Елена Торбина
Проект «Биоценоз леса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть-Кутского района"
Проект "Биоценоз леса" (старшая группа)
Технологическая карта проекта
Название проекта «Биоценоз леса»
Разработчики и составители проекта : Торбина Е. В., воспитатель
Участники: дети, воспитатель.
Вид проекта : долгосрочный, познавательно - исследовательски - информационный
Публикация «Проект „Биоценоз леса“ в старшей группе» размещена в разделах
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; развитие самопознания и положительной самооценки;
- физическое развитие - формирование потребности в здоровом образе жизни;
- художественно - эстетическое развитие - овладение различными видами художественной деятельности;
- речевое развитие - развитие связной речи расширение активного словаря.
Срок реализации Март - май 2020 года
Актуальность для разработки проекта :
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Цели: Создать условия для повышения экологических знаний старших дошкольников посредством составления моделей.
Задачи: Формировать у детей экологические знания о лесе, его обитателях, растительном мире.
Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитывать экологическую культуру поведения.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- расширение и закрепление знаний и представлений детей о лесе и его обитателях;
- формирование понимания последствий экологически неграмотного поведения через ознакомление с правилами поведения на природе;
- развитие умений и навыков исследования и наблюдения в процессе знакомства с деревьями и обитателями леса;
- активизация познавательного интереса к объектам природы - деревьям, жителям леса;
- развитие связной речи, обогащение словаря детей, образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- проявление детской инициативы и самостоятельности, познавательной активности;
- совершенствование навыков эстетического восприятия, способности видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
Место проведения г. Усть-Кут, ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть-Кутского района».
Введение
Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную - травы, кустарники, мхи, лишайники и т. д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес - это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес - это «зеленые легкие» нашей планеты.
Роль леса в жизни человека очень велика. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса - грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными, и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность - древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройки домой и других сооружений, в качестве твердого топлива.
Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. Даже после нескольких часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.
Так же леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаги повышается влажность воздуха.
Актуальность:
Самая актуальная проблема нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считает лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, о том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы.
Статистические данные говорят о том, что из-за нарушения правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, имеют мало знаний о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь.
Чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.
Лес, как большая экологическая система, представляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубка, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т. д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым, нужно гарантировать ему защиту.
С этой целью был разработан экологический проект «Биоценоз леса», который позволит расширить и углубить представления детей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и охранять.
Объект изучения: процесс воспитания экологических знаний, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет изучения: использование модели биоценоза как основного метода воспитания экологических знаний у детей.
Сроки реализации проекта : март - май 2020г.
Участники проекта : дети, воспитатель.
Предполагаемые продукты проекта :
- совершенствована предметно - развивающая среда в группе через модернизацию уголка природы (уголок леса);
- информационно-методический пакет о лесах на территории нашего города (пополнение литературой, иллюстрациями, кроссвордами, загадками, стихами, настольные и дидактические игры);
- презентации проекта;
- выставка творческих работ детей «Лес в разные времена года», «Жители леса», «Птицы нашего леса», «Мы заглянем под кусток», «Что растет в нашем лесу», «Божья коровка»;
- систематизирован литературный и иллюстрационный материал по теме «Лес».
Методы и приемы работы с детьми:
- наглядные;
- словесные;
- игровые;
- практические.
Формы организации проекта :
- НОД;
- наблюдения;
- исследования;
- экспериментирование;
- лепка, аппликация, рисование;
- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;
- индивидуальная работа с детьми;
- рассматривание тематических альбомов, репродукций, картин, иллюстраций, фотографий;
- чтение художественной литературы о природе;
- утренние беседы;
- работа в книжном уголке;
- тематические выставки работ.
Виды детской деятельности: реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности - познавательную, исследовательскую, игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, восприятие художественной литературы.
Условия реализации проекта
Информационно-методические:
- методический инструментарий - картотека игр, конспекты занятий, предметно-схематические модели и т. д. ;
- подборка художественной литературы;
- альбомы, энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей;
- фильмы о природе;
- аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.
Материально-технические:
- материалы для художественного творчества: бумага, цветная бумага, картон, клей, ножницы, простые карандаши, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин, природный материал.
Этапы проведения проекта
1 этап - организационный (1 неделя марта)
2 этап - подготовительный (2 - 3 неделя марта)
3 этап - основной (4 неделя марта - 3 неделя мая)
4 этап - заключительный (4 неделя мая)
План реализации проекта
1 этап – организационный (1 неделя марта)
1 Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
2 Подбор методической литературы для реализации проекта
3 Подбор наглядного,дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин
4 Организация развивающей среды в группе
5 Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта
2 этап - подготовительный (2 - 3 неделя марта)
1 Разработка проекта
2 Организация деятельности по реализации проекта
3 Оказание помощи детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач
4 Оказание помощи детям в объединении в группы
5 Оказание помощи детям в распределении ролей
6 Составление плана деятельности по достижению целей:
- к кому обратиться за помощью;
- определить источники информации;
- подобрать материалы и оборудование для работы;
- какими предметами нужно научиться работать для достижения цели.
