Анна Хветте
Проект «Быт и этнические традиции народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Ёлочка»
города Димитровграда Ульяновской области»
ПРОЕКТ
на тему «Быт и этнические традиции народа»
Участники проекта : воспитанники 5-6 лет, родители, воспитатели.
Длительность проекта : 1 год (2018-2019 учебный год).
Авторы проекта : воспитатели Беляева Н. В. ,Гиниятуллова А. Ф., Хветте А. В.
г. Димитровград, 2018г.
Содержание проекта :
1. Тема, цель и задачи проекта….3
Публикация «Проект „Быт и этнические традиции народа“» размещена в разделах
2. Актуальность проекта…. 3
3. Этапы реализации проекта деятельность детей и родителей в проекте….5
4. Ожидаемые результаты проекта….6
5. Перспективы развития проекта…7
6. Список использованных источников ….8
7. Приложение
1. Тема, цель, задачи проекта
Тема: «Быт и этнические традиции народа»
Цель проекта :становление гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры через приобщение детей к её истокам.
Основные задачи: Организовать особые условия, совместно с родителями и детьми создать внутреннее убранство жилища народов Поволжья, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культурынародов Поволжья.
Пробуждать чувство любви к родному краю, малой родине, Отечеству.
Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества.
Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.
2. Актуальность.
Народ, который не знает своей культуры
и истории, - презренен и легкомысленен.
Н. М. Карамзин
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач на современном этапе. Развитие патриотизма осуществляется при взаимодействии национального и социального элементов. Приобщение дошкольников к национальным традициям – актуальная проблема современного образования. Ещё в XIXвеке русские педагоги и просветители К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой утверждали: воспитание чувства любви к Родине необходимо начать в дошкольном возрасте.
Культура любого региона уникальна. Своеобразие региональных культурных традиций складывается из географических, экономических и социальных особенностей территории. Именно культура своего региона предоставляет человеку возможность более глубокого осмысления роли личности в формировании культурного наследия общества; понимания законов взаимосвязи и взаимозависимости людей и природной среды; единства географического расположения края, ландшафта и коллективных усилий человека, его труда и творчества. Главной целью изучения региональной культуры в дошкольном возрасте является целенаправленная подготовка юных граждан своего края к осознанному включению в культурную и духовную жизнь села, города, области, к пониманию своей сопричастности с природой и социокультурным наследием своей малой Родины. Введение краеведения в систему работы сдошкольникам предполагает развитие у детей основ исторического сознания, социальной компетентности, формирование прогностического взгляда, воспитание патриотических чувств. Использование в этом процессе музейной педагогики расширяет возможности дошкольного учреждения по приобщению детей к общекультурным, национальным, гражданским ценностям.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена культура народа который тебя окружает, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся-теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. По существу мы являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.
У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Еще в недалеком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости” - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становиться ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благодарный путь возрождения забытых ценностей.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет необходимость организации в ДОО деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста общей культуры, развитие у дошкольников социальных, нравственных, интеллектуальных качеств и творческого потенциала каждой личности как субъекта, отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми, миром. Образовательный процесс всовременной ДОО конструируется на основе приобщения дошкольников к духовно-нравственным, социокультурным ценностям и традициям семьи, общества, государства с учётом индивидуальных особенностей ребенка, когда ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления значения, содержания, целей и задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников, которое мы видим в последнее время. В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.
В настоящее время проблема восстановления и сохранения культуры народа находится в центре внимания общества. Федеральный закон «Об образовании» выдвигает в качестве принципов государственной политики в этой области приоритет общечеловеческих ценностей. Одновременно в законе утверждается, что одной из задач системы образования является «защита … национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства».
При организации этнопедагогического процесса следует помнить, что мы живём в полиэтническом регионе – Ульяновской области Российской Федерации. Ребенок живёт, и его личность формируется в многонациональной среде. В этой сложной ситуации нельзя ограничить дошкольника ознакомлением с культурными ценностями одного народа.
Из всего вышесказанного нами были определены следующие приоритеты (этапы) в работе над проектом :
3. Этапы реализации проекта.
Первый этап: подготовительный (Сентябрь-октябрь) :
1) Создание мотивации для участия в проекте, как детей, так и родителей.
2) Проведение бесед и занятий на тему «Культурно-историческое наследие нашего народа».
3) Показ презентаций «Внутреннее убранство жилища татарского, мордовского, русского, чувашского народов».
