Аноним
Проект «Адмирал Ф. Ф. Ушаков — наш земляк и святой покровитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 «Ромашка»
Тутаевского муниципального района
Проект «Адмирал Ушаков – наш земляк и святой покровитель»
Разработчик: Коваль Наталия Николаевна –
воспитатель высшей квалификационной категории
Тутаев 2019 год
Хвалы достоин край, что знает
Героев, земляков своих,
Их ценит, любит, воспевает,
Примером ставит для других.
К. В. Конюхов
Информационная карта проекта
Длительность проекта Среднесрочный – 2 недели. Февраль
Публикация «Проект „Адмирал Ф, Ф, Ушаков — наш земляк и святой покровитель“» размещена в разделах
- Покров день. 14 октября
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники Дети 6-7 лет, их родители, инструктор физвоспитания
Тип проекта Познавательно- исследовательский -творческий
Аннотация
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у детей любви к своей Родине, родному краю. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У дошкольников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В истории Российского государства немало национальных героев, прославивших в боях своё Отечество. Гордостью русского народа, его доблестью и славой стало и имя нашего земляка - великого патриота, прославленного флотоводца России, государственного деятеля и дипломата, святого праведного воина Фёдора Фёдоровича Ушакова. Его слава перешагнула границы не только Ярославской области (Ф. Ф. Ушаков родился в 1745 году В Романовском уезде Ярославской губернии, но и границы России. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать своих предков. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность
Интерес к богатой и многовековой истории России, ее культурному наследию становится отличительной чертой нашего времени. Уважение к прошлому, включающее в себя изучение, сохранение и разумное использование памятников местной истории, природы и культуры свидетельствуют о высоких духовных потребностях общества. Разрушение культурного наследия ведут к утрате преемственности поколений, негативным процессам в общественном сознании и воспитании подрастающего поколения. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину, своих выдающихся земляков. Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитание любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрытия связи родного края и Родины. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости за славных людей земли Ярославской. Дети с ранних лет должны впитывать сведения о славном историческом прошлом своего края, знать своих выдающихся земляков и гордиться ими. На Ярославской земле жива память о нашем выдающемся земляке святом праведном адмирале Фёдоре Ушакове.
Цель проекта: создание условий для воспитания у детей гражданско-патриотических чувств, уважение к защитникам Отечества на примере жизни и деятельности знаменитого флотоводца и земляка Ф. Ф. Ушакова.
Задачи:
• Способствовать формированию представлений о Родине, родном крае, истории русского военного флота, морских походах и победах адмирала Ф. Ушакова;
• Активизировать представления о морском флоте, морской символике, профессиях, званиях посредством организации разных видов детской деятельности, проведения экскурсий в музее Ф. Ушакова, библиотеку;
• Формировать социальные навыки и нормы нравственного поведения, опираясь на примеры жизни земляка Ф. Ф. Ушакова;
• Создать условия для установления партнёрских отношений с семьями воспитанников, специалистами учреждений образования и культуры;
• Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Планируемые результаты
Для воспитанников:
• Проявление интереса к историческому наследию родного края, истории русского военного флота;
• Активное участие в реализации проекта, выставках, экскурсиях, празднике
• Создавать условия для приобретения социальных навыков и норм нравственного поведения
Для родителей:
• Проявление творческих способностей, инициативы, желание выступать партнерами педагогического и детского коллектива
• Участие в реализации проекта, выставках, экскурсиях, празднике;
• Обмен опытом между родителями
Для педагогов:
• Повышение уровня профессиональной компетенции в вопросах патриотического воспитания детей;
• Приобретение опыта деле воспитания и развития детей;
• Участие в мини-проектах, методических разработках.
Для детского сада:
• Сплочение педагогического коллектива в решении задач патриотического воспитания дошкольников;
• Взаимодействие воспитателей, родителей, сотрудников музея, библиотеки;
• Выставка детского творчества.
