
Речевое развитие:
- включает владение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматической правильной речи.
Художественно - эстетическое развитие:
- включает «Художественно - эстетическая деятельность», «Музыкальная деятельность».
Период продолжительности Средней продолжительности
Ожидаемые результаты
Для детей
1. Повышение уровня развития сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
2. Формирование навыков самостоятельно выполнять предметно – игровые действия.
3. Расширение представлений детей о многообразии способов использования
предметов – заместителей и игровых действий.
4. Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из нее, отражать в играх взаимоотношения между людьми.
5. Эмоционально включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре.
6. Сложатся благоприятные межличностные отношения в группе детей.
Для педагогов
1. Повышение профессионального мастерства
педагогов в умении использовать проектную деятельность в воспитательно-образовательном процессе.
2. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Для родителей
1. Появится заинтересованность в игровой деятельности своих детей.
2. Становятся активными участниками образовательного процесса.
Для ДОУ 1. Повышение эффективности и качества образовательного процесса.
2. Обеспечение современных требований развития дошкольника.
3. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на развитие воображения и творческой активности дошкольников, формирование у дошкольников игровой деятельности.
4. Реализация инновационных технологий.
Участник проекта Педагоги, родители, дети
Пояснительная записка
Игра - это ведущий вид деятельности детей. Через сюжетно – ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. В сюжетно - ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько грамотно организована соответствующая РППС. Наблюдения за сюжетно – ролевыми играми детей нашей группы показали, что игры не всегда активно развиваются, зачастую непродолжительны. Наблюдается многократная повторяемость сюжетов, они бедны по содержанию и тематике, дети используют в играх одни и те же предметы и игрушки.
Таким образом, возникшее противоречие: с одной стороны - важность и необходимость развития игровой деятельности, формирование инициативности и творчества, удовлетворение интересов и потребностей детей, а с другой – отсутствие недостаточной (соответствующей) развивающей среды, необходимых игровых атрибутов, привели к выбору темы проекта.
Гипотеза
Мы предположили, что в предметно – пространственной среде следует использовать разнообразные материалы, в том числе и новые атрибуты, созданные руками детей, родителей, педагогами. Это будет способствовать формированию у детей активности, инициативности, самостоятельности, творчества, воображения, сделает сюжетно – ролевые игры интересными и содержательными.
Актуальность проекта заключается в необходимости развития активной игровой деятельности детей, так как в игре ребенок развивается, познает мир, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, развивает самостоятельность и самодеятельность ребенка. Одним из главных условий активизации игровой деятельности детей является создание соответствующей предметно – развивающей среды.
В нашей группе создана развивающая предметно – пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не несет той положительной роли в эффективном развитии детей, которую могли бы нести. Поэтому возникла необходимость усовершенствовать развивающую среду группы, а именно, обсудив с детьми и родителями данную проблему, было принято решение изготовить новые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Новизна идеи состоит в том, что изготовленные атрибуты для сюжетно – ролевых игр способствуют возникновению игры, развивают умение детей выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, развивает социально-коммуникативные навыки. Способствуют развитию творческих способностей, использованию в играх строительного материала, а так же развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Предмет проекта : совместная деятельность педагогов и родителей по совершенствованию РППС в средней группе детского сада.
Продукт проектной деятельности : чехлы на стульчики для пополнения центра сюжетно – ролевой игры.
Цель проекта : Совершенствование РППС группы через пополнение центра с/р игры атрибутами, способствующими развитию самостоятельной игровой деятельности и творческой инициативы.
Задачи проекта :
1. Организовать РППС, способствующую развитию игровой деятельности дошкольников.
2. Расширить игровой опыт детей и обогатить содержание сюжетно-ролевой игры.
3. Развивать у детей творческий замысел, интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
4. Приобщить родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
Методы исследования: провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определить недостающие компоненты, составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости, изучить интересы, предпочтения и особенности детей группы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня развития сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
1. Формирование навыков самостоятельно выполнять предметно – игровые действия.
2. Расширение представлений детей о многообразии способов использования
предметов – заместителей и игровых действий.
3. Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из нее, отражать в играх взаимоотношения между людьми.
4. Эмоционально включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре.
5. Родители содействуют созданию комфортной РППС в группе.
Риски: отсутствие заинтересованности родителей в вопросах по созданию оборудования для центра сюжетно – ролевых игр.
Мероприятия по их устранению: изготовление буклетов с фотографиями оборудования, проведение мастер – классов по изготовлению оборудования педагогами учреждения, демонстрация опыта других учреждений.
Формы и методы работы:
Наглядный – рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, видеороликов с изображением людей разных профессий, наблюдения, картин, презентаций
Словесный – беседы с детьми, чтение художественной литературы, рассказы о профессиях, указания, словесные инструкции, объяснение
Практический - дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые игры и игровые упражнения, направленные на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания, творческих способностей, фантазии, речи
Этапы проекта
I этап – подготовительный:
№ Мероприятия Период Результаты
1 Изучение требований к организации РППС в соответствии ФГОС ДО сентябрь, 2017 г.
Знание требований к организации развивающей среды
2 Экспертиза состояния РППС педагогами сентябрь, 2017 г. Проведена экспертиза состояния РППС в группе
3 Анализ потребностей сентябрь, 2017 г.
Выявление потребностей детьми
4 Отбор методического, материально – технического обеспечения и содержания деятельности; сентябрь, 2017 г.
Подобран методический материал, материально – техническое обеспечение в соответствии с темой
5 Определение места в реализации образовательных программ, областей; сентябрь, 2017 г. Определены образовательные области
6 Разработка проекта, отражающего инновационную идею сентябрь, 2017 г.
Разработан план, через который осуществляется реализация проекта
II этап - основной:
№ Мероприятия Период Результаты
1 Чтение стихов и рассказов
- Л. Толстой «Пожарные собаки,
С. Маршак «Кошкин дом»,
- К. Чуковский «Айболит»,
- В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»;
- С. Баруздин «Строим дом»,
- С. Михалкова «Дядя Степа» октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Формируется умение воспринимать литературное произведение, поддерживать беседу, отвечать на вопросы
2 Беседы:
Тематические беседы по профессиям.
«Как переходить улицу»
«Будем в армии служить»
«Беседа о мужестве и храбрости»
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
«Моя полиция меня бережет»
октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Развивается диалогическая речь, формируется умение правильно применять грамматические формы
слов, четко произносить слова, обогащается и активизируется словарь.
3 Чтение пословиц, поговорок, загадки:
- о транспорте;
- полиции;
- военных;
- врачах;
- строителях октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Расширение кругозора и обогащение словарного запаса.
4 Рассматривание альбомов и иллюстраций с профессиями (полицейский, доктор, строитель, пожарный, военный) октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Расширение представлений детей о профессиях, использующих в сюжетно – ролевых играх.
Продуктивные виды деятельности
Изготовление атрибутов для игры
Рисование, аппликация, лепка
октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Воплощение умений и знаний детей в творческих работах, полученных в практической деятельности
5 Подвижные игры:
«Самый смелый», «Разведчики»,
«Преодолей препятствие»,
«Меткий стрелок», «Снайперы», «Пограничники» октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Развитие у детей выдержки, умение двигаться
по сигналу, ориентировка в пространстве, ловкость и умение выполнять движение по сигналу,
упражнять в беге
с увертыванием.
6 Сюжетно-ролевые игры :
«Инспектор ДПС»
«Поликлиника»
«Военные шоферы»
«Пограничники»
«Служба спасения»
октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Творчески воспроизводят в играх различные виды человеческой деятельности, развивается интерес к играм, обогащается сюжет игры
7 Дидактические игры:
«Профессии»
«Лото - пожарная безопасность»
«Четвертый лишний»
«Сложи картинку»
«Отгадай военную профессию»
«Светофор»
«Мы – строители»
«Комната для куклы»
«Военная техника»
«Угадай по описанию»
октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Развивается пространственное мышление, умеют планировать свои действия; формируется творческое воображение, мышление и умение видеть красоту архитектурного решения
Совместная деятельность
-развлечение
«Путешествие в страну профессий»
Февраль, 2018 г. Вовлечение родителей в образовательный процесс
9 Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для организации и проведения сюжетно – ролевых игр
октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Вовлечение родителей в образовательный процесс, обогащение РППС (центра сюжетно – ролевых игр).
Консультации для родителей
«Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»
«Игры с ребенком младшего дошкольного возраста в жизни вашей семьи» октябрь, 2017 г. -
февраль, 2018 г. Повышение родительской компетентности о значимости с/р игры и правильной организации.
III этап - заключительный:
№ Мероприятия Период Результаты
1 Подведение итогов проекта
Анализ результатов Март, 2018 г. Создание презентации проекта, представление чехлов
2 Распространение опыта Март, 2018 г. Трансляция презентации
Вывод: в ходе данного проекта, дошкольники приобрели навыки общения, взаимопонимания и взаимопомощи, дети стали внимательнее друг к другу, у них развились творческие способности, речь, научились согласовывать свои действия с действиями товарищей, могут самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками, брать на себя определенную роль, имеющую неоценимое значение для социального развития ребенка, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Данный проект помог внести новые подходы в организации развивающей среды для полноценного развития дошкольников. В группе созданы условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.
Родители принимают участие в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр, стали более внимательными к детям и активными в жизни группы.
В перспективе планируется добавлять и другие атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Литература:
1. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений», Веракса Н. Е., Веракса А. Н. М. : Мозаика-синтез, 2008.
2. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., М., 2009.
3. «Развитие игровой деятельности дошкольника», Калиниченко А. В., Миклаева Ю. В., М: Айрс-Пресс, 2004.
4.«Организация сюжетной игры в детском саду», Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., М., 2000.
5. «Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях», Петровский В. А, Кларина Л. М, Смывина Л. А. М., 1993.
6. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Бойченко Н. А., Григоренко П. Н. Киев, 1982.