Лучший педагог года

Проект «Быт и этнические традиции народа»

Анна Хветте
Проект «Быт и этнические традиции народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Ёлочка»

города Димитровграда Ульяновской области»

ПРОЕКТ

на тему «Быт и этнические традиции народа»

Участники проекта : воспитанники 5-6 лет, родители, воспитатели.

Длительность проекта : 1 год (2018-2019 учебный год).

Авторы проекта : воспитатели Беляева Н. В. ,Гиниятуллова А. Ф., Хветте А. В.

г. Димитровград, 2018г.

Содержание проекта :

1. Тема, цель и задачи проекта….3

Публикация «Проект „Быт и этнические традиции народа“» размещена в разделах

2. Актуальность проекта…. 3

3. Этапы реализации проекта деятельность детей и родителей в проекте….5

4. Ожидаемые результаты проекта….6

5. Перспективы развития проекта…7

6. Список использованных источников ….8

7. Приложение

1. Тема, цель, задачи проекта

Тема: «Быт и этнические традиции народа»

Цель проекта :становление гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры через приобщение детей к её истокам.

Основные задачи: Организовать особые условия, совместно с родителями и детьми создать внутреннее убранство жилища народов Поволжья, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культурынародов Поволжья.

Пробуждать чувство любви к родному краю, малой родине, Отечеству.

Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества.

Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

2. Актуальность.

Народ, который не знает своей культуры

и истории, - презренен и легкомысленен.

Н. М. Карамзин

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач на современном этапе. Развитие патриотизма осуществляется при взаимодействии национального и социального элементов. Приобщение дошкольников к национальным традициям – актуальная проблема современного образования. Ещё в XIXвеке русские педагоги и просветители К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой утверждали: воспитание чувства любви к Родине необходимо начать в дошкольном возрасте.

Культура любого региона уникальна. Своеобразие региональных культурных традиций складывается из географических, экономических и социальных особенностей территории. Именно культура своего региона предоставляет человеку возможность более глубокого осмысления роли личности в формировании культурного наследия общества; понимания законов взаимосвязи и взаимозависимости людей и природной среды; единства географического расположения края, ландшафта и коллективных усилий человека, его труда и творчества. Главной целью изучения региональной культуры в дошкольном возрасте является целенаправленная подготовка юных граждан своего края к осознанному включению в культурную и духовную жизнь села, города, области, к пониманию своей сопричастности с природой и социокультурным наследием своей малой Родины. Введение краеведения в систему работы сдошкольникам предполагает развитие у детей основ исторического сознания, социальной компетентности, формирование прогностического взгляда, воспитание патриотических чувств. Использование в этом процессе музейной педагогики расширяет возможности дошкольного учреждения по приобщению детей к общекультурным, национальным, гражданским ценностям.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена культура народа который тебя окружает, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся-теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. По существу мы являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.

У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Еще в недалеком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости” - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становиться ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благодарный путь возрождения забытых ценностей.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет необходимость организации в ДОО деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста общей культуры, развитие у дошкольников социальных, нравственных, интеллектуальных качеств и творческого потенциала каждой личности как субъекта, отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми, миром. Образовательный процесс всовременной ДОО конструируется на основе приобщения дошкольников к духовно-нравственным, социокультурным ценностям и традициям семьи, общества, государства с учётом индивидуальных особенностей ребенка, когда ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления значения, содержания, целей и задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников, которое мы видим в последнее время. В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

В настоящее время проблема восстановления и сохранения культуры народа находится в центре внимания общества. Федеральный закон «Об образовании» выдвигает в качестве принципов государственной политики в этой области приоритет общечеловеческих ценностей. Одновременно в законе утверждается, что одной из задач системы образования является «защита … национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства».

При организации этнопедагогического процесса следует помнить, что мы живём в полиэтническом регионе – Ульяновской области Российской Федерации. Ребенок живёт, и его личность формируется в многонациональной среде. В этой сложной ситуации нельзя ограничить дошкольника ознакомлением с культурными ценностями одного народа.

Из всего вышесказанного нами были определены следующие приоритеты (этапы) в работе над проектом :

3. Этапы реализации проекта.

Первый этап: подготовительный (Сентябрь-октябрь) :

1) Создание мотивации для участия в проекте, как детей, так и родителей.

2) Проведение бесед и занятий на тему «Культурно-историческое наследие нашего народа».

3) Показ презентаций «Внутреннее убранство жилища татарского, мордовского, русского, чувашского народов».

4) Создание условий и материально – технической базы для организации мини -музея.

5) Определение темы, цели, задач и мест для расположения мини-музея.

6) Сбор экспонатов и создание мини-музея.

7) Анкетирование родителей «Как мы знаем наш родной край?»

8) Диагностика знаний детей об истории своего города.

9) Материально – техническая база для организации мини-музея:(методическая литература, детская литература о родном крае – сказки, стихи, рассказы; наглядно – дидактические пособия и демонстрационный материал; дидактические авторские игры; символика родного края и страны куклы в народных костюмах; изделия народного творчества.

Второй этап: основной (практический с ноября по апрель)

1) Посещение городского Краеведческого музея;

2) Организация и проведение занятий-экскурсий по мини-музею.

3) Использование экспонатов музея в организованной и самостоятельной деятельности детей.

4) Проведение совместно детско-родительских мероприятий (оформление старинного интерьера национальной избы,изготовление кукол самокруток, лепка из соленого тестастаринной посуды, хлебобулочные изделия).

5) Слушание и пересказ народныхсказок, пословиц, поговорок, закличек и т. д.

Третий этап: заключительный. (май)

1) Обработка и обобщение результатов работы в мини-музее. Выставление на официальном сайте МБДОУ отчетной информации.

4. Ожидаемые результаты проекта.

Ожидаемые результаты проекта «Быт и этнические традиции народа»

У воспитанников:

обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни своих предков;

активизация представлений о жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

пробуждение национального самосознания, через отражение в художественно-творческой деятельности (лепка из соленого теста, конструирование, ручной труд) темы любви к малой родине.

У родителей:

- проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

- участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

У педагогов:

- своего педагогического арсенала научно - обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

- разработка методического материала по проекту «Быт и этнические традиции народа»

- создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта «Быт и этнические традиции народа»

5. Перспективы развития проекта.

Перспектива дальнейшего развития проекта :

1. Пополнение новыми экспонатами;

2. Оформить фотоальбом «Мини-музей своими руками» Организовать экскурсию по мини – музею детей других групп детского сада;

3. На базе группового мини-музея проводить методическое объединениевоспитателей МБДОУ по обмену опытом работы.

4. Приглашать представителей из школы №2 города по обмену опытом;

5. Продолжать более активное сотрудничество с Димитровградским краеведческим музеем;

6. Продолжать поисковую деятельность совместную с родителями воспитанников;

7. Оформить методические рекомендации по проведениюработыв мини-музее.

8. Размещение отчетных фото и видеоматериалов работы мини-музея группы на официальном сайте МБДОУ.

Таким образом, представленный вашему вниманию проект является попыткой найти наиболее эффективные и продуктивные формы работы, позволяющие не только не только расширять знания воспитанников об истории народа своей малой Родины, но и развивать творческие способности детей.

6. Литература и интернет ресурсы:

1. С чего начинается Родина? : опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондыркинской. – М. : ТЦ Сфера,2005;

2. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт. Сост. Е. А. Позднякова. -Волгоград: Учитель,2008.-148с. ;

3. Власова Л. В., Захарова Л. М., Иванушкина Т. Б. Игры в процессе ознакомления с родным городом. - Ульяновск, 2005;

4. Власова Л. В., Захарова Л. М., Иванушкина Т. Б. Мини-музеи в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - Ульяновск, 2004;

5. Камарова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая родина//Управление дошкольным образовательным учреждением. -2005.№1.;

6. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. Пособие/Н. В. Алешина. -М. :ЦГЛ,2005.

7. Солнечные лучики. Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской принадлежности в условиях социального партнерства с учреждениями, входящими в ядерный инновационный кластер: учеб. -мето. Пособие/ под общ. ред. Л. М. Захаровой, Н. Ю Майданкиной. - Ульяновск: Центр ОСИ, 2016.- 100с. - (Серия «Развитие инновационных процессов в системе образования Ульяновской области»)

8. https://www.melekes.com/page/

9. https://chronograph.livejournal.com/

10. https://сказкиповолжья. рф/

11. Программа Ковардаковой Н. А., Майданкиной Н. Ю. Симбирский Венец: программа и методический материал к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческим ценностям региона. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2003; методического пособия по реализации регионального компонента Котляковой Т. А., Абдрахимовой Э. Ф. «Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников».- Ульяновск, 2014.

https://filling-form.ru/turizm/90854/index.html?page=19

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект «Традиции. Народные промыслы»Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.

Проект «Традиции в моей семье»Проект «Традиции в моей семье» Традиции — это элементы социального и культурного поведения, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Творческий проект «Праздники моего народа»Творческий проект «Праздники моего народа» Творческий проект «Праздники моего народа» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта: музыкальный.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Быт и этнические традиции народа»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 15:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Быт и этнические традиции народа»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Хветте в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД