Галина Скворцова
Проект «Бесценная и всем необходимая вода» для детей 6 лет
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта : исследовательско – творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети 6 лет, родители
Актуальность: проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Публикация «Проект „Бесценная и всем необходимая вода“ для детей 6 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
1. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
2. Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).
3. Научить разным способам очистки воды.
Предполагаемый результат
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация по теме: «Мои первые опыты».
2. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Почему воду нужно беречь;
• Провести презентацию «Сбережём воду».
Исследовательский этап проекта в подготовительной группе
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Игровая «Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье». Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет»,
«Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде
Двигательная «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье». Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте».
Познавательно - исследовательская «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).
Рассматривание снежинок.
«Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды».
«Берегите воду».
Занятие «Кто живет в реке»
Трудовая «Труд» Полив комнатных растений в уголке природы
Коммуникативная «Коммуникация», «Здоровье» Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?
Чтение (восприятие художественной литературы) «Чтение художественной литературы» Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».
Продуктивная «Художественное творчество» Рисование эмблемы «Сбережём воду»
Музыкальная «музыка» Использование музыки.
Совместная деятельность с детьми
1. Чтение художественной литературы о природе: Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»
и др.
2. Рассматривание энциклопедии «Водоемы».
3. Беседы на темы:
• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Зачем человеку нужна вода?
• А еще кому нужна вода?
• Что было бы, если бы с земли ушла вода?
4. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
5. Отгадывание загадок.
6. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
7. Экскурсии.
8. Просмотр мультфильмов о природе.
9. Игры – эксперименты, игры – опыты.
10. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки»
11. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Совместная деятельность с родителями:
1. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
Заключительный этап проекта :
1. Презентация «Сбережём воду»
Конечный продукт проекта :
1. Методические разработки занятий
2. Методические рекомендации
Список используемой литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
8. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
9. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
10. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
11. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
12. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
13. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
14. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
15. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.