МААМ-картинки

Проект «Биоценоз леса» в старшей группе (1 фото)

Елена Торбина
Проект «Биоценоз леса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

"Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть-Кутского района"

Проект "Биоценоз леса" (старшая группа)

Технологическая карта проекта

Название проекта «Биоценоз леса»

Разработчики и составители проекта : Торбина Е. В., воспитатель

Участники: дети, воспитатель.

Вид проекта : долгосрочный, познавательно - исследовательски - информационный

Публикация «Проект „Биоценоз леса“ в старшей группе» размещена в разделах

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; развитие самопознания и положительной самооценки;

- физическое развитие - формирование потребности в здоровом образе жизни;

- художественно - эстетическое развитие - овладение различными видами художественной деятельности;

- речевое развитие - развитие связной речи расширение активного словаря.

Срок реализации Март - май 2020 года

Актуальность для разработки проекта :

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Цели: Создать условия для повышения экологических знаний старших дошкольников посредством составления моделей.

Задачи: Формировать у детей экологические знания о лесе, его обитателях, растительном мире.

Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Воспитывать экологическую культуру поведения.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- расширение и закрепление знаний и представлений детей о лесе и его обитателях;

- формирование понимания последствий экологически неграмотного поведения через ознакомление с правилами поведения на природе;

- развитие умений и навыков исследования и наблюдения в процессе знакомства с деревьями и обитателями леса;

- активизация познавательного интереса к объектам природы - деревьям, жителям леса;

- развитие связной речи, обогащение словаря детей, образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

- проявление детской инициативы и самостоятельности, познавательной активности;

- совершенствование навыков эстетического восприятия, способности видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.

Место проведения г. Усть-Кут, ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть-Кутского района».

Введение

Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную - травы, кустарники, мхи, лишайники и т. д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес - это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес - это «зеленые легкие» нашей планеты.

Роль леса в жизни человека очень велика. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса - грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными, и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность - древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройки домой и других сооружений, в качестве твердого топлива.

Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. Даже после нескольких часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.

Так же леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаги повышается влажность воздуха.

Актуальность:

Самая актуальная проблема нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считает лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, о том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы.

Статистические данные говорят о том, что из-за нарушения правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, имеют мало знаний о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь.

Чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.

Лес, как большая экологическая система, представляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубка, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т. д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым, нужно гарантировать ему защиту.

С этой целью был разработан экологический проект «Биоценоз леса», который позволит расширить и углубить представления детей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и охранять.

Объект изучения: процесс воспитания экологических знаний, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения: использование модели биоценоза как основного метода воспитания экологических знаний у детей.

Сроки реализации проекта : март - май 2020г.

Участники проекта : дети, воспитатель.

Предполагаемые продукты проекта :

- совершенствована предметно - развивающая среда в группе через модернизацию уголка природы (уголок леса);

- информационно-методический пакет о лесах на территории нашего города (пополнение литературой, иллюстрациями, кроссвордами, загадками, стихами, настольные и дидактические игры);

- презентации проекта;

- выставка творческих работ детей «Лес в разные времена года», «Жители леса», «Птицы нашего леса», «Мы заглянем под кусток», «Что растет в нашем лесу», «Божья коровка»;

- систематизирован литературный и иллюстрационный материал по теме «Лес».

Методы и приемы работы с детьми:

- наглядные;

- словесные;

- игровые;

- практические.

Формы организации проекта :

- НОД;

- наблюдения;

- исследования;

- экспериментирование;

- лепка, аппликация, рисование;

- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;

- индивидуальная работа с детьми;

- рассматривание тематических альбомов, репродукций, картин, иллюстраций, фотографий;

- чтение художественной литературы о природе;

- утренние беседы;

- работа в книжном уголке;

- тематические выставки работ.

Виды детской деятельности: реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности - познавательную, исследовательскую, игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, восприятие художественной литературы.

