Ирина Алфёрова
Проект «Архитектурные сооружения города Вельска»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик проекта: педагог-психолог МБОУ «СШ № 3 г. Вельска», структурного подразделения «Детский сад №20 «Ёлочка» И. В. Алфёрова.
Название проекта: «Архитектурные сооружения города Вельска»
Тип проекта:
–по доминирующему методу: творческий, познавательно- исследовательский;
–по характеру содержания: ребёнок – педагог – семья;
– по характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
–по характеру контактов: дети старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) в контакте с педагогами и семьёй;
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
–по количеству участников: групповой;
–по продолжительности: среднесрочный.
Длительность проекта: полгода - с 17 декабря 2020 года по май 2021года.
Форма совместной деятельности: сотрудничество.
Итоговое мероприятие: творческое конструирование из плоскостных «Чудо-конструкторов» В. В. Воскобовича «Юный архитектор».
Актуальность: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества. Задачами детского сада на 2020 – 2021 учебный год определено: - развитие интеллектуально-творческого потенциала всех участников образовательного процесса посредством проектной и исследовательской деятельностей и повышение качества художественно-эстетического развития дошкольников через ознакомление с различными видами искусства, в частности с архитектурой. Поскольку начинать знакомство с архитектурой лучше с близлежащего окружения ребёнка с помощью игры, как наиболее эффективного средства, то посодействовать личностному, интеллектуальному и художественно-эстетическому развитию воспитанников можно через применение игр и пособия «Чудо-города» В. В. Воскобовича.
Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребёнок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.
Организация работы по воспитанию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребёнка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы, а также в патриотическом воспитании детей.
Проблемная ситуация: Возникшее противоречие между потенциальными ценностями ознакомления детей с архитектурой родного города (детям предшкольного возраста необходимо хорошо знать свой город, расположение и названия улиц, внешний вид основных общественных зданий и сооружений, их отличительные особенности и т. д.) и возможностью в период самоизоляции использования таких форм, как наблюдения и экскурсии в воспитательно-образовательном процессе указало на необходимость практического разрешения данной проблемы. Поэтому было решено уделить внимание разработке содержания темы ознакомления детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с архитектурой родного города.
Целеполагание: при использовании развивающих «Чудо-конструкторов» В. В. Воскобовича в создании образов архитектурных сооружений родного города дошкольниками подготовительной к школе группы, мы можем говорить об их успешном ознакомлении с культурным наследием и архитектурой города Вельска, а также о повышении их интеллектуально-творческого потенциала.
Цель проекта: повышение компетентности старших дошкольников по вопросам ознакомления с архитектурой родного города, комплексное интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие детей, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством подбора иллюстративного и информационного материала.
Основные задачи проекта.
1. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
2. Развивать и поддерживать интерес к конструктивной деятельности с использованием «Чудо-конструкторов» В. В. Воскобовича.
3. Развивать образное мышление, функции анализа и синтеза, умение обобщать предметы по каким-либо признакам.
4. Способствовать формированию связной речи при составлении рассказов об объектах и речи-доказательства при выделении объекта из ряда по определённым признакам.
5. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений родного города.
6. Воспитывать социально-коммуникативные навыки при организации работы в парах.
Практическая значимость проекта.
Участие детей в проектной деятельности способствует:
• формированию исследовательских навыков, в частности, способов получения информации;
• формированию у детей способности замечать красоту архитектурных сооружений;
• развитию конструктивных навыков;
• восприятию образно-выразительных средств искусства, в частности, архитектуры.
Представленный проект может быть использован в системе дошкольного образования и художественно-творческом развитии детей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что обращается внимание – пробудить интерес воспитанников к окружающей их архитектурной среде, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Организационный этап.
Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Информирование родителей о теме проекта и ходе реализации задач.
Разработка конспектов НОД, сценария итогового мероприятия, подборка иллюстративного и информационного материала об архитектурных сооружениях родного города, изготовление разнообразных схем для практического конструирования (фрагментарных в соответствии с размером деталей конструкторов, силуэтных и уменьшенных, разработка и изготовление дидактических игр, накопление материалов.
