Диана Сулейманян
Проект «Часики» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека.
- Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.
- Формировать представления о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах.
- Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.
- Развивать поисковую деятельность.
- Развивать коммуникативные навыки.
Публикация «Проект „Часики“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Вид проекта: исследовательски - творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники - дети, родители, воспитатель
Актуальность: Данная тема особенно актуальна, ведь часы и время настолько вошли в нашу жизнь, что трудно представить, что может случиться, если вдруг больше не будет часов, не будет будильников, не будет того временного расписания, к которому мы так все привыкли. Современному человеку, часы необходимы. Так много нужно успеть и так важно не потерять время. Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Вдохновение» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.
Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было – никаких! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов.
Предполагаемый результат
- Дети познакомились с историей появления часов;
- Сформировалось представление о различных видах часов и их
назначении;
- Поднялся уровень мотивации коллективных достижений у детей.
- Создание атмосферы общности интересов, партнерских
отношений.
Родители:
- Привлечение родителей к активному участию в
мероприятиях, выставках проводимых в рамках проекта;
- Повышение интереса к работе в ДОУ.
Воспитатели:
- Разработка содержания и активное руководство проектом
будут способствовать накоплению знаний детей о «Часах»
- Накопление практического дидактического материала по
различным видам детской деятельности в рамках работы над
проектом.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллективных работ).
2 этап - основной
Цель:провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Для чего нужны часы?», «Как люди раньше определяли время», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Водяные часы»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Секундомер».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик-так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин, «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», Н. Чупрунова «Всю ночь часы стучат», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О. Подтуркина «Часы», И. Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», М. Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают часы», Степанов «Время».
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые часики», «Часы-кукушка» пластилинография.
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Настенные часы».
- Дидактическая игры:«Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Назови точное время», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови части суток», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Выпечка: печенье «Часики».
- ООД. Развитие речи на тему «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», «Какие бывают часы?».
- ООД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин часов».
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.
Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М. : Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М. : Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара. : Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара. : Издательство «Учебная литература»,2004
7. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10