Условия реализации проекта

Информационно-методические:

- методический инструментарий - картотека игр, конспекты занятий, предметно-схематические модели и т. д. ;

- подборка художественной литературы;

- альбомы, энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей;

- фильмы о природе;

- аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.

Материально-технические:

- материалы для художественного творчества: бумага, цветная бумага, картон, клей, ножницы, простые карандаши, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин, природный материал.

Этапы проведения проекта

1 этап - организационный (1 неделя марта)

2 этап - подготовительный (2 - 3 неделя марта)

3 этап - основной (4 неделя марта - 3 неделя мая)

4 этап - заключительный (4 неделя мая)

План реализации проекта

1 этап – организационный (1 неделя марта)

1 Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

2 Подбор методической литературы для реализации проекта

3 Подбор наглядного,дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин

4 Организация развивающей среды в группе

5 Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта

2 этап - подготовительный (2 - 3 неделя марта)

1 Разработка проекта

2 Организация деятельности по реализации проекта

3 Оказание помощи детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач

4 Оказание помощи детям в объединении в группы

5 Оказание помощи детям в распределении ролей

6 Составление плана деятельности по достижению целей:

- к кому обратиться за помощью;

- определить источники информации;

- подобрать материалы и оборудование для работы;

- какими предметами нужно научиться работать для достижения цели.

3 этап - основной (4 неделя марта - 3 неделя мая)

Беседы с детьми

1 «Что мы знаем о временах года»

2 «Что такое лес»

3 «Какую пользу приносит лес»

4 «Интересные факты о лесе»

5 Презентация «Дикие животные»

6 Презентация «Растения нашего края»

7 «Насекомые - польза и вред»

8 «Растения в нашем уголке природы»

9 «Живое - неживое»

10 «Птицы нашего леса»

11 Стихи

12 Загадки

13 Пословицы и поговорки

Ознакомление детей с художественной литературой

1 Рассказ М. Пришвина «Листопад»

2 Рассказ Г. Скребицкий «Лесной голосок»

3 Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь» (отрывок март)

4 Стихотворение Н. Саконская «В лесу»

5 Стихотворение И. Токмакова «Осинка»

6 Стихотворение А. Барто «Олень»

7 Стихотворение Н. Бацанова «Кто умеет так реветь?»

8 Стихотворение В. Леонов «На лугу трещит кузнечик…»

Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года

1 Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию

Прослушивание

1 Запись «Голоса леса» в музыкально-поэтическом сопровождении Е. Кочеткова, «Дерево», «Дуб», «Береза» И. Токмаковой

Экскурсии

1 Рассматривание деревьев на участке

2 Целевая прогулка в парк

3 Первые подснежники

Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность

1 Рисование «Лес в разные времена года»

2 Лепка «Жители леса»

3 Аппликация «Что в нашем лесу растет»

4 Рисование «Лесные птицы»

5 Лепка «Мы заглянем под кусток»

6 Поделка из природного материала «Божья коровка»

Непосредственно образовательная деятельность

1 «Лес - наше богатство»

2 «Дикий мир животных»

3 «Лесные растения»

Дидактические игры

1 «Нелепицы»

2 «Лесные слова»

3 «Назови по порядку»

4 «Лес в разные времена года»

5 «Узнай зверя по описанию»

6 «Сложи картинку»

7 «Назови детеныша»

8 «Волшебный мешочек»

Тематические выставки работ

1 Выставки творческих работ детей

4 этап - заключительный (4 неделя мая)

1 Подготовка презентации по деятельности проекта

2 Модернизация уголка природы (уголок леса)

3 Представление проекта детям, педагогам

4 Оценка результатов проекта

Результаты проекта.

Дети:

- имеют элементарные представления о лесе, его обитателях; расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;

- знают правила поведения в природе, имеют представление о последствиях неправильного отношения к природе;

- сформированы исследовательские способности в процессе изучения живой природы;

- научились устанавливать и понимать причинно - следственные связи в лесном сообществе;

- имеется познавательный интерес и любознательность при изучении живой природы; Детская инициативность, самостоятельность;

- развивается связная речь, образное и вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности; обогащается словарь детей;

- развивается эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, умение наслаждаться красотой природы;

- прививается любовь и бережное отношение к природе, ее обитателям и растениям.

Продукт проекта : биоценоз леса, оформленный детьми на ватмане. Организация выставок детских творческий работ.

Перспектива: разработка и выполнение проекта «Экологическая тропа».

Проект «Биоценоз леса» в старшей группе

Список использованной литературы

1. Бодраченко И. В. Дидактические игры по экологии. // Ребенок в детском саду. -2011,-№1-с. 73-74; №2-с. 52-53

2. Вербицкий А. А. Игровое моделирование: Методология и практика/ Под. ред. Ладенко И. С. ,Н., 2013

3. Вершинина Н. Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы. Диагностический журнал. Старшая группа. 2011

4. Виноградова А. М. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду. –Н., СПК, 2005

5. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников. М. ,АРКТИ,2001

6. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. 2011

7. Зимина А. М. Основы музыкального воспитания и развития детей. М., ВЛАДОС, 2000

8. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. М., 2009

9. Иванова А. И. Методики организации экологического наблюдения и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М., ТЦ «Сфера», 2003

10. Каменева А. А. Как познакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1983

11. Куликовская И. Э., Совин И. Н. Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста. М., 2005

12. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995

13. Николаева С. Н. Использование моделей при ознакомлении с природой. /Дошкольное воспитание. М., 1982

14. Срокова О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. 2014-№10-с. 25-28

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по рисованию «Дары леса» в старшей разновозрастной группеФотоотчёт о занятии по рисованию «Дары леса» в старшей разновозрастной группе Цель: создание рисунка гуашевыми красками на тему "Дары леса". Задачи: -развивать у детей эстетическое и цветовое восприятие, любовь к.

«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое.

Фотоотчет «Международный день леса в старшей группе»Фотоотчет «Международный день леса в старшей группе» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы провели Международный день леса - 21 марта. Планирование этого дня.

Комплексно-тематическое планирование ОД по экологическому воспитанию «Муравьи — санитары леса» в старшей группеКомплексно-тематическое планирование ОД по экологическому воспитанию «Муравьи — санитары леса» в старшей группе Область «Речевое развитие» Цель: Расширять и активизировать словарь детей. Формировать связную речь, умение правильно использовать в речи.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе «Этажи и жители леса» 25-29.09 Тема месяца Организованная образовательная деятельность «Осень» Понедельник 1 Физкультура Пенз. Стр. 24 №10 Задачи: Упражнять в.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса, и горы, и моря — все называется Земля»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса, и горы, и моря — все называется Земля» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса и горы и моря, все называется Земля». (к празднику 22 апреля – Международный.

Конспект ООД по ознакомлению с природой «Леса и луга нашей Родины» в старшей группе детского садаКонспект ООД по ознакомлению с природой «Леса и луга нашей Родины» в старшей группе детского сада Цель: создание условий, проблемных и игровых ситуаций для формирования у детей представления о природе нашей Родины через знакомство с лесом.

Конспект занятия «Жизнь леса» в старшей группеКонспект занятия «Жизнь леса» в старшей группе Цель: формировать и закреплять знания у детей о лесе Задачи: • расширять представление детей о разнообразии растительного мира • дать знания.

Планирование в старшей группе «Международный день леса»Планирование в старшей группе «Международный день леса» Цель: воспитание бережного отношения к природе Задачи: образовательные 1. расширить знания детей о деревьях; их строении, плодах, листьях;.

Сценарий утренника в старшей группе «Сказки осеннего леса»Сценарий утренника в старшей группе «Сказки осеннего леса» Сценарий утренника в старшей группе «Сказки осеннего леса» Вход под музыку на полукруг. Вед: Вот художник, так художник! Все леса позолотил,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Биоценоз леса» в старшей группе
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 18:11
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Биоценоз леса» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Торбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД