Татьяна Тикаиди
Проект «Букашки» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид, тип проекта : групповой, исследовательско - творческий.
Продолжительность проекта : месяц.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность проблемы: Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Публикация «Проект „Букашки“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Цель проекта : Формирование представлений о жизни насекомых. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Задачи проекта :
• формировать база знаний о мире насекомых (дети должны знать и называть насекомых, иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые; знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям; находить сходства и различия);
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
Мероприятия по реализации проекта :
Познавательная деятельность:
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование; познание предметного и социального мира. Освоение безопасного поведения. Д/И по математике и сенсорике.
Художественно- эстетическая деятельность:
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (оригами, поделка для веранды из подручного материала.
Социально-коммуникативная деятельность:
Дидактические игры, спектакль «Муха цокотуха».
Речевая деятельность:
Рассмотри картинки, назови всех насекомых, расскажи про каждого; интервью, расскажи стишок по мнемо картинке, загадывание загадок, Д/И и беседы по теме. Чтение художественной литературы.
Физическая деятельность:
Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Предполагаемый результат:
1. Сформированная база знаний у детей о мире насекомых (должны знать и называть насекомых, иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые; знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям; находить сходства и различия; владеть обобщающим понятием «насекомые»; составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы).
2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.
4. Развитие речи у детей, активного словаря.
5. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности.
6. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы.
Взаимодействие с семьей: Создание информационного уголка, памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»; помощь в подготовке и проведении спектакля «Муха цокотуха».
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный:
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
• подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности;
• подбор художественного слова;
• подбор дидактических игр;
• подбор дисков со звуками насекомых;
• прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»; Виктор Пелевин «Жизнь насекомых»;
• просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Букашки», «Под грибом».
Формы проведения.
а) Беседы на тему: «Что дети знают о насекомых?», «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Чем отличаются насекомые от зверей и птиц?», «На кого похожи?».
б) Предметные картинки по теме, назови насекомых, расскажи про каждого.
Задачи на данном этапе.
Продолжать знакомить детей с насекомыми, их разнообразием, отличительными признаками, питанием и передвижением, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме. Формировать навыки диалогической речи.
2. Основной.
Задачи на данном этапе
Сформировать базу знаний о мире насекомых. Воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки; формировать навыки исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность
Дневник наблюдений насекомых; прослушивание дисков со звуками насекомых Развивать наблюдательность, формировать интерес к исследовательской деятельности и насекомым.
Беседа «Таинственный мир насекомых» Дать представление о некоторых особенностях внешнего вида насекомых, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют
Беседа: «В чём польза насекомых?» Закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека.
Беседа «Опасные насекомые», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми» Рассказать, какую опасность несут насекомые для человека, содействовать развитию ответственности за свое здоровье.
Познавательно-исследовательская деятельность
Математика, сенсорика
Д/И «Найди отличия»
Д/И «Проведи насекомых по дорожкам»
Д/И «Обведи пунктирные линии»
Д/И «Найди мою тень»
Д/И «Найди геометрические фигуры»
Д/И «Посчитай-ка»
Д/И «Отсортируй бабочек»
Д/И «Раздели по группам»
Д/И «Какое крылышко подойдет?»
Задачи:-продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;
-развивать зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания;
-учить находить силуэты, развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление;
-формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур;
-формировать количественные представления, умение считать, развивать представления о цифрах;
-развивать умение упорядочивать предметы по размеру.
Чтение художественной литературы
В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Хвосты»;
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»;
В. Д. Берестов «Честное гусеничное»;
К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»;
М. Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи»
Задача:познакомить детей с литературными произведениями о насекомых
Изобразительная деятельность
Лепка «Пчела» Совершенствовать навыки лепки, формировать устойчивые представления о форме, уточнять и обогащать знания о насекомых.
Лепка «Паучок»
Аппликация «Божья коровка на листочке», «Жук из геометрических фигур» Учить правильно пользоваться заготовками, формировать интерес к аппликации, развивать представления об окружающем мире
Конструирование (оригами) «Божья коровка» Познакомить детей с техникой оригами, формировать умение складывать бумагу в разных направлениях.
