Елена Дындарь
Проект «Байкал, хотим тебя узнать» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ Покровская СОШ дошкольная группа «Росинка»
Средняя разновозрастная группа
Воспитатель: Дындарь Елена Викторовна
Педагог дополнительного образования
Чернышёва Елена Михайловна
Краткосрочный проект
«Байкал, хочу тебя узнать»
Разработала: воспитатель
первой квалификационной категории
Дындарь Елена Викторовна
Участники: дети средней разновозрастной группы
Тип проекта : Познавательно – творческий.
Срок реализации: 2 недели.
2021г.
Публикация «Проект „Байкал, хотим тебя узнать“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
Актуальность: Современное образование уделяет большое внимание изучению природы родного края, региональный компонент, что позволяет детям взаимодействовать с природой, не нанося ей вреда. У детей формируются знания о многообразии природы, дети знакомятся с животным и растительным миром. Они учатся устанавливать взаимосвязи организмов друг с другом, узнают о приспособленности животных к среде обитания. При ознакомлении с природой ребенок осознает важность окружающего мира, у него расширяется кругозор. Также происходит обогащение словарного запаса, а это помогает сделать речь ребенка разнообразной, выразительной, учит правильно строить предложения, свободно излагать свои мысли. Помогает пробудить эмоционально-чувственное отношение к окружающей природе. У детей развивается интерес к познавательной деятельности, наблюдательность, а это в свою очередь побуждает детей задавать много вопросов и с интересом искать ответы на них.
Цель: Формировать знания детей о природе родного края.
Развивать познавательный интерес. Расширять кругозор.
Закреплять умения детей выражать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: Дать детям представления о местонахождении озера Байкал. Познакомить с эндемиками озера Байкал, с его обитателями – байкальской нерпой, голомянкой, омулем. Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему миру, любознательность, мышление. Воспитывать заботливое и бережное отношения к природному наследию родного края.
Предполагаемый результат: В ходе реализации проекта у детей расширятся знания о природе родного края. Формируются знания о многообразии природы животного и растительного мира. Пополнится предметно-развивающая среда материалом о Байкале (иллюстративный материал, макеты, доклады, подбор произведений художественной литературы и т. д.). Взаимодействие с родителями: подбор иллюстративного материала, создание макета «Озеро Байкал».
Предварительная работа: поисковая работа (подбор материала по теме). Просмотр развивающих в/ф.
Главной целью реализации проекта стало изготовление нами макета озера Байкал совместно с педагогом дополнительного образования
Чернышёвой Е М. Дети с удовольствием и огромным интересом приняли участие в его создании.
План реализации проекта : Познавательное, социально – коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие.
Интегрированное занятие: «Озеро Байкал и его обитатели»
Цель: познакомить детей с эндемиком озера Байкал - байкальской нерпой, голомянкой, омулем; дать детям представление о местонахождении озера Байкал, нашего края, его уникальности, исторического значения;
Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;
развивать познавательную активность;
расширять словарный запас детей: Байкал, нерпа, белек, логово, торосы, серебристо-серый цвет;
учить работать тычком и красками; воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении задания;
воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.
Рассматривание игрушки «нерпа».
Цель: Познакомить детей с игрушкой «нерпа». Формировать умение внимательно рассматривать игрушку. Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. Закреплять знания детей о среде обитания. Воспитывать интерес к изучению данной темы.
Подвижная игра «Озеро».
Цель: Познакомить детей с новой подвижной игрой. Развивать умение соотносить слова с действиями. Закреплять умение ходить по кругу держась за руки. Сейчас мы с вами спустимся к озеру:
Быстро к озеру спустились, Наклонились и умылись,
А теперь поплыли дружно Вместе раз – это брасс, Одной рукой – это кроль.
А теперь мы покатаемся на лодочке
С одного берега на другой.
Беседа с детьми «Растительный мир Байкала».
Цель: Познакомить детей с растительным миром Прибайкалья. Формировать знания детей о строении деревьев. Развивать умение узнавать и правильно называть их. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе.
Просмотр презентации «Байкал».
Цель: Продолжать знакомить детей с озером Байкал. Развивать интерес к изучению природы родного края. Закреплять знания полученные ранее. Воспитывать бережное отношение к природе.
Пальчиковая игра «Нерпы».
Цель: Развивать речь, память, мелкую моторику рук.
Нерпы плавают, резвятся в теплой, чистенькой воде.
То сойдутся, разойдутся То на дно они нырнут.
То на камушках лежат.
Художественно – эстетическое развитие: Лепка «Байкальская нерпа»
Цель: Продолжать учить детей лепить из целого куска. Передавать характерные черты образа. Упражнять в умении применять технические приемы: сглаживать, оттягивать, сплющивать. Углублять и расширять знания детей об озере Байкал и его обитателе нерпе. Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту в окружающей действительности и эстетическое восприятие мира. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Кружок «Почемучки» Совместное с педагогом дополнительного образования Чернышёвой Е М, изготовление макета «Озеро Байкал» (Пластилинография, аппликация)
Цель: закреплять знания детей о флоре и фауне озера Байкал; развивать мелкую моторику рук, восприятие цвета, формы; воспитывать чувство прекрасного, гордость, любовь к родному краю и бережное отношение к природе Байкала
Речевое развитие: Чтение художественной литературы «Сказка, рассказанная озером» (авт. Марк Сергеев)
Чтение рассказов: «Нерпенок» (авт. С. Агеева,
«Для чего нерпе когти» (авт. С. Бунтовская)
Цель: продолжать знакомить детей с обитателями озера; дать представление о том, что озеро Байкал дом для водных обитателей; учить детей слушать небольшой рассказ, помочь детям понять содержание; развивать и обогащать словарный запас: Байкал, сердится, славное море, голомянка, прозрачная, нерпенок; воспитывать интерес к книге.