4) Создание условий и материально – технической базы для организации мини -музея.
5) Определение темы, цели, задач и мест для расположения мини-музея.
6) Сбор экспонатов и создание мини-музея.
7) Анкетирование родителей «Как мы знаем наш родной край?»
8) Диагностика знаний детей об истории своего города.
9) Материально – техническая база для организации мини-музея:(методическая литература, детская литература о родном крае – сказки, стихи, рассказы; наглядно – дидактические пособия и демонстрационный материал; дидактические авторские игры; символика родного края и страны куклы в народных костюмах; изделия народного творчества.
Второй этап: основной (практический с ноября по апрель)
1) Посещение городского Краеведческого музея;
2) Организация и проведение занятий-экскурсий по мини-музею.
3) Использование экспонатов музея в организованной и самостоятельной деятельности детей.
4) Проведение совместно детско-родительских мероприятий (оформление старинного интерьера национальной избы,изготовление кукол самокруток, лепка из соленого тестастаринной посуды, хлебобулочные изделия).
5) Слушание и пересказ народныхсказок, пословиц, поговорок, закличек и т. д.
Третий этап: заключительный. (май)
1) Обработка и обобщение результатов работы в мини-музее. Выставление на официальном сайте МБДОУ отчетной информации.
4. Ожидаемые результаты проекта.
Ожидаемые результаты проекта «Быт и этнические традиции народа»
У воспитанников:
обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни своих предков;
активизация представлений о жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
пробуждение национального самосознания, через отражение в художественно-творческой деятельности (лепка из соленого теста, конструирование, ручной труд) темы любви к малой родине.
У родителей:
- проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
- участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;
У педагогов:
- своего педагогического арсенала научно - обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
- разработка методического материала по проекту «Быт и этнические традиции народа»
- создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта «Быт и этнические традиции народа»
5. Перспективы развития проекта.
Перспектива дальнейшего развития проекта :
1. Пополнение новыми экспонатами;
2. Оформить фотоальбом «Мини-музей своими руками» Организовать экскурсию по мини – музею детей других групп детского сада;
3. На базе группового мини-музея проводить методическое объединениевоспитателей МБДОУ по обмену опытом работы.
4. Приглашать представителей из школы №2 города по обмену опытом;
5. Продолжать более активное сотрудничество с Димитровградским краеведческим музеем;
6. Продолжать поисковую деятельность совместную с родителями воспитанников;
7. Оформить методические рекомендации по проведениюработыв мини-музее.
8. Размещение отчетных фото и видеоматериалов работы мини-музея группы на официальном сайте МБДОУ.
Таким образом, представленный вашему вниманию проект является попыткой найти наиболее эффективные и продуктивные формы работы, позволяющие не только не только расширять знания воспитанников об истории народа своей малой Родины, но и развивать творческие способности детей.
6. Литература и интернет ресурсы:
1. С чего начинается Родина? : опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондыркинской. – М. : ТЦ Сфера,2005;
2. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт. Сост. Е. А. Позднякова. -Волгоград: Учитель,2008.-148с. ;
3. Власова Л. В., Захарова Л. М., Иванушкина Т. Б. Игры в процессе ознакомления с родным городом. - Ульяновск, 2005;
4. Власова Л. В., Захарова Л. М., Иванушкина Т. Б. Мини-музеи в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - Ульяновск, 2004;
5. Камарова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая родина//Управление дошкольным образовательным учреждением. -2005.№1.;
6. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. Пособие/Н. В. Алешина. -М. :ЦГЛ,2005.
7. Солнечные лучики. Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской принадлежности в условиях социального партнерства с учреждениями, входящими в ядерный инновационный кластер: учеб. -мето. Пособие/ под общ. ред. Л. М. Захаровой, Н. Ю Майданкиной. - Ульяновск: Центр ОСИ, 2016.- 100с. - (Серия «Развитие инновационных процессов в системе образования Ульяновской области»)
8. https://www.melekes.com/page/
9. https://chronograph.livejournal.com/
10. https://сказкиповолжья. рф/
11. Программа Ковардаковой Н. А., Майданкиной Н. Ю. Симбирский Венец: программа и методический материал к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческим ценностям региона. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2003; методического пособия по реализации регионального компонента Котляковой Т. А., Абдрахимовой Э. Ф. «Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников».- Ульяновск, 2014.
https://filling-form.ru/turizm/90854/index.html?page=19