Наталья Берестова
Проект «Библиотека для детей и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 28 СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
КОНКУРС «Читающая мама – читающая страна»
Проект «Библиотека для детей и родителей»
подготовила учитель - логопед:
Берестова Н. С.
ст-ца Новодонецкая, 2021 г.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Библиотека для детей и родителей“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Чтение вслух — один из первых этапов знакомства ребёнка с книгами. Казалось бы, в этом нет ничего сложного. Однако всё меньше родителей уделяют этому процессу должное внимание. Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника,
т. к. он является своеобразным читателем.
В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.
К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения.
Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Цель проекта, основные задачи:
Цель:
формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
-приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- повысить интерес детей и родителей к художественной литературе, к художественной литературе Кубани;
- приобщать к истокам народной культуры родного края;
- познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;
- помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;
- создание пространства для диалога ребенка и взрослого;
- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;
- дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.
Проблема проекта :
Утрата опыта чтения и традиций семейного чтения как основы нравственного воспитания, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка дошкольника.
Гипотеза проекта :
- У ребёнка сформируется стремление к постоянному общению с книгой.
- Если вы хотите воспитать читающего ребенка, нужно, чтобы был читающий родитель.
Ожидаемый результат:
- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
- чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;
- увеличение количества книг в домашней библиотеке;
- у родителей возрастет интерес к чтению книг кубанских писателей о родном крае;
- у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;
- возрождение традиции домашнего чтения;
- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
Содержание проекта «Библиотека для детей и родителей».
Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.
В семьях, где родители любят читать у ребенка скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.
Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала.
В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функция общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение-это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания.
На этапе планирования я определила цель и задачи краткосрочного проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» в ДОУ по приобщению детей и родителей к совместному чтению книг, изучила методическую литературу по соответствующей теме, провела вводный мониторинг «Чтение художественной литературы дома» (анкетирование родителей и детей, подобрала книги для создания мобильной библиотеки, сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей.
На технологическом (основном) этапе будет выполняться деятельность по плану реализации проекта, ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение, о прочитанном учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, способствовать умению пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки, способствовать совместному созданию детей и родителей книги.
На заключительном этапе обобщались и систематизировались материалы, полученные в процессе реализации проекта. Такими материалами являлись фото и видеофайлы, полученные в процессе реализации плана, разработаны консультации и памятки по пропаганде семейного чтения для развития ребёнка и семейных взаимоотношений. Полученные материалы направлены на распространение опыта семейного воспитания через приобщение к художественной литературе, формирование психологического комфорта ребёнка, приобщения к традициям и культуре своего края.
Паспорт проекта.
Название проекта : «Библиотека для детей и родителей».
Вид:
По количеству участников – совместный
По приоритетному методу – исследовательско-творческий.
По продолжительности – краткосрочный (2 недели)
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Родничок» станицы Новодонецкой муниципального образования Выселковский район.
Руководитель проекта Берестова Наталья Сергеевна: учитель – логопед, МБДОУ ДС № 28, станица Новодонецкая, улица Советская, д. 52
Сроки выполнения:
Этап планирования – 1- 3 марта
Технологический этап – 4-10 марта,
Заключительный этап – 11 – 12 марта.
Исполнитель: Берестова Наталья Сергеевна учитель – логопед, дети и родители.
Постановка проблемы: утрата опыта материнского чтения и традиций семейного чтения как основы нравственного воспитания детей.
Цель проекта : формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи проекта :
-приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- повысить интерес детей и родителей к художественной литературе, к художественной литературе Кубани;
- приобщать к истокам народной культуры родного края;
- познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;
- помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;
- создание пространства для диалога ребенка и взрослого;
- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;
- дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.
Управление и кадры:
Участник проекта Функции участника
Автор: учитель – логопед
МБДОУ ДС № 28
Берестова Н. С. Разработка краткосрочного проекта «Библиотека для детей и родителей».
Подбор и систематизация детской литературы, развивающего материала соответствующего возрасту ребёнка.
Заместитель заведующего по ВМР: Щербина Л. А. Координация работы по реализации проекта, осуществление методического руководства проектом.
Родители старшей группы Организация ежедневного чтения с ребёнком, и деятельность согласно плана реализации проекта.
Воспитанники старшей группы Активное слушание и участие в деятельности по плану реализации проекта.
Воспитатели старшей группы:
Бажанова Алевтина Филипповна.
Якушина Татьяна Сергеевна. Участие в деятельности по плану реализации проекта.
Содержание и механизм реализации:
Деятельность по реализации проекта «Библиотека для детей и родителей» будет проходить в три этапа:
На этапе планирования были поставлены цели и задачи проекта, разработан план реализации проекта, изучена методическая литература по теме, подобраны развивающие материалы к читаемым произведениям.
