ИРИНА КАРБАИНОВА
Проект «Байкал» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
Познавательно - исследовательский проект
для детей
«Удивительный мир Байкала»
Воспитатели: Возняк Надежда Александровна
Карбаинова Ирина Сергеевна
п. Солзан
2023 г.
Проект
«Удивительный мир Байкала»
МБОУ «НШДС №17», 2023 г.
Публикация «Проект „Байкал“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Тип проекта : познавательно- исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный (март 2023 г.).
Участники: дети группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Байкал. Удивительной красоты озеро, наверное, каждый человек в большей или меньшей степени наслышан о самом глубоком озере на нашей планете. Нам посчастливилось проживать в этом месте, каждый день наблюдать и наслаждаться этим уникальным творением природы, пить кристально чистую воду. А много ли мы знаем о Байкале? Что знают о Байкале наши дети?
Опрос детей и родителей старшей разновозрастной группы показал минимальные знания об уникальности озера, о его растительном и живот-ном мире.
На протяжении дошкольного детства каждого ребёнка важно знако-мить с природным миром, живой и неживой природой.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно – нравственных ориентаций. Духовность и воспитанность ребёнка проявляется не только в обществе и в межличностных отношениях, но и по отношению к природным объектам с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности.
На примере озера Байкал, его уникальности, неповторимости, красоте педагог может привить любовь к природе, зажечь огонёк любознательности и наблюдательности, и кроме того формировать исследовательский интерес и положительное отношение к природе.
Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания об уникальности озера Байкал, о его растительном и животном мире, начнут проявлять интерес к проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.
Цель проекта : создание условий получения детьми знаний об уни-кальности растительного и животного мира озера Байкал;
Задачи:
Образовательные:
- извлекать информацию из иллюстраций, рассказов воспитателя, просмотров познавательного видео и других источников об уникальных обитателях оз. Байкал;
- знать особенности и условия обитания основных эндемиков озера Байкал;
Развивающие
- проявлять внимание и интерес к новой информации, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя,
Воспитательные:
- осознавать ценность взаимодействия в группе, выполнения совмест-ной работы;
- выражать гуманное отношение к животным и природе родного края;
- испытывать положительные эмоции и эстетические чувства от вос-приятия красоты природы о. Байкал.
Методы и формы работы:
- создание развивающей среды;
- экскурсии, наблюдения;
- рассматривание иллюстраций;
- словесные беседы, просмотр познавательного видео;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры;
- выставки рисунков, конкурсы поделок, фотовыставки, конкур газет;
Ожидаемые результаты:
- дети имеют четкое представление об уникальности растительного и животного мира озера Байкал;
- дети знают общеизвестных эндемиков Байкала, их особенности;
- у детей заложены основы гуманного отношения к животным и при-роде родного края, сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- создание мини музея «Удивительный мир Байкала»;
Взаимодействие с социумом:
- посещение МКУ «Байкальская городская библиотека»,
- экскурсия в Визит Центр «Байкал Заповедный» (п. Танхой).
Этапы реализации проекта
1 – подготовительный этап.
2 – основной этап.
3 – итоговый этап.
4 - презентация проекта.
1 этап: Подготовительный
- опрос родителей «Что мы знаем о Байкале?»
- подбор детской, методической литературы по теме;
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала;
- подготовка видеоматериала для показа презентации, фильма;
2 этап: Основной
Задумывая этот проект, мы понимали, что материала о Байкале очень много. Как выбрать интересный материал, как преподнести его, учитывая возраст детей? Мы использовали:
- беседы об удивительном подводном, растительном и животном мире Байкала;
- подбирали красочные иллюстрации, читали, рассматривали книги и сказки о Байкале и его обитателях;
- смотрели познавательные видеоролики о Байкале;
- рисовали байкальскую нерпу в нескольких техниках;
- разработали дидактические игры «Удивительный мир Байкала».
- слушали с детьми аудиосказки о нерпочке Юме.
