Екатерина Потапова
Проект «Береги свою планету, ведь другой на свете нету»
▼ Скачать +Заказ
Описание проекта
Проблема: Многие дети не знают, что такого в том, что бы выбросить мусор на улице, посмотреть и потрогать птичку в гнезде, посидеть в лесу у костра. Дети испытывают потребность в общении с природой, но надо помочь им узнать, как, же правильно нужно это делать. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Публикация «Проект „Береги свою планету, ведь другой на свете нету“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
Актуальность:С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра.
Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы. Дошкольный возраст – период накопления знаний, в этот период закладываются основы личностной культуры, и главная задача в этом возрасте – формирование основ экологической культуры, формирование правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Только в гармонии с миром природы все человечество имеет шанс дальнейшего существования.
Теоретическое обоснование проекта :
(О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). В семидесятые годы на Международной конференции по окружающей среде в Стокгольме обозначилась проблема экологической катастрофы на планете и необходимости экологического просвещения людей. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей. В последние годы продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н. Н Моисеев, С. Н. Глазачев, Б. Т. Лихачев, С. В. Алексеев, Н. М. Мамедов, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Л. В. Тарасов, А. Д. Урсул и др.) сложилось понимание этого явления – понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать спасением человечества.
С. Н. Николаева «Юный Эколог», Н. А. Рыжова «Наш дом -природа»,
Программное содержание:
образовательные:
формировать и развивать экологические представления;
формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
формировать ответственное отношение к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
развивающие:
развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
развивать эстетические представления.
развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
Цель: формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи проекта :
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.
2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
3. Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).
4. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Объект проекта : Процесс формирования у воспитанников экологических знаний, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Предмет проекта : Новые образовательные технологии в работе с воспитанниками, как средство повышения уровня развития детей дошкольного возраста.
Время выполнения: проект выполнялся в течение 6 месяцев
Участники проекта : в проекте учувствовали дети вместе с родителями и воспитатели
Развивающая предметно-пространственная среда проекта :
Настольная игра-путешествие “ По лесу пойдем-мусор соберем”
Задачи:
-развивать умение сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены;
- формировать знания детей о правилах поведения в природе
- формировать экологическое воспитание;
- развивать умение тренировать в счете;
- содействовать в развитии внимания и мышления;
Материалы: игровое поле, кубик, игровые карточки с экологическими вопросами, фишки-фигурки, контейнеры с мусором
Ход игры:
В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.
Фишки стоят на кружочке СТАРТ. Далее игроки по очереди, при помощи кубика, передвигаются по полю.
Если игрок попадает на кружочек с цветочком, то он отправляется в лес на викторину, где воспитатель дает ему карточку, и он должен ответить на вопрос по знаниям леса. Если игрок отвечает на вопрос, он продолжает игру, если нет, то пропускает ход. Так же есть большие островки, на которых изображена экологическая ситуация, как положительная, так и отрицательная, в зависимости от ситуации ребенок шагает вперед по стрелочке, либо назад. Так же на кружочках разбросан мусор, который нужно правильно отсортировать в нужный контейнер
Размер игры 80*50*10, выполнена из фанеры, обклеена зеленым фетром. Кружочки выполнены из фетра, на больших кружочках экологические ситуации (охота на птиц, уборка мусора, полив деревьев, загрязнение воздуха и загрязнение водоемов). На карточках для викторины написаны вопросы, по знаниям леса
1. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда;
2. Что теряет лось каждую зиму;
3. Как называется жилище медведя;
4. Как называется первый весенний цветок;
5. Какое растение может обжечь;
6. Какой гриб носит название лесного хищного зверя и т. д.
Огород на подоконнике «Наш веселый огород»
Задачи:
-Развивать связную речь детей, расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления детей о признаках объектов;
-Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста растений;
-Проследить рост растений от семени до ростка;
-Воспитывать желание добиваться результата;
-Прививать умение детей самостоятельно ухаживать за огородом, выполняя соответствующие манипуляции, на основе уже полученных навыков и умений;
Инвентарь: лейка, лопаточка для рыхления, тряпочка.
В группе для детей на подоконнике был создан мини сад-огород. Размер огорода 100* 60. Коробка была обклеена ковриками для ванной, забор выполнен из деревянных палочек для мороженного. Изготовлены таблицы – указатели с названиями растений и с датой их посадки (укроп, горох, редиска, петрушка). В специально подготовленные контейнеры с грунтом были высажены семена культур, дата и цель посадки были зафиксированы. Для оформления огорода, была сделана избушка, склеенная из палочек, при помощи клея пистолета. Так же были подобраны: художественная литература, стихи, поговорки, загадки об овощах, цветах, иллюстрации и картинки (демонстрационный материал). Проведена консультация с родителями на тему: оказание посильной помощи родителей в создании огорода на подоконнике.
Пирамида – лепбук «Пирамида знаний»
Задачи:
-Воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе.
-Закрепить правила поведения в природе.
-Дать представление о Красной книге, лекарственных растениях.
- Дать представления о поэтапном росте растений.
- Закрепить знания о месте обитания животных.
Инвентарь: карточки с правилами природы, карточки с животными из красной книги и интересные факты о них, изображения факторов для роста растений, изображение с поэтапным ростом растений, поля с местами обитания животных и животные.
Пирамида поможет в игровой форме совместно с детьми изучить основные экологические правила.
Пирамида создана из картона, была обклеена самоклеющей бумагой. На каждой стороне затронута область экологии. На первой стороне можно узнать о правилах поведения на природе, а после для закрепления поиграть в распределение этих правил, так же на первой сторон изображено дерево с отображением каждого времени года, с помощью него мы говорим о поведение в природе. Летом - поливаем растения, зимой - вешаем кормушки для птиц. Со второй стороной пирамиды, можем провести беседу с детьми на тему животных, где они живут, почему именно в этой среде обитания, какие животные исчезают и почему, а так же небольшая красная книга, где присутствуют животные и их описание. На третьей стороне пирамиды игра для закрепления по теме «среда обирания».
Дидактическая игра «Кто я»
Задачи:
- Развивать у детей логическое мышление
- Учить правильно, строить вопрос о животном
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу
-Закреплять знания о лесных животных и птицах
Материал: Пластиковый ободок, на котором закрепляется карточка с животными, карточки с лесными птицами и животными.
Ход игры: Воспитатель выбирает одного ребенка на которого надевает ободок, выбирает ему карточку и начинается игра.
Игровые правила: Водящий ребенок получает карточку, не зная, что на ней изображено и начинает задавать вопросы, его задача отгадать кто же он, задача других детей на вопросы водящего отвечать только «да» или «нет».
Предполагаемый продукт проекта :
Список литературы:
• Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
• Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.
• Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
• Римашевская, Л. С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. : Учебно-методическое пособие / Л. С. Римашевская, Н. О. Никонова, Т. А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008.
• Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015
• Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.
• Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3.
4. Содержание проекта
Этап Содержание образовательной деятельности Форма образовательных мероприятий Мотивация детей, методы, приемы Результаты этапа
Исследовательско-проектировочный этап Цель : Формирование у детей умения определять и формулировать проблему, создание условий для самостоятельного поиска решений
Содержание деятельности:
-подготовка атрибутов, макетов, пособий;
-создание материальной базы;
-мониторинг актуальности темы (каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями годового плана и ООП дошкольного учреждения);
-сбор и анализ информации с целью выявления уровня сформированных знаний и практических умений у детей, родителей и педагогов по данной теме;
-анализ возможных затруднений;
-постановка цели, задач и изучение литературы;
-разработка плана по совершенствованию развивающей проектной предметно-пространственной среды;
-прогнозирование возможных результатов;
-мониторинг семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к познанию посредством реализации детско-взрослого образовательного проекта;
-анкетирование на тему проекта
-определение готовности родителей к сотрудничеству;
-обработка материалов проектной группы для его тщательного изучения;
-сбор информации для дальнейших методических разработок: мастер-классов, сценариев занятий, экскурсий, выставок, мини-музеев и т. д. ;
-работа с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет);
-составление плана социального партнерства;
-утверждение формы представления результатов проекта. Беседы: «Земля – наш общий дом», «Больное дерево», «Помощь людям и животным, – какая она?», «Растения просят помощи» «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»
Просмотр познавательных мультфильмов:
Команда Флоры- Экомен
Команда Флоры - Чисто сработано
Команда Флоры-Остров мусора
Робокар Поли –Береги природу, Суета вокруг мусора
Смешарики - Большой сборник серий об экологии
Советские мультфильмы: «Сказка старого дуба»
«На лесной тропе»
Просмотр документальных видеороликов
-Просмотр презентации «Как мы помогаем природе».
Прослушивание стихов и экологических сказок:
А. Кедрин «Последний турист»,
Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется»,
В. Львовский «Земля, моя планета голубая!».
Яков Аким «Наша планета»
Наталья Анишина «Мы экологами стали»
Сергей Михалков
«Будь человеком» Занимательная (проблемная) ситуация;
Создание новых ситуаций;
Новые игровые приемы;
Использование ИКТ;
Использование игровых персонажей
Постановка конкретной проблемы и способы ее решения
Технологический
этап Цель: создание условий для практической реализации проекта
Задачи: Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности; развивать навыки поискового поведения у дошкольников аналитических способностей; воспитание коммуникативных способностей, умения самостоятельно объединятся для какой-либо цели; Повышать педагогическую культуру родителей; устанавливать сотрудничество и партнерские отношения с целью вовлечения в единое образовательное пространство.