На технологическом этапе реализации проекта выполнялась деятельность согласно плана, проходил контроль и анализ этой деятельности.
На заключительном этапе реализации проекта, подготовлены памятки и буклеты по пропаганде семейного чтения для развития ребёнка, семейных взаимоотношений.
Ожидаемый результат:
- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
- чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;
- увеличение количества книг в домашней библиотеке;
- у родителей возрастет интерес к чтению книг кубанских писателей о родном крае;
- у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;
- возрождение традиции домашнего чтения;
- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
План реализации проекта «Библиотека для детей и родителей»
технологический (основной) этап
Деятельность по реализации плана представляет собой комплекс мероприятий в рамках работы мини библиотеки детского сада, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения.
Сроки участники Мероприятия /описание мероприятия
1.03.2021г. Логопед,
Родители и дети - Анкетирование для родителей : «Чтение художественной литературы дома»;
- Организация предметно – пространственной среды в группе (изготовление стеллажа для библиотеки, совместно с родителями.
2.03.2021г. Логопед и дети - Чтение русских народных сказок;
Дидактическая игра: «Отгадай сказку по обложке»
3.03.2021г. Логопед, родители и дети - Консультация для родителей
«Литературное воспитание ребенка в семье»;
- Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
4.03.2021г. Логопед и дети - Беседа «Бережное хранение книг»;
- Проведение игры: «Книжкина больница»
5.03- 8.03.2021г. Родители и ребёнок - чтение зарубежных сказок детям;
- проведение конкурса для детей и родителей : «Книга своими руками»
9.03.2021г. Логопед и дети - чтение литературных произведений кубанских писателей по ролям;
- конкурс чтецов на тему «Я люблю тебя, Кубань!»
https://www.instagram.com/p/CMUPid6jJ5A/?igshid=117wskm5aa3w8
10.03.2021г. Логопед и дети Беседа «Знакомство с профессией библиотекарь»
- Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»
11.03.2021г.
Логопед и дети
- выставка рисунков: «Моя любимая сказка»
- инсценирование русских народных сказок.
12.03.2021г. Логопед, родители дети
- Литературные развлечения «Раз загадка, два загадка»
- Подведение итогов конкурса для детей и родителей : «Книга своими руками», вручение грамот.
ПРИЛОЖЕНИЯ
к проекту «Библиотека для детей и родителей»
Дидактическая игра: «Отгадай сказку по обложке»
Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
Беседа «Бережное хранение книг»
Игра «Книжкина больница»
Конкурс для детей и родителей : «Книга своими руками»
Конкурс чтецов «Я люблю тебя, Кубань!»
Сюжетно – ролевая игра: «Библиотека»
Выставка рисунков: «Моя любимая сказка»
Инсценировка русских народных сказок.
Литературные развлечения «Раз загадка, два загадка»
Отчет о реализации проекта «Библиотека для детей и родителей»
Педагогический проект «Библиотека для детей и родителей» реализовался на базе МБДОУ ДС № 28 станицы Новодонецкой Краснодарского края в старшей группе компенсирующей направленности. В проекте принимали участие воспитанники старшей группы в колличестве 21 человек, воспитатели старшей группы, родители воспитанников, заместитель заведующего по ВМР.
На этапе планирования я определила цель и задачи краткосрочного проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» в ДОУ по приобщению детей и родителей к совместному чтению книг, изучила методическую литературу по соответствующей теме, провела вводный мониторинг «Чтение художественной литературы дома» (анкетирование родителей и детей, подобрала книги для создания мобильной библиотеки, сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей.
На технологическом (основном) этапе будет выполняться деятельность по плану реализации проекта, ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение, о прочитанном учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, способствовать умению пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки, способствовать совместному созданию детей и родителей книги.
На заключительном этапе обобщались и систематизировались материалы, полученные в процессе реализации проекта. Такими материалами являлись фото и видеофайлы, полученные в процессе реализации плана, разработаны консультации и памятки по пропаганде семейного чтения для развития ребёнка и семейных взаимоотношений. Полученные материалы направлены на распространение опыта семейного воспитания через приобщение к художественной литературе, формирование психологического комфорта ребёнка, приобщения к традициям и культуре своего края.
В результате реализации проекта увеличилось число родителей, читающих своим детям. Чтение художественной литературы занимает одно из первых мест в семейном досуге. Увеличилось количество книг в домашней библиотеке. В ходе активной, целенаправленной, систематизированной работы с использованием различных форм творческой деятельности с учетом личностно - ориентированного подхода и взаимодействия со взрослыми, удалось значительно повысить творческий потенциал, потенциал к художественной литературе и речевые возможности детей.
У детей и родителей возрос интерес к чтению книг кубанских писателей о родном крае. У воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения. Возрождение традиции домашнего чтения. За время проекта дети сплотились, стали добрей друг к другу.