Елена Екимова
Проект «Безопасность на улице» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Екимова Елена Вячеславовна,
Город Магнитогорск
Проект «Безопасность на улице» для детей старшего
дошкольного возраста
Тип: творческо-информационный
Вид: познавательно-игровой
Руководитель проекта: Екимова Е. В. – старший воспитатель МДОУ «Д/с № 170 о. в.» г. Магнитогорска
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители
Продолжительность проекта: среднесрочный (ноябрь 2015 - февраль 2016)
Публикация «Проект „Безопасность на улице“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Форма работы: групповая, фронтальная
Цель проекта: формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи проекта: 1) систематизировать знаний детей о правилах безопасного поведения на улице;
2) создать условия в группе для обучения детей правилам дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте;
3) сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей;
4) активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
5) разработать макет «Транспорт города», оказывающий развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста.
Задачи в работе с детьми:
Обучающие:
познакомить с ситуациями, угрожающими жизни и здоровью;
познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах родного города;
формировать у детей старшего возраста знания о культуре поведения на дороге;
формировать у детей представления об автомобиле, как опасном средстве передвижения;
расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Развивающие:
развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений;
развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
развивать представления о видах транспорта, интерес к разным видам транспорта.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей;
воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему.
Задачи по взаимодействию с родителями:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Привлечь внимание родителей к проблеме нарушений ПДД.
3. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
4. Привлечь семьи к конкурсу «Дорога жизни», «Мастерская Самоделкина».
Актуальность проблемы.
Современные дети растут в мире высоких технологий. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги, бытовая техника, пожары в природе и в доме, ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Для осознания детьми реальной опасности, грозящей им от нарушения правил дорожного движения, необходимо как можно шире и активнее проводить профилактическую работу. В городе в этом направлении работа ведется: периодически проводятся акции «Внимание, дети!», в СМИ печатаются статьи и т. д. Такая работа, несомненно, имеет положительный результат. Реализация данного проекта позволит не просто активизировать работу в данном направлении, а включить в нее самих ребят, так как дети больше доверяют своим сверстникам в силу психологических особенностей своего возраста.
Считается, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так. Дорога и игра – это два взаимосвязанных понятия. Если необходимо научить ребёнка безопасному поведению на дороге, то с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Мы должны – дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность её избежать; следовательно, нужно сформировать соответствующую модель поведения, прививая навыки безопасного поведения на дорогах, в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Основные нарушения пешеходов: переход проезжей части в неустановленном месте, не соблюдение требований сигнала светофора, выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта или иного объекта.
В дорожно-транспортных происшествиях с участием детей 6 из 8 случаев происходят по вине самих детей, т. к. их поведение на дороге зачастую бывает непредсказуемым. Поэтому нас, педагогов волнует вопрос: как помочь детям и сделать и улицу, и дорогу безопасной для них.
Воспитание безопасного поведения на дороге есть часть воспитания индивидуального стиля жизни человека, целью которого является подготовка к жизни в обществе, в мире людей и машин.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Предполагаемые итоги проекта:
100% охват воспитанников;
расширение кругозора, обогащение воспитанников яркими впечатлениями, новыми знаниями;
предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности;
создание активизирующей предметно-развивающей среды в группе;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Обеспечение проекта:
Теоретическое обеспечение:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. – СПб. : Детство - пресс, 2002.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М. : ЦГЛ, 2004.
3. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С. Образовательная область «безопасность». – СПб: Детство - Пресс, М. : ТЦ Сфера, 2012.
4. Правила дорожного движения/составитель Л. Б. Поддубная - Волгоград: ИТД, 2009.
5. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб: Детство-Пресс, 2011.
6. Старцева О. В. Школа дорожных наук. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
7. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми - М. : ТЦ Сфера, 2010.
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийное оборудование, проектор, видеомагнитофон.
Методы проекта:
словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки, схемы эвакуации;
игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, ситуации, общения;
практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование
Этапы проекта: 1 этап – подготовительный
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ :
1) составление проекта «Безопасность на улице»;
2) подбор методической и художественной литературы;
3) подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
4) работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
5) наблюдение за движением транспорта и работой водителя;
6) изучить передовой опыт, передовые технологии по теме;
7) накопление информации, наблюдения за детьми, анализ проблемы.
2 этап – практический
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ :
1) Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Безопасность на улице» с разными ситуациями: правильными и неправильными, привлечение детей к решению этих ситуаций.
2) Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности: познавательной направленности, по развитию речи, по художественно - продуктивной деятельности.
3) Создание проблемных моментов, стимулирующих детей на совместные с педагогом «открытия» в решении спорных вопросов.
4) Знакомство с основными правилами перехода через дорогу, моделирование различных ситуаций детьми и педагогами.
5) Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Дорожная безопасность».
6) Знакомство с основными дорожными знаками для пешеходов и их назначением, использование условно – графических моделей детьми в играх.
7) Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, коррекционная работа, организация двигательного режима)
Рассматривание плакатов:
«Азбука безопасности на дороге»;
«Информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса».
Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения.
Наблюдения: «За работой водителя мусоровоза», «За снегоуборочной техникой».
Экскурсии вокруг детского сада.
Художественно-творческая деятельность:
Аппликация «Автобус», «Транспорт нашего города»,
«Спецтехника»;
Раскрашивание альбомов по теме, штриховка «Машина»;
Конструирование «Грузовой транспорт».
Выставка в книжном уголке «Умные машины».
Художественно-речевая деятельность:
Чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль»
Составление рассказов, разгадывание загадок, прослушивание песен.
Игры и пособия:
1. Д/и «Опасности вокруг нас».
2. Д/и «Если малыш поранился».
3. Д/и «Четвертый лишний».
4. Д/и «Хорошо – плохо».
5. Д/и «Запрещается – разрешается».
6. Д/и «Расставь знаки» (работа с макетом перекрестка).
7. Д/и «Узнай дорожный знак».
8. Д/и «Путаница».
9. Д/и «Помоги Самоделкину доехать до друзей».
10. Д/и «Найди ошибки».
11. Н/и «Наш город».
12. Н/и «Волшебный поясок».
13. Н/и «Знаки дорожного движения».
14. Н/и домино «Дорога».
Темы бесед с проблемными ситуациями:
1. «Зачем нужны ПДД».
2. «Если бы не было дорожных знаков?».
3. «Какой бывает транспорт?».
4. «Зачем нужен светофор?».
5. «Опасности вокруг нас».
6. «Хорошо – плохо».
7. «Если ты потерялся».
8. «Ты приехал к другу в незнакомый город».
9. «Поломался светофор».
10. «Наземный и подземный переход».
11. «Опасные ситуации на дороге».
12. «Правила поведения на дороге».
Сюжетно – ролевые игры с использованием макета «Наш город»:
1. «Шоферы».
Цель: закрепить знания детей о профессии водителя; продолжать знакомить с дорожными знаками и назначением светофора; воспитывать уважение и интерес к профессии водителя.
2. «Службы спасения».
Цель: закреплять знания детей о назначении «Служб спасения»:
пожарной, милиции, скорой помощи.
3. «Дорожный патруль».
Цель: воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасного движения, закреплять представления об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор-водитель», «инспектор-пешеход».
4. «Пункт первой помощи».
Цель: расширять представления детей о гуманной направленности
работы пункта первой помощи, её необходимости, мобильности в
чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.
Игровые ситуации:
1. «Куда спешит «Скорая помощь».
2. «Тили – тили - тили – бом, загорелся чей - то дом…».
3. «Пешеходы на дороге».
4. «Знаки перепутались».
5. «По дороге из детского сада».
6. «Играем на улице»
Подвижные игры:
1. «Красный, желтый, зеленый».
2. «Воробушки и автомобиль».
3. «Найди знак».
4. «Регулировщик».
5. «Путаница».
6. «Затейники».
7. «Цветные автомобили».
8. «Найди свое место» (со знаками, с сигналами светофора).
9. «Наш друг-Светофор».
10. «Веселый пешеход».
11. «Провези машину, не выронив груза».
Работа с родителями
Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма»;
Памятка для родителей: «Обучение детей наблюдательности на улице»;
Памятка для родителей по правилам дорожного движения;
Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле»;
Папки - передвижки: «Безопасность на улице», «Предлагаем почитать»;
Создание макета «Транспорт города»;
Родительское собрание «Знай правила движения, как таблицу умножения»;
Конструирование из бросового материала «Транспорт нашего города»;
Участие в городском конкурсе «Дорога жизни»;
Приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Дорожный патруль»;
«Учим дорожную азбуку»- составление маршрута (дорога от дома до детского сада).
3 этап – заключительный (обобщающий)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
1. Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
2. Уменьшение количества детей, нарушающих ПДД.
3. Проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД и наличие устойчивой позиции сопротивления нарушениям ПДД.
4. Активизация родителей и детей при проведении конкурсов и различных мероприятий.
5. Развлечение «В гостях у Светофора». Создание у детей радостное настроение при участии в развлечении.
Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
Совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге.
Перспектива:
Создание во дворе детского сада специализированной площадки по правилам дорожного движения;
Составление системы подготовки по ознакомлению с правилами дорожного движениядетей дошкольного возраста;
Организация экскурсии к посту ДПС с целью ознакомления детей с работой её сотрудников.
Планирование работы
Ноябрь
Беседы: «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Транспорт нашего города», «Пешеход», «Перекресток»
Развивающие ситуации: «Мы в автобусе», «Внимание дорожный знак», «Какой бывает транспорт?»
Лепка «Грузовая машина»
Конструирование: «Машины», «Гараж для машин»
Чтение художественной литературы:
«Автомобили» Н. Носов, «Машины» М. Пожарский
Речевая игра «Опасно-безопасно»
Аппликация «На нашей улице»
Наблюдение «Улицы города» (за работой мусоровоза); Загадки по ПДД
Дидактические игры: «Кто поедет первым?»
«Водители», «Путаница», «Светофор», «Почини машину»
Подвижные игры: «Стой! Иди!», «Мотоциклисты», «Мы едем, едем, едем в далекие края», «Выбираем транспорт для путешествий», «Цветные автомобили»
«Займи место в автобусе», «Перевези машину, не выронив груз»
Сюжетно ролевые игры: «В общественном транспорте», «Дом, гараж-магазин», «Сухопутный транспорт», «Пункт первой помощи», «Путешествие в лес на автобусе»
«Авторалли»
Настольно - печатные игры: «Дорожные знаки», «Транспорт» Педагоги, дети, родители
Декабрь Беседы: «Мы знакомимся с улицей», «Опасность на дороге», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Соблюдение мер безопасности в зимнее время».
Образовательная ситуация «Если не было бы дорожных знаков»
Знакомство с дорожными знаками:
«Подземный и наземный переход»
Выставка поделок «Дорога жизни», подведение итогов конкурса.
Работа с макетом перекрестка «Расставь знаки»
Стихи и загадки о дорожном порядке
Дидактические игры: «Наш друг – светофор», «Собери дорожный знак»
Пальчиковый театр «Светофор»
Игра-путешествие «Гуляем по городу»
Подвижные игры: «Регулировщик»
«Воробушек и автомобиль» Педагоги, дети, родители
Январь
]Беседы: «О правилах поведения на остановках общественного транспорта», «Осторожно, гололед!», «Шесть – не…», «Зимние забавы»
«Места опасные для игр на улице», «Мы идем по улице»
Чтение художественной литературы:
«Служебные машины" М. Дружинина
Игровая ситуация «Сказочная тропа», маршрут «Д/с-дом»
Сюжетно ролевые игры: «Пункт первой помощи»
Наблюдение за работой снегоуборочной машины.
Дидактические игры: «Скорая помощь»,
«Ничего не забудь».
Просмотр видеофильма «ПДД в детском саду».
Февраль Беседы: «О запрещающих знаках», «О знаках сервиса», «Родной город»
Загадки о дорожных знаках
Ситуации по развитию речи: «Кто важнее всех на улице»
Чтение художественной литературы:
«По улицам города» М. Приходькин
«Моя улица» М. Дружинина
«Правила дорожного движения» А. Тюняева
Проблемные ситуации: «Если ты потерялся»
«Как дойти до детского сада?»
Аппликация: «Специальный транспорт»
Конструирование: «Специальный транспорт»
«Машина»
Лепка: «Экскаватор», «Регулировщик»
Рисование: «Наша улица»
Викторина: «Знатоки правил безопасности»
Дидактические игры: «Светофор», «Собери дорожный знак», «Знаки на дорогах»
«Расставь правильно знаки», «Безопасный город»
«Дорога в городе», «Тротуар и дети», «Четвертый лишний».
Рассматривание иллюстраций:
с изображением опасных ситуаций на улице
«Машины бывают разные»
Найдите нарушения ПДД на рисунке
Сюжетно ролевые игры: «Гараж», «Автосервис», «ГиБДД», «Автобус», «Дорожный патруль»
Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый»
«Передай жезл», «Зебра», «Трамвай»
Родительское собрание: «Знай правила движения как таблицу умножения»
Развлечение: «В гостях у Светофора»