Содержание деятельности:
-Создание макетов, пособий, атрибутов;
-изготовление дидактического и игрового материала;
- создание пирамиды;
- проведение мастер-классов для всех участников образовательных отношений;
-освещение информации по реализации проекта;
- отслеживание и предотвращение возможных «рисков» при реализации проекта; Цикл бесед:
«От чего планета радуется и грустит», «Что такое экология?», «Кто такие экологи?», «Что такое загрязнение окружающей среды (вода, земля, почва, улицы городов и парковые зоны?», «Каким бывает мусор?».
«Животные Красной книги Нижегородской области»
Ручной труд: изготовление атрибутов, поделок, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, аппликации, лепка.
Создание пособий для детей по теме: «Правила поведения на природе».
Рассматривание экологических знаков.
Рассматривание иллюстраций с правилами поведения в природе.
- Видео-презентация «Мы-эколята»
- Рассматривание фотографий, репродукций картин, иллюстраций, и др.
- Рассказы, пословицы, поговорки и загадки о природе, животных.
- Подборка проблемно – игровых ситуаций.
- Изготовление настольной игры «По лесу пойдем-мусор соберем».
-Создание пирамиды «Правила поведения в природе», «Животные Красные книги» «Как ухаживать за растениями»
Создание огорода на подоконнике «Наш веселый огород»
Создание дидактических игр: «Очистим планету от мусора»
Исследовательская работа
«Угадай кто я»
Закапывание разного вида мусора для дальнейшего наблюдения за ними».
Стенгазета «Береги свою планету!»
Продуктивная деятельность
Лепка «Моя планета»
Аппликация «Сортирую мусор»
Буклет для родителей «Береги свою планету»
-Консультации для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье»,
«Игры экологического содержания»
-Организация выставки поделок детей совместно с родителями «Экология»
-Создание условий для самостоятельной деятельности.
Занимательная (проблемная) ситуация
Выполнение творческих заданий
Противоречие фактов
Использование элементов соревнования
Комплекс поощрительных действий
Познавательная игра
Сюрпризный момент
ИКТ Обогащение РППС
Рефлексивный этап Цель: создание условий для демонстрации полученных воспитанниками в рамках проекта
Задачи: Систематизировать и обобщить знания по теме проекта
Побуждать детей использовать полученные знания в самостоятельной деятельности
Учить детей осознавать собственную познавательную деятельность
Содержание деятельности
-презентация результатов проекта на разных уровнях представления;
-организация совместных с родителями обучающихся мероприятий
-повышение имиджа детского сада в «глазах»
родителей (законных представителей)
-творческие выходы (при работе с педагогами дошкольного учреждения);
-просмотр видео с проектами других групп нашего дошкольного учреждения;
-использование опыта по реализации данного проекта в собственной профессиональной деятельности.
-участие в различных конкурсах;
-распространение педагогического опыта через электронные средства массовой информации»;
-анализ выполнения проекта;
-объективная оценка деятельности и результата проектирования. Презентация проекта «Береги свою планету, ведь другой на свете нету»
Выставка творческих работ «Береги свою планету»
Квест-игра «Я люблю свою планету» Комплекс поощрительных действий
ИКТ
Сюрпризный момент Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей через создание проекта
4. Методическое обеспечение проекта
1. Перечень методик и технологий проекта :
• Использование ИКТ игр
• Метод проблемных ситуаций
• Чтение художественной литературы
• Экспериментирование
2. Конспект занятия по развитию речи «Лиса с лисятами» углубление темы взаимодействие животных и леса
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЛИСА С ЛИСЯТАМИ»
Серия «Дикие животные» Веретенникова. С. А. Для старшего и подготовительного возраста
Цель: обогащение словарного запаса детей посредством рассматривания картины «Лиса с лисятами»
Задачи:
Образовательные:
1. закреплять знания детей о диких животных
2. упражнять в словообразовании
Развивающие:
1. Развивать умение отвечать сложными и полными предложениями
2. Развивать внимательность, мышление,
Воспитательные:
1. Воспитывать доброе отношение к природе
2. Воспитывать бережное отношение к животным
3. Побуждать эмоциональную отзывчивость
Словарная работа: шаловливые, любознательные, пугливые, длиннохвостая, остроносая
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В: Са-са-са это хитрая лиса.
Су-су-су не боимся мы лису
Сы-сы-сы у лисы усы
Се-се-се в гости мы пойдем к лисе.
В: Ребята, вот мы приготовились идти к лисе в гости, но вы слышите звук (тук тук) кто-то в группу к нам стучится.
Воспитатель открывает дверь и берет игрушку Лисы.
Л: здравствуйте ребята, услышала, как вы в гости ко мне в лес собрались, а у меня лисята маленькие, а вас много, они могут испугаться. Принесла я вам нашу семейную фотографию.
На экране появляется картина «Лиса с лисятами» (Лиса остается перед ребятами)
В: Давайте ребята рассмотрим фотографию, которую нам принесла лиса.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (возможные ответы детей)
В: Ребята, что же изображено на переднем плане фотографии?
Д: Маленький лисенок гонится за мышками.
В: Один лисенок изображен?
Д: На фотографии изображено четыре лисенка и мама лиса.
В: Давайте посмотрим на маму лису. Какая она?
Д: Лиса большая, рыжая. У нее есть голова, лапы, тело и хвост.
В: Как вы думаете, какая у нее шерстка?
Д: Пушистая, мягкая, на вид она гладкая.
Л: Ой, ребята, если честно не такая моя шерстка и гладкая, хотите потрогать?
Д: конечно!
Воспитатель проходит с лисой, дети гладят игрушку
В: ну что, гладкая шерстка?
Д: ДА!
В: Давайте посмотрите на ее мордочку. Какая она?
Д: длинная, вытянутая, острая.
В: да, правильно, мордочка остроносая. Что еще есть у лисы на мордочке?
Д: на мордочке есть черненький носик и маленькие усики. Глазки у нее зеленые и узкие.
В: Ребята, а ушки у лисы какие?
Д: Ушки у лисы похожи на треугольник.
В: Давайте посмотрим на ее хвост. Какой он?
Д: Длинный, рыжий, пушистый, с белым кончиком.
В: верно, лисичка длиннохвостая. А что же наша лиса делает на фотографии?
Д: Она лежит и наблюдает за своими лисятами.
В: Давайте внимательно посмотрим, какого они размера?
Д:Лисята похожи на маму, но они маленькие.
В: правильно, лисята маленькие, а давайте предположим, какие они по характеру?
Д: Первый лисенок, который рядом с мамой, наверное, увидел мышку и очень испугался, и спрятался за ней.
В: верно, можно сказать, что он пугливый. Давайте посмотрим на лисят рядом с бабочкой. Какие они, что они делают?
Д: Они играются с бабочкой.
В: можно сказать, что они игривые и любознательные, шаловливые?
Д: да! А еще они играют вместе, поэтому они дружные!
В: Молодцы! Давайте посмотрим на последнего лисенка
Д: Он охотится за мышками.
Л: Ребята, вы смотрите на фотографию моей семьи, каким настроением от нее исходит?
Д: У меня радостное настроение, когда я смотрю на эту фотографию, потому что семья проводит время вместе. Мы с мамой и папой тоже часто проводим так время.
В: а еще какое настроение она у вас вызывает?
Д: эта фотография вызывает веселье, потому что лисята играют.
Л: Ой, ребята, помню этот день, как мои лисята игрались на лужайке рядом с норкой.
Старший из лисят, добывал еду, это была первая его охота на мышей.
Средние братья игрались с бабочкой, они первый раз увидели такой прекрасный раскрас у насекомых, они у меня очень любопытные. А самый младший из лисят лежал рядом со мной, внимательно наблюдая за братьями.
А я безумно люблю их, так же как ваши мамы любят вас.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В: Ну а теперь ребята, предлагаю поиграть
Игра «Скажи: какой, какая, какие?»
В: В лесу растёт ягода земляника. Какая она?
Лиса помогает и показывает картинку, дети называют прилагательное и предают картинку по кругу
Д: Сладкая, аппетитная, вкусная, красная, спелая, сочная и т. д.
В: Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
В: Ёлка какая?
Д:Зелёная, пушистая, высокая, красивая
В: : Лес какой?
Д: Дремучий, еловый, красивый, большой
В: Лисята какие?
Д: Маленькие, пушистые, игривые, шустрые, озорные
В: Молодцы, ребята, справились вы с моим заданием. А сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»
Подвижная игра «Хитрая лиса».
В: Вы молодцы! Ну что, ребята, лисе пора возвращаться к себе домой, в лес. Давайте попрощаемся и скажем спасибо лисе, что смогла к нам прийти в гости.
Д: До свидания! Спасибо, что пришла к нам в гости!
3. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и его реального осуществления в семье.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
Да. – Нет – Не знаю.
2. На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего региона?
- Да. – Нет. – Не знаю.
3. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?
– Да. – Нет. – Не знаю.
4. Есть ли у Вас дома животные? – Нет. – Да, какие?___
5. Есть ли у Вас дома комнатные растения? Если да, какие? – Нет - Да___
6. Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?
– Нет. – Да. – Иногда.
7. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?
– Да. – Нет. – Не знаю.
8. В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант___
9. Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка? - Высокий. – Средний. – Низкий. – Не знаю.
10. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? – Да. – Нет. – Иногда.
4. Итоговое мероприятие: Квест-игра «Я люблю свою планету»