Основополагающий вопрос:
Что такое подвиг?
Проблемные вопросы:
Почему корабли не тонут?
Как романовские гвозди оказались на флоте при строительстве кораблей?
Как лодки «романовки» повлияли на судьбу будущего адмирала?
Как адмирал Ушаков относился к своим матросам?
Почему адмирал Ф. Ушаков не проиграл не одного сражения?
Какими личностными качествами должен обладать человек на флоте?
Ресурсы проекта
Научно-методические: Зацепина М. Б. Дни воинской славы. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. С чего начинается Родина?: Стихотворения и рассказы. М. : Издательство Оникс, 2008. Дорофеева А. Корабельные пути. - М. : Малыш, 1989. Митяев А. Н. Рассказы о русском флоте. – М. : Малыш, 1989. Овчинников В. Д. В служении Отечеству. – Ярославль: Дебют, 1993. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. Зимина А. Н. Государственные праздники для дошкольников. / Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. Избранные пословицы и оговорки / Общ. ред. А. А. Прокофьев. – М., 1997. Соловьев В. М. История России для детей и взрослых. - М:. Белый город, 2003. Патриотическое воспитание/ Кондрыкинская Л. А. (Учебно-методическое пособие). М. : ТЦ Сфера, 2013. Как научить любить Родину. / Авторы – составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Розова, И. А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2003. Г. А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина. – АРКТИ, 2003. Л. А. Кондрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. Путешествия по истории Отечества: разработки занятий. / Автор-составитель Т. Л. Мирилова. - Волгоград: ИТД «Корифей». С любовью к Родине: методические рекомендации. - Воспитание дошкольников, 2007. Не ради славы. Рассказы о великих русских людях. / Автор- составитель Кондратюк В. Н. - Рязань: Зерна-Слова, 2013. Ф. Конюхов. Как адмирал Ушаков Черное море сделал русским. А. Овчинникова. Детство флотоводца. А. Митяев. Рассказы о русском флоте. В. Ганичев. Святой адмирал русского флота.
Кадровые:
• Повышение квалификации педагогов;
• Воспитатели - реализация проекта на всех этапах;
• Старший воспитатель- сопровождение проекта;
• Инструктор по физической культуре – проведение и организация спортивного праздника;
• Родители – помощь в поиске необходимой информации на подготовительном этапе; на основном этапе – изготовление книжек – малышек; пополнение мини-библиотеки группы художественной литературой.
Участие в проекте воспитателей и специалистов ДОУ, родителей, сотрудников музея, сотрудников библиотеки им. Н. Носова.
Материально-технические: компьютерная и копировальная техника, музыкальный центр, музыкальные DVD диски, диски видео – фильма «История русского флота», мультфильма «Степка моряк»
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Подготовительный этап (информационный):
• Создание информационной тематической базы;
• Анализ теоретических материалов.
II. Основной (практический):
• Создание системы реализации целей и задач проекта;
• Создание ППРС;
• Совместное составление занятий, бесед;
• Занятия, игры, экскурсии, викторины, выставки.
III. Заключительный:
• Конечная диагностика;
• Обобщение мероприятие;
• Выводы, планирование последующей работы.
Этапы проекта Задачи на каждом этапе Деятельность педагогов Деятельность детей
I. Подготовительный Определить темы исследования, выяснить возможности и средства для реализации проекта. Формулирует проблему; вводит игровую ситуацию; формирует устойчивый интерес у детей. Вхождение в проблему, вживание и погружение в игровую ситуацию.
II. Основной Обозначить тему, разработать модель взаимодействия всех участников проекта. Помочь в решении задач; помочь спланировать деятельность детей и родителей; организует их совместную деятельность. Объединяются в рабочие группы; осуществляется выбор деятельности в соответствии с центрами активности.
Организовать активную деятельность по реализации проекта. Оказать практическую помощь; сопровождает осуществление проекта. Формирование умений, представлений и навыков.
