Аноним
Проект «Был город-фронт, была блокада» для детей подготовительной группы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Проект «Был город- фронт, была блокада»
для детей подготовительной группы
Авторы проекта : Воспитатели
Зелова М. В.
Неганова Т. Е.
Санкт-Петербург
Колпино
Январь 2019
Тип проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта :1 неделя.
Публикация «Проект „Был город-фронт, была блокада“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.
Задачи:
- дать детям знания о жизни блокадного города,
- формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны,
- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги,
- вызвать интерес к истории своей страны,
- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.
- способствовать развитию познавательной активности, речи, расширять и активизировать словарь детей : блокада, эвакуация, “дорога жизни”, ветеран, монумент, мемориал и т. п. ,
- развивать интерес детей к отображению в творческих работах своих впечатлений по проекту.
- познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда,
- воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город.
Актуальность.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.
Предполагаемый результат.
- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
- Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.
- Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве.
- Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.
- Пополнение методической “копилки” тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Организация и этапы проведения проекта
Этапы Основные направления реализации
I. Подго-
товитель-
ный (орг-й) этап. Воспитатели:
- разработка содержания проекта, составление плана работы;
- подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет);
- оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику;
- подбор материалов для НОД.
Родители и дети:
- предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января :
*площадь Победы, где сооружен Мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, М. Московская,
*музей памяти “Улица жизни” под открытым небом на улице Итальянской посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда,
*музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д. 9,
*музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44.
Воспитатели и родители:
- подбор материала в информационную папку “900 дней” для родителей
II. Основной (деятельный) этап. Воспитатель и дети
1) Познавательное развитие
2) Речевое развитие 1) Совместная и самостоятельная деятельность:
- просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде;
- рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ;
- рассматривание детской художественной литературы: Крестинский А. А. “Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)”; Еремеев А. И. “В осажденном городе”; Миксон И. Л. “Жила-была” (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза “Дорога жизни” Н. Алексеевой "Дети Ленинграда;
- рассматривание иллюстраций “Дорога жизни”, “Пискарёвское мемориальное кладбище”, “Дорога жизни”, “Разорванное кольцо блокады” на фоне прослушивание песен и музыки военных лет;
- проведение бесед об истории города на тему “ Блокада Ленинграда”, “Трудности осажденного города”, “Дети Ленинграда”;
- дидактические игры: “Рода войск”, “Служу России”, “Моя Родина”, “Подбери форму солдату и моряку”, “Собери картинку” (разрезные картинки с изображением “Разорванное кольцо”, “Цветок жизни”);
НОД Тема: “900 дней и ночей” с использованием ИКТ.
Задачи:
- знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга, обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде;
- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений;
- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;
- пробуждать нравственные качества личности;
- способствовать развитию памяти, логического мышления.
НОД Тема: “Дорога Жизни”.
Задачи:
- расширить представление детей о блокадном городе. Познакомить с понятием “Дорога жизни”;
- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность.
НОД Тема: “Прорыв блокады Ленинграда. 1943. Художники: В. Серов, И. Серебряный”. Составление рассказов по картине.
Задачи:
- учить детей рассматривать картину, испытывать эстетические чувства;
- учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений;
- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.
Задачи:
- познакомить детей с художественными произведениями, событиями блокады Ленинграда 1941-1945 гг. как одной из героических страниц истории нашей страны;
- пробудить патриотические чувства ребят к своей отчизне на примере жизни и подвигов (“Блокадная книга” А. Адамовича и Д. Гранина, а также литературных героев (О. Берггольц “Я говорю с тобой под свист снарядов”;
- воспитание у учащихся чувств уважения к ветеранам, прошедшим войну и людям, пережившим Блокаду, восхищение их подвигами.
2) Совместная и самостоятельная деятельность:
Чтение художественной литературы.
Чтение и разучивание стихотворений Ю. Шмидта “Вечный огонь”. “Пусть летят столетья, пусть летят года”, “Наш город назывался Ленинградом.
Н. Ходза “Дорога жизни”, Л. Кассиля “Главное войско”, В. Карасевой “Маленькие ленинградцы” С. Баруздин “Шел по улице солдат”; С. Могилевская “Сказка о громком барабане”; Чтение хроники о блокаде В. К. Дмитриева “Была война, была блокада”; Н. Алексеевой "Дети Ленинграда" чтения стихотворений из сборника “о блокаде”.
Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: “Герой - за Родину горой”.
Художественно-эстетическое развитие Совместная и самостоятельная деятельность:
- рисование (коллективная работа) стенгазеты и листовок посвящённые к “Дню снятие блокады Ленинграда”.
Задачи:
- развивать у детей технику рисования акварелью и декоративным прорисовыванием;
- развивать воображение, творчество детей;
- воспитывать чувство патриотизма, чувство благодарности и гордости;
- прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду : Э. Хиль “Медаль за оборону Ленинграда”, “Баллада о ледовой трассе”; В. Толкунова “Дети Ленинграда”; звучание метронома; Д. Шостакович “Ленинградская симфония”; Н. П. Бобковой “Мой город- герой”; Л. Шербенг,П. Крауберг “Эх, Ладога”;
- конструирование (из крупных частей конструктора “Строитель” : здания, мосты, дороги.
НОД Рисование. Тема “Улицы блокадного города”.
Задачи:
- учить применять полученные ранее умения и навыки в рисовании людей, военной техники, зданий;
- учить детей отражать в своем рисунке городскую улицу, продумывать расположение объектов на ближнем и дальнем плане, соединяя их в единую тематическую композицию;
- развивать воображение, творчество;
- уточнить знание детей о блокаде Ленинграда;
- воспитывать чувство патриотизма.
НОД Рисование по замыслу “Дорога жизни”.
- учить детей задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения;
- развивать фантазию, творческую активность;
- закреплять технические умение и навыки рисования разными материалами;
- закреплять знания о блокаде Ленинграда,
- показать свои знания о блокаде путем рисования;
- воспитывать чувство гордости за маленьких жителей нашего города и сопереживания.
НОД Аппликация тема: “Открытка ветерану”.
Задачи:
- формировать умение передавать в аппликации торжественность открытки ; уточнять представления о величине предметов; упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.
Социально-коммуникативное развитие Совместная и самостоятельная деятельность:
- рассматривание и обсуждение: плакаты на темы “Гражданская оборона”, “Умей действовать при пожаре”, “Защитные сооружения”;
- беседа: “Опасные участки на пешеходной части улицы”.
Физическое развитие - Игровое упражнение “Мы солдаты”.
Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять построение в колонну по двое, по трое, равнение в затылок. Учить выполнять размыкание в колонне на вытянутые руки вперед, повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
- Подвижные игры: “Перейди на другой берег”. Задачи: развивать основные движения – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.
- Военная эстафета “Разведчики и моряки”.
Задачи: упражнять в беге наперегонки; закреплять знания о военных профессиях (разведчик, моряк); активизировать в речи названия военной атрибутики “Снайперы” Задача: развивать меткость. “Передай снаряды” Задача: развивать ловкость, быстроту реакции, умение работать в команде.
III.Заключи-
тельный этап. Воспитатели – родитель – дети:
- выставка детских рисунков на тему “Блокада Ленинграда”;
- Час патриотического воспитания «Был город- фронт, была блокада» /в библиотеке/
Задачи:
- почтить память погибших и отдать дань уважения выжившим в годы блокады ленинградцам;
- поднятие патриотического духа;
- формирование у подрастающего поколения любви и верности Родине;