Зумрадхон Хуснутдинова
Конспект итогового занятия в старшей группе «Азбука здоровья»
Конспект итогового занятия в старшей группе «Азбука здоровья»
Цель: Подвести итог проведения цикла занятий по формированию понятия «культура здоровья» и основа здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о роли и назначении органов человека;
- закрепить правила ухода за органами человека.
Развивающие:
- уметь делать выводы;
- убеждать
Воспитательные:
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей группе „Азбука здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- воспитывать у детей стремление к сохранению собственного здоровья;
- учить детей быть доброжелательными, вызвать желание помочь другим людям, сознать важность заботы о здоровье;
- учить заботиться о здоровье окружающих людей.
Речевые:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- стимулировать употребление в речи определений, эпитетов.
Оборудование: азбука здоровья, листы ватмана, трафареты, ножницы, цветная бумага, листы подкладные, клей, карта путешествий, куклы Всезнамус и Буратино, аудиозаписи.
Методические приемы: знакомство с новым персонажем; просьбы, стимулирующие добрые дела, имитационная и релаксационная игры, игровая ситуация, игра-драматизация, чтение стихов, пословицы, поговорки, двигательные упражнения, практическая работа, анализ персонажа.
Ход занятия:
Всезнамус приходит к детям с новым гостем. Дети узнают его – это Буратино. В руках у него книга.
Всезнамус: Дети, Буратино очень хотел с вами познакомиться, поэтому я пришел вместе с ним. Папа Карло подарил ему книгу, но как она называется, он не знает, потому что еще не ходит в школу и не умеет читать.
Дети помогают Буратино прочитать название «Азбука здоровья».
Буратино: Я хочу показать вам, какие красивые картинки есть в моей азбуке. Только я не понимаю, что они означают. Может, вы мне поможете? (Буратино открывает первую страницу книги, на которой изображены органы чувств).
Дети: Здесь нарисованы нос, уши, язык, глаза и кожа. Все это называется органами чувств.
Всезнамус: Они живые, все чувствуют и передают все, что чувствуют, в мозг. Все они нужны человеку и о них нужно заботиться. Давайте, дети, представим себя одним из органов чувств и расскажем, что и как они чувствуют.
Участвуют пятеро детей, они рассказывают о своих ощущениях и показывают мимикой.
1-й ребенок: Я-уши, я слышу, как поют птицы, как разговаривают люди, кто-то смеется, кто-то плачет. Вчера я плохо слышал, о чем говорили люди, потому что меня не помыли, в меня что-то засунули, в ветреную погоду не надели шапку.
2-й ребенок: Я-глаза. Мне все видно: как светит солнце, когда темнеет и день заканчивается. Я вижу дорогу под ногами. Но недавно мне стало плохо видно, потому что мой хозяин меня не помыл, лежал читал книгу, долго смотрел телевизор и совсем не отходил от компьютера. А еще он совсем не любит морковь. Что же ждет меня впереди?
3-й ребенок: Я-нос. Я чувствую, когда вкусно пахнет. Я помогаю людям дышать (через меня легкие в воздух проходит). Но иногда, когда мой хозяин простужен, из меня капает вода, меня не вытирают, я забиваюсь, воздух через меня не проходит.
4-й ребенок: Я – язык. Я могу отличить сладкое от горького, помогаю перемешиваться пище во рту. А еще я люблю поговорить. Но иногда мой хозяин сует меня то в горячую воду, то прикладывает к холодной железке, мне бывает больно.
5-й ребенок: Я –кожа. Я прикрываю то, что находится внутри человека. Я все чувствую, через меня выходит пот, поэтому я часто загрязняюсь. Но меня не всегда моют, поэтому я иногда болею: покрываюсь прыщами, чешусь. А еще у меня бывает аллергия, если неправильно питаются.
Всезнамус: Видишь, Буратино, какая интересная у тебя картинка в азбуке.
Буратино: Я понял, что органы чувств очень важны, и нужно за ними ухаживать: нужно всегда мыть уши, глаза, кожу. Нельзя читать лежа, долго смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Нужно есть морковь, потому что она полезна для глаз; нужно всегда высмаркивать нос и иметь при себе носовой платок. В ветреную и холодную погоду я всегда буду закрывать уши шапкой, и не буду слушать слишком громкую музыку.
Буратино благодарит детей за полезные советы. Затем переворачивает страницу и показывает детям другую картинку.
Буратино: А я знаю, что нарисовано на этой картинке - это зубы. У меня уже однажды болел зуб, мне его лечили, и было очень больно.
Дети (вместе со Всезнамусом) : Буратино, если хочешь, мы научим тебя играть в интересную игру, и ты поймешь, как нужно ухаживать за зубами.
Игра «Ровным кругом, друг за другом»
Звучит музыка. Дети двигаются под музыку по кругу со словами:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так…
Дети имитируют открывание тюбика с зубной пастой и выдавливанием ее на зубную щетку.
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так…
Дети имитируют чистку зубов.
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так…
Сделаем вот так…
Дети имитируют полоскание рта водой из стаканчика.
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так…
Дети смотрятся в воображаемое зеркало, улыбаются, рассматривают свои зубы.
Всезнамус: Буратино, что мы сейчас делали?
Буратино: Ухаживали за зубами.
Всезнамус: А для чего это нужно?
Буратино: Чтобы они были чистыми, не болели.
Всезнамус: Какие предметы нам для этого пригодились?
Буратино: Зубная щетка и паста, стаканчик для воды, зеркало.
Всезнамус: Дети, давайте расскажем Буратино, для чего нужны зубы.
Дети: Они пережевывают пищу, помогают человеку разговаривать.
Буратино переворачивает страницу. На ней изображены продукты питания.
Буратино: Я знаю, это еда. Я очень люблю конфеты, торты, пирожные, лимонад, мороженое.
Всезнамус: Дети, правильно ли поступает Буратино?
Дети отвечают.
Всезнамус: От правильно питания во многом зависит здоровье человека.
Буратино: А разве бывает еда правильная и неправильная?
Всезнамус: Есть такая профессия- повар. Это человек, который все знает о еде, здоровом питании. Сейчас он приготовит нам вкусный и полезный салат и расскажет, как нужно правильно питаться.
Всезнамус выбирает ребенка, надевает ему колпак и фартук. Ребенок проходит к столу, где лежат изображения фруктов и овощей, блюдечко (из картона). «Повар» готовит салат. В это время Всезнамус предлагает вспомнить стихи о здоровой и полезной пище.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения.
В этом нет сомнения.
Чистим овощи в салат,
Весь в заботах детский сад.
Перец, репку и морковку
Режем для салата ловко.
Ребенок-«повар» приносит салат.
Киви, яблоко, гранат.
Положила я в салат.
Ну а груша - просто мед.
Будет сок, коктейль, компот.
В них живые витамины,
Для детей незаменимы.
«Повар» знакомит детей с правилами питания: питаться вовремя; завтракать, обедать, полдничать и ужинать; есть овощи, фрукты, каши; есть нужно в меру; конфет и сластей есть поменьше.
Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу. На ней картинка, изображающая отдых.
Всезнамус предлагает детям объяснить Буратино, для чего нужен отдых.
Дети: Мозг отдыхает, все органы человека отдыхают, расслабляются, чтобы они смогли потом дальше четко работать.
Всезнамус предлагает детям показать Буратино, как они умеют расслабляться.
Релаксация под музыку.
Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу, на ней дети видят изображения сигареты, шприца, бутылки.
Дети объясняют Буратино, что это вредные привычки. Они вредят здоровью. Всезнамус предлагает детям вспомнить пословицы и поговорки о вредных привычках и поиграть в игру «Почему так говорят?»
Пить да курить – здоровью вредить.
Вино сперва веселит, а потом беду творит.
Вино с разумом не ладит.
Вино начинается с ручейка, а пьянство - рюмочки.
Всезнамус: Дети, а какие еще вредные привычки вы знаете?
Дети: Грызть ногти, не умываться по утрам, сосать палец, вытирать нос рукавом, ковырять в носу.
Всезнамус: Буратино, а у тебя есть вредные привычки?
Буратино отвечает, что он все понял, и не будет иметь вредных привычек.
Театр на фланелеграфе:
Всезнамус рассказывает, а дети показывают фрагмент сказки.
Всезнамус: Жил-был зайчонок, ему было грустно, потому что никто не хотел с ним играть. Все говорили, что он еще маленький. Зайчонок думал-думал и решил доказать, что он вовсе не маленький, а самостоятельный. Он достал из папиного кармана сигарету и закурил на полянке, чтобы все звери его видели. «Хотите попробовать», -спросил зайчонок – «Вы что - маленькие? Боитесь?»
Всезнамус предлагает детям объяснить, прав ли зайчонок?
Всезнамус: Как можно по-другому доказать, что ты уже большой и самостоятельный, что друзьям с тобой интересно?
Дети высказывают свои предположения.
Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу. На ней изображены дети делающие зарядку. Буратино говорит, что он тоже умеет так делать, только не знает зачем ему это нужно.
Всезнамус предлагает детям показать, как они умеют заниматься физкультурой.
Оздоровительная минутка.
Всезнамус: А для чего нужно заниматься физкультурой?
Дети: Будет прямая и стройная спина, человек не заболеет, будет выносливым, сильным и ловким.
Всезнамус: А какие виды спорта помогают укрепить здоровье?
Дети: Плавание, туризм, волейбол, лыжи, коньки и т. д.
Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу, на ней изображен циферблат с пустыми кружочками. Всезнамус вместе с детьми выясняет, вместе с детьми, что это картинка про режим дня.
Всезнамус: Все, о чем мы сегодня с вами говорили, нужно делать вовремя, только тогда будет польза для здоровья.
Дети перечисляют, что они должны делать сначала, а что потом.
Дети: Утренняя гимнастика, умывание, чистка зубов, завтрак, прогулка и т. д.
Всезнамус предлагает детям помочь Буратино и составить для него режим дня, чтобы он ничего не забыл. Дети выполняют коллективную аппликацию. Рассматривают работу. Буратино объясняет, глядя на работу детей, что он будет делать, когда вернется домой, благодарит детей за очень интересный и полезный рассказ и прощается с ними.
Всезнамус: Вот и подошло к концу наше путешествие по Стране здоровья. Я надеюсь, что оно вам очень понравилось. Я думаю, что теперь вы лучше знаете, что такое здоровье, что нужно делать, чтобы его сохранить и укрепить, будете всегда помнить правила сохранения здоровья и выполнять их.
10. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни / Д. А. Изуткин. // Советское здравоохранение. 1984, № 11. С 12-17ю
11. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
12. Крылова Т. А., Струкова М. Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-метод. пособие. – М. : НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.