3 этап - основной (4 неделя марта - 3 неделя мая)
Беседы с детьми
1 «Что мы знаем о временах года»
2 «Что такое лес»
3 «Какую пользу приносит лес»
4 «Интересные факты о лесе»
5 Презентация «Дикие животные»
6 Презентация «Растения нашего края»
7 «Насекомые - польза и вред»
8 «Растения в нашем уголке природы»
9 «Живое - неживое»
10 «Птицы нашего леса»
11 Стихи
12 Загадки
13 Пословицы и поговорки
Ознакомление детей с художественной литературой
1 Рассказ М. Пришвина «Листопад»
2 Рассказ Г. Скребицкий «Лесной голосок»
3 Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь» (отрывок март)
4 Стихотворение Н. Саконская «В лесу»
5 Стихотворение И. Токмакова «Осинка»
6 Стихотворение А. Барто «Олень»
7 Стихотворение Н. Бацанова «Кто умеет так реветь?»
8 Стихотворение В. Леонов «На лугу трещит кузнечик…»
Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года
1 Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию
Прослушивание
1 Запись «Голоса леса» в музыкально-поэтическом сопровождении Е. Кочеткова, «Дерево», «Дуб», «Береза» И. Токмаковой
Экскурсии
1 Рассматривание деревьев на участке
2 Целевая прогулка в парк
3 Первые подснежники
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность
1 Рисование «Лес в разные времена года»
2 Лепка «Жители леса»
3 Аппликация «Что в нашем лесу растет»
4 Рисование «Лесные птицы»
5 Лепка «Мы заглянем под кусток»
6 Поделка из природного материала «Божья коровка»
Непосредственно образовательная деятельность
1 «Лес - наше богатство»
2 «Дикий мир животных»
3 «Лесные растения»
Дидактические игры
1 «Нелепицы»
2 «Лесные слова»
3 «Назови по порядку»
4 «Лес в разные времена года»
5 «Узнай зверя по описанию»
6 «Сложи картинку»
7 «Назови детеныша»
8 «Волшебный мешочек»
Тематические выставки работ
1 Выставки творческих работ детей
4 этап - заключительный (4 неделя мая)
1 Подготовка презентации по деятельности проекта
2 Модернизация уголка природы (уголок леса)
3 Представление проекта детям, педагогам
4 Оценка результатов проекта
Результаты проекта.
Дети:
- имеют элементарные представления о лесе, его обитателях; расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
- знают правила поведения в природе, имеют представление о последствиях неправильного отношения к природе;
- сформированы исследовательские способности в процессе изучения живой природы;
- научились устанавливать и понимать причинно - следственные связи в лесном сообществе;
- имеется познавательный интерес и любознательность при изучении живой природы; Детская инициативность, самостоятельность;
- развивается связная речь, образное и вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности; обогащается словарь детей;
- развивается эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, умение наслаждаться красотой природы;
- прививается любовь и бережное отношение к природе, ее обитателям и растениям.
Продукт проекта : биоценоз леса, оформленный детьми на ватмане. Организация выставок детских творческий работ.
Перспектива: разработка и выполнение проекта «Экологическая тропа».
Список использованной литературы
1. Бодраченко И. В. Дидактические игры по экологии. // Ребенок в детском саду. -2011,-№1-с. 73-74; №2-с. 52-53
2. Вербицкий А. А. Игровое моделирование: Методология и практика/ Под. ред. Ладенко И. С. ,Н., 2013
3. Вершинина Н. Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы. Диагностический журнал. Старшая группа. 2011
4. Виноградова А. М. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду. –Н., СПК, 2005
5. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников. М. ,АРКТИ,2001
6. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. 2011
7. Зимина А. М. Основы музыкального воспитания и развития детей. М., ВЛАДОС, 2000
8. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. М., 2009
9. Иванова А. И. Методики организации экологического наблюдения и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М., ТЦ «Сфера», 2003
10. Каменева А. А. Как познакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1983
11. Куликовская И. Э., Совин И. Н. Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста. М., 2005
12. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995
13. Николаева С. Н. Использование моделей при ознакомлении с природой. /Дошкольное воспитание. М., 1982
14. Срокова О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. 2014-№10-с. 25-28