Наталья Шестакова
Проект «Азбука безопасности» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного
поведения на дороге, на улице и в транспорте.
Задачи:
1. Познакомить детей с необходимым минимумом Правил дорожного
движения и дорожных знаков, правил поведения в транспорте.
2. Закреплять представления детей об опасных ситуациях, которые могут
возникнуть на улице.
3. Повышение компетентности родителей в вопросах изучения детьми
ПДД.
Вид, тип проекта : групповой, познавательно-игровой, среднесрочный;
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Сроки проведения: ноябрь - декабрь
Количество участников проекта : старшая группа
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и в НОД)
Актуальность проблемы: все мы живем в обществе, где надо соблюдать
определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной
обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий
являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в
неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и
выходят из них. Приводит к этому элементарное незнание основ правил
дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей
на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция
на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они еще не умеют
в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно
открывать что-то новое, непосредственность, часто ставят их перед
реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке.
С детьми необходимо закрепить правила безопасного поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правила дорожного движения. В этом должны принимать участие, как сотрудники дошкольных учреждений, так и родители детей.
Предполагаемый результат:
- оптимальный уровень знаний детьми правил поведения на дороге и ПДД;
- сценарий развлечения «Баба Яга и светофор»;
- выставка творческой деятельности участников проекта (рисунки,
стенгазеты, оформление уголка ПДД в группе)
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ по формированию
правильного отношения к знаниям детей о правилах безопасного поведения
на дороге.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
п/п Мероприятия Срок
реализации Ответственный
I I этап Подготовительный (разработка проекта)
Деятельность педагога
- планирование работы
(определение цели, задач по
данной теме)
- сбор информации по теме
«Правила дорожного
движения»
- подбор материала :
плакаты, игры, игрушки, книги
- Разработка рекомендаций,
памяток, сигнальных листов
для родителей и детей
- Информационный лист для
родителей о теме проекта. (см.
приложение № 1)
Первая неделя ноября Воспитатели
Деятельность родителей
- анкетирование родителей
(см. приложение № 2)
- помощь воспитателям в
подборке книг, статей и
иллюстративного материала Воспитатели
Деятельность детей
- выявление знаний у детей по
теме «Правила дорожного
движения» (см. приложение №3 Воспитатели
II II этап Исследовательский (выполнение проекта)
Деятельность педагога
- Оснащение уголка
В течение месяца воспитатели
«Безопасность» в группе
(дополнение новыми
материалами, играми)
- Организация выставки
детских книг по теме проекта.
- Реализация плана работы на
месяц по теме «Мы
пешеходы»
- Оформление сигнального
листа «Как рассказать ребенку
о «дорожных ловушках»
- Вводит в игровую ситуацию
(получают письмо от Бабы
Яги, которая попала из леса в
город и очутилась возле
нерегулируемого перекрестка,
который никак не может
перейти)
- Формулирует проблему
(почему Баба Яга не может
перейти через дорогу) и др.
- Подводит к формулировке
задач: узнать когда и почему
были придуманы
правила дорожного
движения;
как появились первые
дорожные знаки;
принять участие вместе
с родителями в создании
выставки рисунков по
ПДД
- Организует деятельность
детей (познавательно
-речевую,
художественно
-творческую,
игровую, совместную с
родителями)
группы
Ноябрь - декабрь Воспитатели
Деятельность родителей
- совместное с ребенком
составление рассказа о
правилах перехода через
дорогу
- помощь в рисовании по ПДД
Воспитатели
группы, родители
и оформлении выставки
рисунков
Консультация для родителей
«Впереди лето! Как сделать
его безопасным.»
Наглядно
-текстовая
информация в родительском
уголке, стенд № 1 «Уголок
безопасности дорожного
движения» (информация о
правилах дорожного движения
для пешеходов, правилах
дорожного движения для
велосипедистов, о
мероприятиях детского сада,
план работы по
предупреждению дорожно
-
транспортного травматизма)
Стенд № 2 «Дорожные знаки»
(информация о знаках и их
изображения, информация
ГИБДД, схема безопасного
движения воспитанников на
территории детского сада) (см. приложение № 4)
Конкурс рисунков «Мы пешеходы» Воспитатели
группы, родители
Деятельность детей
Принимают активное участие
в продуктивной деятельности. Заучивают стихи
Непосредственно
образовательная
деятельность:
Тема: «Внимательный
пешеход»
Познавательно
-
исследовательская
деятельность:
рассматривание сюжетных
картинок; дидактические игры
«Виды перекрестков»,
«Поставь дорожный знак».