Материала много, как же сделать его запоминающимся? Слушая сказки о нерпе Юме, мы предложили детям сочинить свою, собственную сказку о байкальской нерпе. Ребята получили возможность почувствовать себя авторами, «писателями». Мы лишь направляли их сказку в нужное нам русло. Это было увлекательно! Нерпу дети по аналогии тоже решили назвать Юма, но имя нерпы - это единственное, что мы взяли из аудиосказок о нерпе Юме. У нас получилась своя, уникальная история. Мы записали сказку, оформили её красивыми иллюстрациями. С каким трепетом дети рассматривали и слушали эту получившуюся книгу – ведь они сочинили её сами! Мы смеем надеяться, что такую информацию дети не забудут!
Задумывая этот проект, мы планировали опираться на сотрудничество и взаимодействие с семьями наших воспитанников. Ведь в первую очередь семья создаёт для ребёнка определённые ориентиры его дальнейшего пове-дения. Совместное дело, совместная задача, решаемая семьёй, позволяет ре-бёнку проявить свои лучшие качества.
Опрос родителей воспитанников, «Что мы знаем о Байкале?» показал довольно низкий уровень знаний о крае, в котором мы живем. Все родители знают: Байкал нужно беречь, нельзя мусорить, в Байкале водится омуль и живет нерпа. А знаний об эндемиках Байкала, о том, почему в нашем Байкале такая чистая вода, чем богато наше озеро – мало!
Не сразу и не все родители включились в проект. Но, нам удалось за-жечь энтузиазмом большинство родителей. С их помощью мы оформили:
- фотовыставку «Мы на Байкале»;
- выставку поделок из бросового материала «о Байкале с любовью»;
- выпустили несколько газет «Байкал – край, в котором мы живем»;
- собрали и оформили альбом «Эндемики Байкал»;
- записали видеоролик «Байкал глазами детей»;
- создали мини - музей «Удивительный Байкал».
- побывали с совместной экскурсией родителей и детей в визит центр «Байкал заповедный» п. Танхой.
3 этап: Итоговый:
На заключительном этапе проекта, уже обладая знаниями, в рамках сотрудничества с МКУ «Библиотека г. Байкальска» – мы провели совместное мероприятие «Наш Байкал – жемчужина Сибири».
Чуть позже, мы пригласили родителей на интеллектуальную виктори-ну – соревнование «Что мы знаем о Байкале», где дети соревновались с родителями.
К продуктам нашего проекта мы можем отнести :
- выставку рисунков «Байкальская нерпа»
- книгу сказку о байкальской нерпе Юме;
- фотовыставку «Мы на Байкале»;
- выставку поделок из бросового материала «о Байкале с любовью»;
- альбом «Эндемики Байкал»;
- мини - музей «Удивительный Байкал».
Заключение:
В процессе реализации проекта дети познакомились и расширили свои знания об уникальности растительного и животного мира озера Байкал; дети знают общеизвестных эндемиков Байкала, их особенности, у детей заложены основы гуманного отношения к животным и природе родного края, сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Мы верим, что наши дети, будут любить свою малую родину и беречь ее, и в этом будет частичка нашего труда.
«Трудно удержаться, чтобы не повторить: как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и не открытый, не покоренный – как хорошо, что он у нас есть!»
(Распутин В. Г.)
Литература:
1. Асламова С. Н., Сергиенко С. М. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу» Маленькая энциклопедия Сибирячка, Иркутск: Редакция журнала «Сибиричок», 2002. - 96 с.
2. Гулин А. А. Фотоопределитель «»Удивительные рыбы Байкала и При-байкалья», ч. 1- Иркутск, 2017,- 104с.
3. Ерина Е. Путешествие на дно Байкала // Сибирячок. –2009. – № 4.
4. Сергеев М. Море синее // Сибирячок. – 2009. – № 4.
5. Тахтеев В. Зимняя жизнь нерпы // Сибирячок. – 2009. – № 1.
6. Эндемики Байкала от А до Я // Сибирячок. – 2009. – № 4.