Формирующий этап.
Проведение НОД с детьми (комплексные, тематические) по знакомству с архитектурными сооружениями и практическим конструированием из «Чудо-конструкторов». Проведение дидактических игр с кругами Луллия «Из какого материала построено здание?», «Сосчитай этажи»; по методике ТРИЗ «Назови три строения», «Отвечай быстро». «Узнай и назови», «Четвёртый-лишний»; «Контуры и тени». Создание видео-роликов для родителей и педагогов по реализации проекта.
Итоговый этап.
Проведение итогового мероприятия творческое конструирование из плоскостных «Чудо-конструкторов» В. В. Воскобовича «Юный архитектор». Награждение активных участников и их родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Мир архитектуры – это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.
Вывод. В результате реализации проекта у детей возрастает уровень знаний об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повышает познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию города Вельска, что эффективно отражается на нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей.
Дальнейшее развитие проекта.
Изучение истории возникновения ландшафтной архитектуры города Вельска, ознакомление с приёмами художественного оформления улиц и дворов города. Разработка и создание макета территории (по выбору детей) города.
Чтобы город наш родной лучше знали мы с тобой,
Надо очень постараться, изучением заняться
Альбом «Чудо-города» подсказал идею нам. Решено–
Без промедления знакомимся с архитектурными сооружениями.
На первом занятии рассмотрели альбом «Чудо-города». С удивлением и гордостью обнаружили на его страницах наш родной Вельский краеведческий музей, одно из старинных зданий, являющееся историческим наследием. Провели беседу с помощью схем-моделей (по Савенкову, где и как можно получить информацию? Решили оформить альбом об архитектурных сооружениях города Вельска. Провели жеребьёвку – кому о каком сооружении подбирать материал. С огромным удовольствием по схеме выкладывали здание музея из «Чудо-крестиков 2», «Чудо-крестиков 3» и «Чудо-сот». Получили знания о здании музея.
Вторым объектом нашего знакомства стала пожарная башня (каланча, рассказ о ней и фото приготовили семья Артёма М. Ребёнок рассказывал сверстникам о назначении данного архитектурного сооружения, о его месторасположении, демонстрировал фото. По сравнению с музеем здание пожарной башни современное (построено в 2011 году, хотя до неё была построена старинная каланча в нашем небольшом городке.
Провели сравнение архитектурных сооружений музея и пожарной башни. Отметили сходства и различия.
Выполнили конструирование башни.
С конструкторами работали всегда в парах, что способствовало формированию коммуникативных качеств. Использовали способ наложения.
Следующим объектом был ЦУМ (центральный универсальный магазин, который расположен на главной улице города им. Дзержинского. Информацией о нём, подобранной с семьёй делился Мирослав Р. Отличительная особенность этого строения в том, что это единственное в нашем городе здание, оснащённое эскалатором.
Рассказ о почте приготовила семья Андрея П. Это одноэтажное здание так же находится на улице им. Дзержинского в самом центре города. Для того, чтоб рассказ был более связным и интересным, использовали мнемотаблицу. Провели сравнение здания почты с уже известными нам архитектурными сооружениями. На этом же занятии с использованием «Коврографа-ларчик» и «Волшебных стрелочек» провели игровое упражнение «Поверни стрелку от фотографии здания к его схеме».Следующим объектом нашего знакомства стало здание ГКЦ (городского культурного центра, который находится на центральной площади им. В. И. Ленина Его история хранит в себе очень много тайн, ведь раньше это был Преображенский собор, закладывался который в 1860 – 1898г. г. А был построен в 1903 году. В 1918 году в здании открылся Красноармейский клуб. А в 1933 году оно переименовано в Дом социалистической культуры им. Кузнецова. С 1949 года назывался Вельским районным Домом культуры, а ныне ГКЦ.
Илья Р. познакомил ребят ещё с одним зданием – Домом детского творчества детско-юношеским центром «Мир», которое так же находится на улице им. Дзержинского. - Почему «Мир»?- спросите вы, да потому, что совсем недавно (до 90-х) это был центральный городской кинотеатр, распахнувший землякам двери в 1963 году, а впоследствии подаренный на службу подрастающему поколению.