Поделка для веранды из подручного материала «Мотыльки», «Пчелы с сотами» вызвать желание украсить участок
Рисование «Дорисуй и раскрась» Закреплять представление о круге, развивать мелкую моторику, вызвать интерес к рисованию
«Бабочка» Учить самостоятельно рисовать предмет из симметричных частей, украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами, развивать творчество и воображение.
«Стрекоза»
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
«День и ночь» (дневные и ночные бабочки, «Медведь и пчелы», «Поймай комара», «Превращения»,
«Паук и мухи», «Кузнечики», «Мотыльки»,
«Бабочки – подружки», «Бабочки на цветах», «Угадай-ка»
Задачи:-развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры
-Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила
-учить ориентироваться в пространстве, бегать врассыпную, взаимодействовать со сверстниками, развивать внимание, цветовосприятие, быстроту реакции, память и связную речь.
развивать умение бегать в разных направлениях
-упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость
обучать прыжкам, развивать координацию движений, укреплять костно-мышечный аппарат ног, туловища
-научить правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
-профилактика нарушений зрения дошкольников
Физкультминутки: «Стрекоза», «Кузнечики», «Бабочка», «Пчелка», «Жук», «Прогулка»
Пальчиковые игры: «Бабочка», «Пчела», «Паучок», «Пчелки», «С кем дружит цветок», «Пчела и жук», «Улей». «Сороконожка», «Божья коровка», «Светлячок-червячок»
Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок», «Летят пчелы», «Подуй на бабочку»
Гимнастика для глаз «Пчелы»
Коммуникативная деятельность (развитие речи)
Д/ И: «Отгадай загадку» по схеме, «Опиши насекомого», «Расскажи, кто где живет», «Назови ласково», «Посчитай» (1 комар,2,3,5 комаров, «Составь предложение» по картинкам, «Бывает – не бывает», «Подбери признак» :
Задачи:-Продолжать знакомить детей с насекомыми, их разнообразием, отличительными признаками, питанием и передвижением, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме
- понимать логико-грамматические конструкции
-Формировать навыки диалогической речи
Беседы: «Что дети знают о насекомых?», «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Чем отличаются насекомые от зверей и птиц?», «На кого похожи?»
Рассмотри картинки, назови их, расскажи про каждого; интервью
Расскажи стишок по мнемо картинке, разгадывание загадок
Прогулка
Наблюдение за пчелами на прогулке Закрепить знания о внешнем виде, способах передвижения, издаваемых звуках, питании; уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.
Наблюдение за бабочками на клумбе Закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек.
Наблюдение за муравьем
Поиск муравейника
Наблюдение за муравейником Закрепить знания о внешнем виде, способах передвижения; рассказать о жилище муравьев.
Найти тропу муравья (Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать)
Наблюдение на прогулке за божьей коровкой Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки, способах передвижения; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому
Наблюдение за майским жуком Закрепить знания о внешнем виде, способах передвижения, издаваемых звуках; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.
Уход и бережное отношение за цветами и кустарниками. Создание благоприятных условий для жизни насекомых Закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека.
Наблюдение за гусеничкой Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида гусенички, способах передвижения, питании; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому
Наблюдение за стрекозой Закрепить знания о внешнем виде, строении, способах передвижения, издаваемых звуках; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Наблюдение за кузнечиком Закрепить знания о внешнем виде, способах передвижения, издаваемых звуках; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому
Наблюдение за паучком Закрепить знания о внешнем виде, строении, способах передвижения.
Пауки полезны, они уничтожают вредных насекомых: мух, комаров. Паутинка легко качается от ветерка, она тоненькая, почти невидима.
Наблюдение за мухами. Закрепить знания о внешнем виде, способах передвижения, издаваемых звуках.
Наблюдение за улиткой Формировать представления детей о разнообразных мягких слизистых спиралевидных животных: улитка (внешний вид, повадки, особенности условий существования). Уточнить знания о внешнем виде, строении, способах передвижения.
Подсчитать количество разных видов насекомых, встречающихся на нашей площадке. Развитие умения рассуждать, наблюдать.
Музыкальная деятельность
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов». Прослушивание звуков, издаваемых насекомыми.
3. Заключительный.
Задачи на данном этапе.
Развивать творческие способности. Формировать умение сотрудничества. Формировать навыки диалогической речи.
Спектакль «Муха Цокотуха»