III. Заключительный Подвести итоги работы, составить прогноз на бедующее. Подготовка и проведение презентации. Продуктивная деятельность, подготовка к презентации.
I. Подготовительный этап (информационный)
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
• Обращение к специалистам.
Основная задача информационного этапа - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступная ему. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Введение в тему
Чтобы включить детей в проектную деятельность, вызвать у них интерес, способствовать повышению инициативы, на утреннем сборе была внесена посылка с кораблем и иллюстрациями: улицы города Тутаева, памятник Ф. Ушакову, Воскресенский собор для создания проблемной ситуации Проблемный вопрос: Имя какого героя – земляка вы можете назвать, рассматривая эти картинки?
Была проведена беседа «модель трех вопросов». Цель: выявление уровня знаний детей дошкольного возраста о флотоводце Ф. Ф. Ушакове.
«Что мы знаем об адмирале Ф. Ушакове?». (название улицы, музея, школы №7).
«Что хотим узнать про адмирала Ушакова?» (детство, как он стал адмиралом)
«Что нужно сделать, чтобы узнать больше нового по данной теме» (искать в книгах, Интернете, библиотеке, музее, спросить у родителей).
Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию: у детей не достаточно сформированы представления о жизни и деятельности адмирала Ушакова, как герое и нашем земляке.
Эта модель способствовала погружению детей в тему, произвела большое впечатление, у детей появилось большое желание узнать, как рос и жил маленький Федя Ушаков, кто были его родители, как он стал моряком и почему достиг таких успехов на флоте.
На подготовительном этапе была выдвинута гипотеза исследования:
Что такое подвиг? Как стал Федор Ушаков великим флотоводцем, ведь вырос он вдали от морских просторов?
И определены темы исследований:
Почему корабли не тонут?
Как романовские гвозди оказались на флоте при строительстве кораблей? Как лодки «романовки» повлияли на судьбу будущего адмирала?
Почему матросы любили адмирала Ушакова?
Какими личностными качествами должен обладать человек на флоте?
За что награждают орденами и медалями?
План – паутинка
В процессе выбора деятельности внутри темы их совокупность удобно отражается на схеме, называемая «паутинка темы». В центре схемы располагается название изучаемой темы. Расходящиеся лучи указывают, через какие центры активности предполагается реализация проекта.
Составление «паутинки» позволяет реализовать следующие цели:
• Объединение детей в группы по интересам;
• Создание изначальной основы для систематизации сведений.
II. Основной (практический)
Организация деятельности по центрам активности:
Основной этап включает в себя все виды детской деятельности практической направленности, связанные с реализацией проекта. Для этого были задействованы центры активности.
Литературный центр
Чтение художественной литературы
Цель: познакомить детей с некоторыми героическими победами русского флота, именем русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова; способствовать формированию познавательного интереса у дошкольников посредствам художественной литературы.
Ф. Конюхов «Как адмирал Ушаков Черное море сделал русским»
Цель: Познакомить детей с историей русского флота
Митяев А. В. «Рассказы о русском флоте»
Калинов В. И. «Российский флот»
Цель: познакомить детей с исторической личностью, ,как Царь Петр Русский флот строил.
Дорофьев А. «Корабельные пути»
Цель: обучение детей понимать, чувствовать образный язык стихотворения, внимательно слушать, отличать поэтические произведения от прозы; воспитывать любовь к малой Родине.
Бойко Г. «Лодочка»
Соловьев В. «Три символа»
Беседы познавательного характера
«Защитники Отечества»
Цель: расширить знания детей о празднике - Дне защитников Отечества.
«Кем быть или кто служит на корабле»
Цель: Расширять знания и представления о военных профессиях; формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы; воспитывать уважение к людям военных специальностей.
«Непобедимый адмирал Ушаков»
Цель: Развивать у детей гражданственность, патриотизм, как важнейшие нравственные и социальные ценности. Воспитывать чувство гордости за подвиги и героизм великого флотоводца. Воспитание патриотизма на примере жизни Ф Ушакова.
«Морские сражения в картинах художника И. Айвазовского»
Цель: знакомство детей с творчеством И. К. Айвазовского; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине.
«Гвозди для Петра I»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, истории родного края.
«Российский флаг и Андреевский флаг»
Цель: Приобщать детей к исторической культуре русского народа; знакомить детей с происхождением Российского флага, Андреевского флага; воспитывать патриотические чувства к своей Отчизне.
«Нет на свете Родины краше»
Цель: расширять знания детей с историей возникновения Российского флота и его основателем- царем Петром I, великим флотоводцем и героями флота. «Корабельные профессии»
Центр «Науки»
Исследовательская деятельность «Почему корабль не тонет»
Цель: выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться
Опыт 1 «Тонет, не тонет»
Опыт 2 «Строение корабля» (опыт с пластелином)
Опыт 3 «Сила воды»
Опыт 4 «Эффект рассола»
Опыт 5 «Предел плавучести»
«Сила направления ветра»
Цель: Закрепить понимание того, что ветер – это движение воздуха; учить детей устанавливать силу и направление ветра.
Исследовательская деятельность по картине И. Айвазовского «Чесменский бой»
Цель: Учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником. Продолжить знакомство детей с морским пейзажем. Показать, что изображение морского боя, ведение тактики сражения – труднейший мотив живописи.
Центр «Искусства»
Рисование красками на темы:
«Парад морского флота».
Цель: учить детей рисовать корабль, самостоятельно дополнять работу деталями, продолжать развивать умение правильно располагать рисунок на листе, уточнять и активизировать словарь детей.
«Корабли на рейде»
Цель: закреплять названия водных видов транспорта, знакомить с профессиями людей, которые трудятся на водном транспорте, дать понятие слова «рейд», «порт»; закреплять умение передавать форму и детали корабля
«Морячок»
Цель: Продолжать учить рисовать фигуру человека, передавая форму частей, их расположение, пропорцию, подводить детей к передаче образа моряка, учить правильно располагать изображение на листе.
Аппликация
«По синему морю, бегущей волне»
Цель: Закрепить общие понятия о водном виде транспорта; основные части корабля; упражнять детей в изготовлении кораблей из цветной бумаги; развивать внимание, воображение, сообразительность.
«По морям по волнам»
Цель: Совершенствовать навыки вырезания геометрических фигур из заготовок и по контуру, развивать эстетическое восприятие, умение располагать фигуры в одной композиции.
Коллективная рабата «Лодки романовки по Волге плывут»
Цель: закреплять умение составлять сюжетную композицию из разнородных элементов; знакомство детей разными вариантами интеграциями обрывной аппликации и оригами.
Изготовление макета из скорлупы грецкого ореха, пластилина, паруса из бумаги. «Флотилия»
Цель: Познакомить детей с природным материалом - грецким орехом, формой ореха, как поделочным материалом. Обучать простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям при работе с пластилином и бумагой. Обыгрывать сюжет.
Конструирование из бумаги «Парусник» и участие в морском сражении «Две эскадры»
Цель: учить складывать «кораблик» в технике оригами
Рассматривание иллюстраций: Петр I, ботик Петра I, Андреевский флаг, парусные корабли русского флота, иллюстрации из книги А. В. Митяева «Рассказы о русском флоте»
Цель: вызывание у детей интереса к живописи; знакомство с творчеством художников, развивать зрительное восприятие, эстетические чувства, воспитание любви к Родине.
Строительный центр
Конструирование из крупного деревянного конструктора
«Большому кораблю большое плавание»
«Военный корабль»
Цель: обучение детей строить из крупного и мелкого строительного материала; развитие у детей игровой инициативы, поддержание индивидуальных замыслов.
Центр игры
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм (бинокли, подзорная труба, штурвал, якорь, флажки)
«Морское путешествие»
Цель: формировать интерес к истории флота России, профессии на флоте.