Загадка: В снежном логове родятся, простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять, шубки белые менять.
Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпенок) Продуктивная деятельность Изготовление макета «Озеро Байкал» (Пластилинография)
Цель: закреплять знания детей о флоре и фауне озера Байкал; развивать мелкую моторику рук, восприятие цвета, формы; воспитывать чувство прекрасного, гордость, любовь к родному краю и бережное отношение к природе Байкала. Ход занятия: Воспитатель: Сегодня мы будем вести разговор о нашем родном крае. Ребята скажите, как называется край, в котором мы живем? (Сибирь). А как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки). Воспитатель: Чем славится Сибирь, какими природными достопримечательностями гордятся Сибиряки? А, славятся реками, тайгой, Байкалом. Мы живем у самого глубокого в мире озера Байкал. Озеро Байкал… Его сегодня знают миллионы людей планеты. На земле нет другого озера, подобного воспетому в легендах и песнях священному Байкалу. В нем все уникально – вода, растительность, животный мир, скалистые берега и обрамляющие его величественные отроги хребтов. Вокруг Байкала среди непроходимой тайги высятся сопки – горы, поросшие лиственницей, сосной, березой и стлаником. Много растений, занесенных в Красную книгу России. Животный мир такой же как и во всей Сибири, но есть и такие животные, которые водятся только у Байкала, например, баргузинский соболь и байкальский тюлень – нерпа. Байкал славится и рыбой : знаменитый байкальский омуль и глубоководной рыбкой голомянкой (эндемик). Для того чтобы сохранить этот бесценный дар природы, мы уже сейчас должны бережно относиться ко всему, что связанно с Байкалом. Как ты красив, наш батюшка Байкал. Среди лесов песчаных дюн и скал, Стоит, не зная горести и бед, Уж четверть сотни миллионов лет! Воспитатель: Ребята я предлагаю вам изготовить макет озера Байкал Создание гор (размазывание пластилина по готовым шаблонам) Берег Байкала (размазывание пластилина по плоскости макета) Берег Байкала (работа с песком и галькой) Раскрашивание плоскости в синий, голубой цвета. Размещение ранее изготовленных нерпят, на макете.
Приложение к проекту : Конспект занятия по лепке «Байкальская нерпа» Цель: Продолжать учить детей лепить из целого куска. Передавать характерные черты образа. Упражнять в умении применять технические приемы: сглаживать, оттягивать, сплющивать. Углублять и расширять знания детей об озере Байкал и его обитателе нерпе. Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту в окружающей действительности и эстетическое восприятие мира. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы: Музыкальное оформление, видео фильм «Нерпы», экологический островок «о. Байкал», иллюстрации нерпы и «о. Байкал»; Клеенки, стеки, салфетки, автобус (из стульчиков, игрушка нерпы, сундучок с конфетами.
Ход занятия -Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Улыбнитесь друг другу. Сегодня мы вместе отправимся в интересное путешествие на озеро Байкал. - А как, вы думаете, на каком транспорте можно добраться до озера Байкал? (ответы детей). - А мы сегодня поедем на автобусе. - Теперь мы все займем свои места. Заводим мотор … И в путь… - Вот мы и оказались на берегу нашего озера Байкал. Озеро Байкал. Немало сложено о нем легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро одно из самых больших и глубоких на Земле. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира. Расположено оно в Сибири. Поэтому и называют его «жемчужиной Сибири» Легенда говорит, что у старика Байкала более трехсот сыновей-рек, которые приносят ему воду в озеро. А раздает богатства его единственная дочь река - Ангара. Посмотрите, как красива и разнообразна природа Байкала. Чистая прозрачная вода, окруженная скалами, необычной красоты деревья. Люблю свой край, Люблю его природу, Седой Байкал С прозрачною водой… Столько много слов посвящено этому замечательному озеру. - Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. - Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпы) - Посмотрите, у нее слезы на глазах. Что же случилось? - Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Байкала унес детенышей далеко в море. - Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме. – А пока предлагаю рассмотреть нерпу. Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей) - Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы. - Вот такую же нерпу, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой нерпы) - А сейчас, я покажу, как лепить нерпу
Показ способов выполнения работы: Первый этап: нужно взять весь кусок пластилина, немного отщипнуть для ласт. (Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.
Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем). Из пластилина которое осталось, сделаем ласты (скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; щечки(2маленьких шарика, глазки(2горошинки) - Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?
Пальчиковая гимнастика: Нерпы плавали, резвились.
В теплой, чистенькой воде. То сойдутся- разойдутся, То зароются в воде.
Ну, что же, а теперь приступим к работе. (выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)
- А теперь, возьмите своих нерп в ладони. - Смотрите, на маму нерпу, слезы у нее исчезли и она очень рада, что мы все вместе вернули ей деток. -Ребята, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте, прочитаем. В Байкальских сугробах заснеженных, В берлоге норе – ледяной. Родился нерпеночек нежный, У нерпы студеной порой, И нерпа сыночка ласкала, Кормила его молоком, И нежно его лизала, Шершавым своим языком.
- В благодарность за помощь нерпа хочет показать нам фильм про свою семью. (Просмотр фильма «Нерпы») -Давайте поблагодарим нерпу. - Ну, что же вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться домой, прощаться с нерпой.
Итог занятия: - Ребята понравилось ли вам путешествие? -Что больше всего понравилось? - А нерпа приготовила для вас еще один сюрприз - волшебные камешки со дна Байкала. Эти камешки непростые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья (сундучок в котором лежат конфеты «Морские камешки»)
Социально – коммуникативное и познавательное развитие:
Рефлексия: Стихи о Байкале «О чем молчит Байкал»
читают Катало Стас, Потапова Снежанна.