На занятиях по ознакомлению с архитектурными сооружениями родного города, мы играли в различные игры. Особенно понравились ребятам игра «Контуры и тени». Цель игры: формирование представлений детей о разнообразии архитектурных сооружений родного города. Развитие интеллектуальных и речевых способностей ребёнка (детей): внимательности и наблюдательности, зрительного восприятия, мышления, памяти, усидчивости, речи. Ребята с удовольствием подбирали силуэты и тени зданий к их цветным изображениям.
Игра «Из какого материала построено здание?» + вариант «Сосчитай этажи» с использованием кругов Луллия. Цель: расширение представлений детей об архитектурных сооружениях родного города, развитие умения классифицировать их на деревянные, кирпичные и панельные. Формирование умения узнавать и называть заданные строения путём соединения секторов кругов, находить сходство и различие.
Игра «Отвечай быстро»
Цель: формирование умения классифицировать архитектурные строения родного города по какому-либо признаку.
Дети стоят в кругу, педагог в центре, объясняет правила: «В игре надо отвечать быстро. Я задаю вопрос, тот, кому бросаю мяч, ловит его, говорит ответ и бросает мяч обратно мне.»
• Какое знакомое здание в родном городе имеет 2 (3) этажа?
• Какое общественное здание нашего города построено из кирпича?
• Какое здание находится в нашем городе на улице Дзержинского?
• Назовите административное здание.
• Какое старинное здание в нашем городе вызнаете?
• Какое одноэтажное общественное здание нашего города можете назвать?
• Назовите общественное здание, построенное из дерева. И т. д.
Игра «Узнай и назови»
Цель: упражнение детей в умении узнавать архитектурные сооружения родного города по заданным признакам.
Сначала с помощью фотографий архитектурных объектов, а затем без наглядности, детям предлагается внимательно выслушать описание и назвать объект, соответствующий ему.
• Современное общественное четырёхэтажное здание. Находится в центре города Вельска на улице Дзержинского. Имеет особенность – эскалатор.
• Гражданское одноэтажное здание, обслуживающее нужды связи. Построено из красного кирпича, имеет много окон. Находится в центре города Вельска на улице Дзержинского.
• Промышленное кирпичное здание высотой с пятиэтажный дом. Находится в центре города Вельска. Особенностью здания являются часы с боем.
• Кирпичное двухэтажное общественное здание с широким крыльцом. Служит для оказания услуг населению, преимущественно подрастающему. Находится в центре города Вельска на улице Дзержинского.
• Кирпичное старинное трёхэтажное общественное здание, которое находится в самом центре города Вельска. Вблизи от центральной площади имени Ленина. Раньше служило храмом.
• Старинное двухэтажное красно-кирпичное общественное здание. Раньше было жилым домом, а теперь хранит историю нашего родного города и района.
Игра «Назови три строения»
Цель: упражнение детей в подборе архитектурных объектов родного города одной классификационной группы.
Педагог предлагает детям вспомнить и назвать три архитектурных сооружения, объединённых в одну классификационную группу.
Игру можно проводить с мячом по типу игры «Предай мяч». Пока звучит музыка дети по кругу передают мяч, на ком остановится (с выключением музыки) – вспоминает, называет три здания
• Кирпичных;
• Современных;
• Общественных деревянных;
• Старинных;
• Стоящих на улице Дзержинского;
• Двухэтажных и т. д.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: упражнение детей в умении классифицировать архитектурные строения родного города по какому-либо признаку.
Детям предлагаются карточки с четырьмя фотографиями знакомых им архитектурных сооружений родного города, три из которых можно объединить в одну группу, например, по количеству этажей или по материалу, из которого они построены, а четвёртое отличается.
Игра «Каждый лишний»
Цель: упражнение детей в умении классифицировать архитектурные сооружения родного города по какому-либо признаку, в умении выделять особенности каждого строения.
По страницам нашего альбома