«Моряки»,
«Морские следопыты»
Цель: познакомить детей со службой на флоте; роли моряка и других членов команды; как называется комната отдыха для моряков, рабочее место капитана корабля, место дежурного матроса.
«По морям, по волнам»,
«Строительство кораблей»
Цель: Активизировать представления детей о выдающемся русском флотоводце, земляке Ф. Ф. Ушакове, о его заслугах перед Отечеством.
Физкультурный уголок
«Море волнуется раз»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морской фигуры.
«Быстро возьми, быстро положи»
Цель: Совершенствовать навыки детей бега в быстром темпе, развивать ловкость
«Чья команда забросит в корзину больше мячей?»
Цель: Учить детей бросать мяч в цель в горизонтальном направлении двумя руками от груди.
«Самый меткий»
Цель: Учить детей бросать мешочки с песком в вертикальную цель сверху из-за головы, стараясь попасть в неё. Развивать глазомер, моторику рук.
«Перетягивание каната»
Манипулятивный центр
«Какие вещи возьмем на корабль»
Цель: закреплять знания детей о том, что нужно человеку на корабле; формировать и сплотить детский коллектив через совместную игру
«Кто работает на флоте»
Цель: закрепить представления детей о профессии моряков, суровой и тяжелой службе на корабле, воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки.
«Вопрос - ответ»
Цель: повторить с детьми морскую терминологию, названия судов, кораблей (ял, танкер, барка, якорь, кок, штурвал, каюта и т. д)
«Собери корабль»
Цель: расширять представление детей о строении и частей корабля (мачта, паруса, флаг, корма, нос корабля и др.)
«Четвертый лишний»
Разрезные картинки «Парусник»
Цель: Сложить целое изображение корабля из частей.
«Чей корабль доберется до порта быстрей»
Цель: развитие мелкой моторики.
Игры для развития коммуникативных навыков: «Передай сигнал», «Прогулка по реке», «Радист», «Человек за бортом», «Только вместе»
Взаимодействие с родителями
Подборка информационного материала «История русского флота», «Наш земляк – Федор Ушаков»
Выставка семейных книжек-малышек «Адмирал Ф. Ф. Ушаков – наш земляк и святой покровитель»
III ЭТАП, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Презентационно-завершающий
Презентация проекта на семинаре по краеведению.
Контрольно-рефлексивный этап
Подведение итогов.
Викторина для детей «Гордость земли ярославской. Адмирал российского флота Ф. Ф. Ушаков»
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей;
Методические разработки;
Интеграция со специалистами ДОУ.
Вывод
Заключительная беседа, спортивный праздник и викторина показали, что знания детей о адмирале Ушакове – нашем земляке достаточные, систематизированные. Дети овладели знаниями и имеют представления о Родине, родном крае, об истории русского военного флота, морских походах и победах адмирала Ф. Ушакова. Опираясь на примеры из жизни земляка Ф. Ф. Ушакова дети стараются применять полученные социальные навыки и нормы нравственного поведения. Работа над проектом показала, что родители активно включились в краеведческую работу, вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания; между детьми, воспитателем и родителями установились партнерские отношения.
Таким образом, можно считать, что цель данного проекта достигнута. Дети приобщились к историческим и духовным ценностям родного края, с уважением относятся к культурным национальным традициям. Нам удалось сориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье.
Показатели результативности
Показатели результативности До реализации проекта После реализации проекта
1. Знают ответ на вопрос: «Что такое подвиг?» 10% 47%
2. Интересуются историческими героями, их подвигами. 8% 36%
3. Употребляют в речи слова: «защитники», «герой», «адмирал», «морское сражение» и др. 12% 72%
4. Обыгрывают сюжеты морских сражений. 15% 53%
5. Проявляют доброжелательность, взаимовыручку. 67% 83%
6. Проявляют агрессию, демонстрируют конфликтное поведение.