Просмотр
мультипликационного фильма «Азбука безопасности на
дороге». 1 серия
Продуктивная деятельность:
Сюжетное рисование
«Светофор – наш друг на
дороге»
Коммуникативная
деятельность:
Ситуация общения «Как
безопасно перейти дорогу»
Игровая деятельность:
Моделирование проблемных
ситуаций.
Двигательная деятельность:
Подвижная игра на
ориентировку в пространстве
«Стой! Приготовься! Иди!»
Непосредственно
образовательная
деятельность:
«Правила поведения пешехода
на дороге»
Познавательноисследовательская
деятельность:
рассматривание сюжетных
картинок; дидактическая игра
«Нарисуй дорогу от дома к
детскому саду», «У дороги не
зевай, знаки соблюдай»,
просмотр
мультипликационного фильма
«Азбука безопасности на
дороге» 2 серия
Продуктивная деятельность:
Коллективное
конструирование из бумаги
«Дорожные знаки»
Коммуникативная
деятельность: ситуация
общения «Как правильно
вести себя на дороге и в
транспорте»
Игровая деятельность:
игровая ситуация «Едем мы по
улице, по городу идем».
Двигательная деятельность:
подвижная игра на
ориентировку в пространстве
«Красный, желтый, зеленый»
Непосредственно
образовательная
деятельность: «Где можно и
где нельзя играть на улице»
Познавательно - исследовательская
деятельность: беседы с
детьми, рассматривание
сюжетных картинок, просмотр
мультипликационного фильма
«Азбука безопасности на
дороге». 3 серия
Продуктивная деятельность:
конструирование «Улица
нашего города»
Игровая деятельность:
моделирование проблемных
ситуаций.
Непосредственно
образовательная
деятельность:
«Если ты потерялся на улице»
Познавательно - исследовательская
деятельность: Беседы
групповые и индивидуальные
с обсуждением различных
ситуаций. Дидактическая игра
«Я водитель»
Продуктивная деятельность:
Аппликация «Служебные
виды транспорта»
Коммуникативная
деятельность: Ситуация
общения «Как вести себя, если
ты потерялся на улице»
Игровая деятельность:
упражнение на ориентировку в
пространстве. Подвижная
игра «Стоп».
Викторина. Воспитатели
группы
Ш III этап Заключительный (подведение итогов)
Деятельность педагога
- подведение итогов,
оформление презентации
«Образовательная область
«Безопасность»;
- организация деятельности
детей и родителей (подготовка
к викторине по ПДД)
- проведение развлечения. Последняя неделя декабря Воспитатели
группы
Деятельность родителей
- Изготовление атрибутов к
развлечению совместно с
детьми;
- Украшение группы Родители
Деятельность детей
- изготовление атрибутов к
развлечению по ПДД,
украшение группы;
- разучивание стихов о
правилах дорожного движения и закрепление игр/ Воспитатели
группы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Дорогие мамы и папы!
Мы решили начать новый проект, чтобы узнать как можно больше о правилах дорожного движения, правилах поведения в транспорте. Для этого у нас в группе есть уголок «Безопасность», который оснащен: играми, книгами, иллюстрациями, макет улицы города. Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о правилах дорожного движения:
энциклопедии с информацией по теме;
картинки из журналов;
фотографии ваших путешествий на машине (если такие есть);
раскраски по теме;
Мы очень надеемся на вашу поддержку!
Приложение № 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Мы просим вас ответить на вопросы нашей анкеты,
которая поможет узнать, насколько дети знают ПДД и умеют пользоваться
ими.
1. Знает ли ваш ребенок домашний адрес?
знает название города, улицы, номер дома, квартиры, телефона
знает только 1-2 наименования
2. Как вы добираетесь с ребенком домой из детского сада?
пешком
на транспорте
3. Если вам приходится идти пешком, то вы с ребенком:
Переходите дорогу всегда по пешеходной дорожке, смотрите на
сигнал светофора
Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не
смотрите на сигнал светофора
Переходите дорогу там, где удобно и близко к дому
4. Различает ли ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного
светофоров:
стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и
зеленый сигнал для машин
путает сигналы транспортного и пешеходного светофоров, часто
ошибается
не знает, что существует пешеходный и транспортный светофоры,
ориентируется только на ваши знания
5. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли
рассказать, что они обозначают?
да
нет
затрудняюсь ответить
6. Когда вы в последний раз показывали ребенку знаки дорожного
движения и рассказывали, что они обозначают?
постоянно, когда приходиться пользоваться транспортом, переходить
дорогу
достаточно недавно
не помню
7. Знает ли ваш ребенок виды городского транспорта (укажите, какие)
___
8. Умеет ли ваш ребенок пользоваться городским транспортом?
стоит на остановке, садиться вместе со взрослыми в переднюю дверь,
спокойно ведет себя, если есть возможность – садится на сиденье, не
высовывается из окна, не сорит в салоне
стоит на остановке, пытается войти в любую дверь, пробирается
побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров,
говорит громко
на ходу заскакивает в салон вместе со взрослыми, требует освободить
ему место, говорит громко, другие пассажиры делают ему замечания
9. Считаете ли вы, что даете в полном объеме своему ребенку
необходимые знания и практические навыки на улице и в городском
транспорте?
да, ребенок знает основные знаки, может их назвать, рассказать, для
чего нужны, применяет в жизни правила дорожного движения
не уверены, знания недостаточные, даются от случая к случаю,
ребенок часто ошибается в названии знаков, не всегда знает, как себя
вести в транспорте и на улице
нет, времени не хватает давать ребенку знания на эту тему
10. Достаточно ли знаний о правилах дорожного движения получает ваш
ребенок в детском саду?
да, достаточно
нет, не достаточно
затрудняюсь ответить
Приложение № 3
«Определение уровня развития знаний и умений, усвоенных детьми по
правилам дорожного движения в подготовительной к школе группы»
Задача ребенка найти лишнее слово или картинку.
1. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного)
2. Знаки сервиса включают в себя … (больницу, пост ГАИ, телефон,
аптеку).
3. В специальный транспорт входит … (машина скорой помощи,
пожарная машина, машина милиции, велосипед).
4. В понятие «транспорт» входит … (машина, автобус, велосипед,
пешеход, трактор).
5. Общественный транспорт включает в себя… (автобус, троллейбус,
трамвай, прицеп, такси)
6. У машины есть … (колеса, руль, парус, педаль, фары).
7. Пешеход имеет право… (переходить улицу, идти по тротуару, играть
на проезжей части).
8. Запрещающие знаки включают в себя … (поворот направо запрещен,
разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
9. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль; двигаться
по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги,
если это не создает помех пешеходам).
10. Дорожные знаки делятся на … (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
Приложение № 4
Викторина по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
• повторять правила дорожного движения;
• рассказать детям, на какие виды делятся дорожные знаки;
• способствовать накоплению эмоционально-восторженных впечатлений;
• сформировать элементарные представления о том, чем автотранспорт опасен для человека;
• закреплять навык применения правил дорожного движения в повседневной жизни;
• воспитывать грамотного пешехода.
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы А. Дорохов «Перекресток» из книги «Зеленый. Желтый. Красный!»; Н. Носов «Автомобиль»; С. Михалков «Моя улица»; В. Житков «Что я видел».
• Заучивание детьми стихотворений о дорожных знаках.
• Беседы на темы «Правила дорожные – правила надежные», «Безопасное поведение на улице», «Зачем нужны дорожные знаки».
Оборудование:
знаки дорожного движения, цветовые сигналы светофора; кружки для жюри - красного, жёлтого, зелёного, чёрного цвета; мультимедийное оборудование, презентации; атрибуты для проведения эстафет.
Ход занятия:
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами собрались поговорить о правилах дорожного движения. Вы уже знаете, что выходя из дома или детского сада, каждый из вас становится участником дорожного движения. Мы живем с вами в большом, красивом городе с широкими улицами и проспектами. По ним движется много легковых и грузовых автомобилей, автобусов. И никто ни кому не мешает. А все потому, что у улиц и дорог есть свой закон, который называется «Правила дорожного движения». Он очень строгий и не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и очень добрый. Он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Сегодня, ребята, вы покажете, как знаете правила дорожного движения и поведения на улице.
Вначале я предлагаю вам разделиться на две команды. Справа от меня команда мальчиков, которая называется «Автомобилисты», слева команда девочек – «Пешеходы».
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Оценивать наши команды будет жюри: члены жюри: …
Оценки таковы: кружок зеленый (5 баллов, желтый (4 балла) и красный (3 балла, чёрный (штраф -1балл)
А мы начинаем нашу викторину!
Задание №1
Конкурс-разминка «Шуточные вопросы»
1. Какие машины могут проехать на красный свет? :
Папина и мамина
Такси
Скорая, пожарная, спецмашины
2. Дорогу можно переходить только на:
Черный свет
Зеленый свет
Мигающий свет
3. Для чего постовому нужен жезл? :
Отгонять мух
Приветствовать знакомых
Регулировать дорожное движение
4. Как правильно нужно переходить дорогу? :
Перейти по пешеходному переходу
Сесть на капот машины, и попросить, чтоб перевезли
Взять мяч и поиграть футбол на дороге
Оценки жюри.
Ведущий: А сейчас я хочу вам предложить немного поиграть. Игра называется
«Светофор». Будьте внимательны. Показываю: зеленый – топаете ногами; желтый – хлопаете руками; красный – тишина.
Игра проходит под музыку «Песенка про светофор» Жасмин
Ведущий: Ребята, скажите мне, что такое улица? (это дорога, вдоль которой стоят дома).
Кого называют пешеходом? (это люди, которые ходят пешком).
А по какой части улицы должен ходить пешеход? (по тротуару).
Кто знает, где надо переходить дорогу?
(во время рассказа просмотр презентации) Правильно, по пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски «зебра», или по подземному переходу. Но есть и тихие - тихие улицы, а тем более переулки или, может быть, дороги, по которым проезжает одна машина в час. Какую бы ты улицу не переходил, не спеши ступать на мостовую. Дорога должна быть хорошо видна. Справа и слева. Не сходя с тротуара, посмотри налево: не приближаются ли машины. И обязательно подожди, пока все они проедут.
Но почему налево? Да по той простой причине, что с этой стороны и едут машины.
Внимательно посмотрел? Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Дойдешь до середины улицы – остановись. И опять посмотри внимательно, на этот раз направо: оттуда идет встречный поток машин. Вы запомнили, как надо переходить дорогу? В какую сторону сначала надо посмотреть? А потом в какую?
Ребята, сейчас мы повторим правила поведения на дорогах! (презентация)
Правило №1. Где можно переходить дорогу?
Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход». Ребята, а знаете какой самый безопасный переход? Это – подземный.
Правило №2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. А сигналы светофора вы знаете? Правильно. «Красный человечек» означает: «стойте!», а «зеленый человечек» означает: «идите!».
Правило №3. Нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин.
Правило №4. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам. Куда мы сначала посмотрим? Да, сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо.
Правило №5. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Ребята, а почему нельзя выбегать на дорогу?
А на дороге играть можно? Почему? Правильно. Это правило №6. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Вот молодцы ребята! Все правила
помните!
А сейчас мы перейдем к Заданию № 2 и будем отгадывать загадки:
Ведущий читает загадку о дорожных знаках, игроки отвечают:
1)По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает?
Дай машине тихий ход…. (пешеходный переход)
2)Я на мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт
Медицинской … (помощи)
3)Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт …. (питания)
4)Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому. (Знак «Место стоянки» Р)
5)Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
"Рядышком бензоколонка!" (Знак «Автозаправочная станция»)
6)В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
7)Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича! (Знак «Въезд запрещен»)
8)Коль в грязи капот и шины,
Надо срочно мыть машину.
