Валентина Картавая
Проект «Быт и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение
детский сад «Теремок» п. г. т. Красная Гора
Проект
«Быт и традиции русского народа»
Направление: историко – краеведческое
Старшая группа
Тип проекта: творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
[b]Сроки проведения:[/b] 09 января- 26 мая 2023 года.
Публикация «Проект „Быт и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Участники проекта: - дети и родители детей старшей группы;
- воспитатели старшей группы – Козлова Ю. А., Картавая В. М.
Актуальность проблемы
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему. В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью. Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, мы выбрали тему своего проекта «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Мы, посчитали,необходимым начать работу с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок, русских народных и хороводных игр.
Цель проекта:
-расширить у детей представления о традициях и быте русского народа;
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления детей с особенностями жизни и быта русского народа.
-дать детям представление о строительстве русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном е убранстве, русском костюме;
-обогащать знания детей о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим;
-помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
Развивающие:
-развивать фантазию и творческие способности дошкольников, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
-развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыки;
-расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий.
Воспитательные:
-прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства; -воспитывать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту; -воспитывать эстетические чувства, развивать эмоциональное восприятие и художественный вкус.
План реализации проекта
1 этап
организационно-подготовительный Реклама. Изучение уровня знаний;
• определение проблемы;
• выбор цели;
• определение задач;
изучение и подбор методической, научной и худ. Литературы;
• составление плана деятельности;
09.01.2023г. –13.01.2023г.
2 этап
основной-практический
• Рассматривание иллюстраций.
• Чтение художественной литературы.
• Народные игры.
• Беседы.
• НОД
• Совместная и самостоятельная деятельность детей. • Наблюдения.
• Творческая деятельность – рисование, аппликация
• Слушание русских народных песен, музыки.
• Заучивание потешек, закличек, поговорок.
• Экскурсия в краеведческий музей.
16.01.2023г. – 19.05.2023г.
3 этап
заключительный
Подведение итогов проекта
Досуг «Театрализованные подмостки» – развивать и обогащать представления детей о театре.
Презентация проекта.
22.05.2023г. – 26.05.2023г.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.
Январь
Тема
«Здравствуй, Зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!».
Рождество (7 января). Колядки (7 – 19 января).
Работа с детьми
Беседы: «Новый год за собой Рождество ведет»; «Зимние забавы русского народа».
ООД Познавательное развитие:«Русский народный праздник - Святки» -
(рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок Рождество, Новый год, Крещенье, познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания).
Сюжетно – ролевая игра по теме «Семья»: сюжет «Семья празднует Рождество».
Русская народная игра-хоровод «Мороз»,
Народные подвижные игры
«Игра с Колядой», «К нам коза пришла» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями.
Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня.
Работа с родителями:
Консультация дл родителей: «Как колядовали в старину».
Помощь в подборе атрибутов в подготовке к колядкам в детском саду.
Анкетирование родителей: «Народная культура в семье»
Февраль
Тема:
Масленица-Комоедица. (20 марта – 26 марта)
День Защитника Отечества
Работа с детьми
Беседа: «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.
Рассматривание иллюстраций о проведении обряда встречи весны
Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка.
Рассказывание русской народной сказки «Как весна зиму переборола».
ООД Прикладное творчество: выполнение поделки из соленого теста «Масленица».
Подвижные игры: «Горелки», «Малечина-калечина», «Гори, гори ясно» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности, воспитывать доброжелательные, партнерские отношения.
Развлечение «Широкая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.
Досуг «Солдатушки, бравы ребятушки!» - дать понятие о смелости, храбрости, решительности, доблести защитников Отечества, о традиции охраны русской земли.
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Русский народный фольклор в жизни детей старшего возраста.»
Выпуск для родителей папки-передвижки, буклетов: «Как приобщить ребенка к русской культуре»,
«Масленица», «День Защитников Отечества»
Март
Тема:
«Полна хата детей,
так и счастливо в ней».
Работа с детьми
Беседы: «Народная культура и традиции». «Народная кукла».
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева);
Рассматривание куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Ситуативные разговоры, свободное общение: «Традиции русского народа»; «О русских народных промыслах»; «Русская матр шка»; «Устное народное творчество в России»; «Русские народные музыкальные инструменты».
Аппликация «Русская матрёшка»
ООД по познавательному развитию: «Путешествие на ярмарку народных промыслов».
Выставка народных игрушек в уголке краеведения.
ООД по познавательному развитию «История русского народного костюма».
Виртуальная экскурсия в прошлое «В какой одежде ходили прежде».
Декоративное рисование: «Русский сарафан».
Лепка: «Украсим петушка по мотивам дымковской росписи». Экскурсия в дом культуры «Краеведческий музей».
Русские народные игры и хороводы: «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки», «Матушка Весна»
Сюжетно – ролевая игра: «Народные мастера»: сюжет «На выставке народного творчества».
Праздник «Сердце матери лучше солнца греет» - развивать любовь к самому близкому человеку – маме, уважение к её труду, проявлять заботу.
Работа с родителями
Конкурс: «Народная тряпичная кукла-оберег»» (Дети вместе с родителями делают куклу.)
Консультация для родителей: «Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей»
Апрель
Тема:
«Светлая Пасха».
(16 апреля)
Работа с детьми
Беседы с детьми о дне шуток и розыгрышей «Веселье лучше богатства» - рассказать о «Первое апреля – никому не верим!» (исполнение небылиц, чтение потешек, пение частушек).
Вербное воскресенье – рассказать о праздновании этого дня, о вербе.
Пасха – рассказать о приметах, обычаях, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания. Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха».
Беседы с детьми: «Пасхальные обряды» - (крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей, «Легенды о крашенье и дарении яиц», знакомство с пасхальными песнями.
ООД по познавательному развитию: «Празднование Вербного воскресения на Руси».
ООД Прикладное творчество: «Веточка вербы».
Игры – эксперименты: «Яйцо в бутылке», «Колумбово яйцо», «Варёное или сырое?», «Послушное яйцо».
ООД по художенственно – эстетическому развитию (рисование): «Пасхальное яйцо».
ООД по художенственно – эстетическому развитию (лепка): «Пасхальный кулич».
Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Ждем гостей».
Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки», «Змейка».
Расписывание пасхальных яиц, изготовление пасхальных открыток.
Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко».
Музыкальное развлечение «Светлый день» - развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие праздника, воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.
Работа с родителями
Совместное творчество детей и родителей: выставка «Пасхальные куличи и яйца».
Фотовыставка: «Как мы отмечали Пасху».
Папка – передвижка:«Пасхальные традиции»
Май
Тема:
«Пришла весна, с радостью…».
Егорьев день (6 мая,Марфа Зеленые щи, Молочница(16 мая,Арина Рассадница, Капустница(18 мая).
Работа с детьми
Беседа: ««Исконные символы России».
Рассматривание картин о родной природе, деревне
Занятие «Уж я сеяла, сеяла ленок – познакомить с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященным полевым работам, учить отгадывать загадки, проявляя смекалку и внимание, делать выводы и сравнения.
Речевые упражнения – «Скажите наоборот», «Продолжи предложение».
Проведение русских народных игр «Сиди Яша», «Протекала речка», «Козел», «Уж я сеяла ленок».
Рассказ о празднике День Победы, о традиции русского народа с давних времен защищать Родину-мать, познакомить с подвигом народа в Великой Отечественной войне.
Разучивание стихов, частушек на военную тематику, песен.
Объяснение пословиц и поговорок «С родной земли – умри не сходи», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Не силой дерутся, а умением», «Тяжело в ученье, легко в бою».
Мероприятие ко дню Победы - воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества.
Составление рассказов по пословицам и поговоркам. Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
Викторина по русским народным сказкам.
Досуг «Театрализованные подмостки» – развивать и обогащать представления детей о театре. Анкетирование родителей: «Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?».
Работа с родителями
Папка-передвижка:
«Читайте ребёнку правильные сказки».
Помощь в изготовлении костюмов для спектакля