Галина Никифорова
Проект «Царство камней»
▼ Скачать + Заказать документы
(Ракушки)
Как вы думаете, из чего они состоят? Где используется известняк?
Игра «Гора и камешки»
Стоит гора - старушка Поднимают руки вверх
До небес макушка Тянутся на цыпочках
Её ветер обдувает Обмахивают себя кистями рук
Её дождик поливает Встряхиваю кистями рук
Стоит гора, страдает Прикладывают ладошки к щекам и качают головой
И камешки теряет Встряхивают в воздухе руками
Раскатились камешки
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы Развести руки в стороны
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
центр развитие ребенка – детский сад № 63 г. Сочи
Консультация
Публикация «Проект „Царство камней“» размещена в разделах
для родителей
Подготовила:
воспитатель МДОБУ № 63
Никифорова Г. В.
«Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Многие родители жалуются, что дети собирают на улице грязные булыжники, тащат их в дом.
Действительно дети в младшем возрасте проявляют огромный интерес к камешкам, пытаются их рассмотреть, пробуют постучать одним о другой или начертить, что – нибудь на стене, на асфальте, так у них проявляется познавательный интерес, своеобразный двигатель развитие ребенка.
Ещё в древности камни служили детям игрушками. Что – то из того времени – эпохи «детства человечества» - перешло и к нам: посмотрите, как целенаправленно собирают камешки на берегу моря не только малыши, но и взрослые, да и украшение из камня все ещё имеют над нами магическую власть.
Предлагаем вам собрать вмести с детьми собственные коллекции камней и использовать их для экспериментирования, игр, создание «каменных картин». Такая деятельность поможет сенсорному развитию ребенка, побудит его мыслить логически, сравнивать предметы, выражать свои чувства и мысли.
Как собирать коллекцию
Предложить ребенку на улице во время прогулки собрать как можно больше разных камешков (отличающихся по форме, размеру). Можно представить, что вы ищите останки старинного клада, ведь любой камень может стать драгоценным – стоит только подтолкнуть детское воображение. Камни можно собирать и в горах, и на пляже и просто идя по улице. Собранные образцы хорошенько промойте и разложите в ячейки конфетных коробок.
Если вы знаете название камней, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместить на обратной стороне крышки коробки. Если не знаете названий не беда, - главное чтобы камни отличались друг от друга. Ребенок даже может дать свои условные названия камням в зависимости от тех или иных присущих им особенностей. Хорошо когда в коллекции есть гранит, мрамор, кварц, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию обработанной морской гальки.
Вполне вероятно, что во время писков вы найдете не только камешки, но и искусственный – керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Они могут составить основу коллекции искусственных камней. Это позволит вам сравнить разные камни и на их примере объяснять детям значение термина «природа» и «не природа» (искусственный объект). Помните о том, что коллекции должны быть безопасными для детей – заранее обстучите молоточком острые грани каменного обломочка. Для дальнейшего экспериментирования лучше всего подойдут камешки, которые удобно помещаются в ладошке ребенка.
Совместные эксперименты родителей с детьми.
Приготовьте набор небольших камешков, разных по цвету, форме, качеству поверхности (гладкие и шероховатые, твердости).
Добавьте морской или речной (округлый) камень, керамзит, кусочки пластилина.
Расскажите ребенку, что у Земли есть каменная одежда. Там где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы. Рассмотрите с малышом фотографии, просмотрите видеофильмов горных ландшафтов, скажите, что многие камни из вашей коллекции – это как бы кусочки гор. Напомните де
тям[/i], что камни, горы – это неживая природа.
Экспериментирование
(классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей).
Задание 1.
Какими бывают камешки?
Рассмотреть их внимательно, найти самый большой и самый маленький, самый красивый и самый не выразительный. Обосновать своё мнение.
Задание 2.
Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый круглый, самый гладкий камешек, потом самый не ровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень. Он называется галькой. Как ребенок думает, почему у него нет острых углов? А раньше были? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуете, как они ударяются друг о друга, ещё они трутся о песок. Острые углы постоянно исчезают, камешек становится округлым.
Задание 3.
Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит (кристаллики, трещины, узоры).
Задание 4.
В одну руку взять камешек в другую пластилин. Сжать обе ладошки сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Попробуем постучать кусочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
Задание 5.
Попробуем что – нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим острым предметом. Что получается? Можно посмотреть через лупу.
Почему говорят: «твердый как камень», «стоит как каменный»?
Задание 6.
Что будет, если мы положим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги). Можно ли камешек плавать? Возьмем кусочек гранита и керамзит, сравним их по массе, затем опустим одновременно с миской с водой. Что произошло с каждым из них? Почему? Желательно, чтобы ребенок сам сделал вывод: в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет.
Задание 7.
Опустите в миску ещё несколько камешек. Попробуем их на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?
Задание 8.
«Превращаемся» в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огонь ударом двух кремешков друг о друга. Если очень постараться можно заметить - искру. (Этот опыт требует осторожности, закрепите с детьми правила пожарной безопасности).
Понюхаем теперь камни и определим запах. Твердый камень или мягкий? Почему? Говорят: «крепкий как кремень»?
Задание 9.
Каким камешком лучше рисовать на асфальте или на фанерке? Пробуем кремнем, мелом, углем графитом (это лучше всего делать во время прогулки).
Задание 10.
Сделаем музыкальный инструмент. Положим камешки в металлическую банку из - под кофе или пластмассовую коробку, плотно её закроем. «Гремучий» инструмент готов. Можно менять камешки (увеличить или уменьшить их количество, помещать камни разного размера, массы). При этом менять звук. Как гремит один камешек? Два? Три? Много?
Задание 11.
Подобрать камешки:
1. из, которых можно воздвигнуть памятник;
2. сделать украшение;
3. построить дом.
Объяснить свой выбор. В заключении, обобщить вместе с ребенком, какими бывают камни: (твердые, отличаются по цвету, форме, тяжелые, тонут в воде меняют цвет в воде.