Ну, раз надо, значит, надо.
Вот вам знак, что мойка рядом! (Знак «Мойка»)
Оценки жюри.
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?
Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Ведущий: Молодцы ребята! Очень дружно у вас получилось!
А расскажите мне, для чего на дороге нужны знаки? (чтобы не нарушать правила дорожного движения).
На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя. Бывают знаки предупреждающие, запрещающие, указательные. (Показ видеоролика по ПДД или фрагментов детских познавательных образовательных программ по правилам дорожного движения)
Задание 3: (под музыку)
1. Преодолевая полосу препятствий, (пробежать между кеглями, по верёвке пройти, пролезть между дугой и добежать до знаков, которые выложены на ковре, необходимо выбрать среди множества знаков только определенные. Команде «Автомобилисты» - запрещающие знаки, команде «Пешеходы» разрешающие знаки. Задание выполняется по очереди. Когда добегают до знаков считает до 10.
Оценки жюри.
Задание №4. «Вопрос – ответ» :
1. Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек, идущий пешком).
2. Где должны ходить пешеходы? (тротуар)
3. Где должны ездить автомобили? (мостовая)
4. Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)
5. Почему опасно играть на проезжей части? (можно попасть под машину).
6. Какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный)
7. С какой стороны надо обходить автобус? (сзади)
8. Где можно играть детям? (на детской площадке)
Оценки жюри.
Задание №5 Игра с кубиками (играют 6 детей). «Кто правильно соберёт сигналы светофора» Строятся в две колонны по 3 человека. 1-й ребёнок добегает до кубиков и выбирает нужный цвет (зелёный, добегает до цели и ставит кубик, 2-й ребёнок берёт жёлтый кубик, 3-й ребёнок – красный и ставят по цвету светофора. Побеждает та команда, которая правильно справилась с заданием.
Оценки жюри.
Задание № 6. «Транспорт сказочных героев».
Ребята вы любите сказки? Я надеюсь, что вы хорошо помните сказочных героев.
Ваша задача вспомнить и назвать средства передвижения сказочных героев. Я буду называть героя из сказки, а вы, мне называйте, на чём он ехал, летел, плыл,
Емеля — печка
Баба-Яга — ступа
Золушка — карета
Айболит — волк, кит, орёл
Дюймовочка — ласточка
Крокодил Гена — паровоз
Кот Леопольд — велосипед
Алладин — ковер-самолет
Бременские музыканты — повозка
На чем добиралась Василиса Премудрая к царю во дворец — карета
На чем летал Барон Мюнхгаузен — ядро
Что подарили родители дяди Фёдора почтальону Печкину? — велосипед.
Оценки жюри.
В заключении проводится игра «Разрешается – запрещается» :
– Играть на мостовой (запрещается)
– Переходить улицы при зелёном сигнале светофора (разрешается)
– Перебегать улицу перед близко идущим транспортом (запрещается)
– Идти толпой по тротуару (разрешается)
– Переходить улицу по подземному переходу (разрешается)
– Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора (запрещается)
– Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается)
– Велосипедистам цепляться за проезжие машины (запрещается)
– Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди (запрещается)
– Идти по тротуару слева (запрещается)
– Выбегать на проезжую часть дороги (запрещается)
– Кататься на велосипеде, не держась за руль (запрещается)
– Уважать правила дорожного движения (разрешается).
Оценки жюри.
Ведущий: Вот и подошла наша викторина к концу. Мы повторили все что
узнали о правилах дорожного движения. И всегда должны помнить о том, что мы должны беречь себя и быть очень внимательными на дороге и на улице!
Пока жюри подводит итог, просматриваем ролик по ПДД
После подведения итогов викторины команде мальчиков присваивается звание «Самые ответственные автомобилисты», команде девочек «Самые ответственные пешеходы».
Список литературы
1. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить
безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности
детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. –
М. : Просвещение, 2004.
3. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей
дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их
возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
4. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. /
Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на
улице: Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007