Елена Баннова
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»
Проект
Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
(из опыта работы воспитателя)
Выполнила: Баннова Е. В.,
воспитатель 1 квалификационной категории
р. п. Бутурлино
2017
Участники проекта :
Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Темочки
Заведующий; старший воспитатель; медицинский работник; воспитатель группы раннего возраста; музыкальный руководитель; родители детей, группа (15 детей, возраст от 1,5 до 3 лет).
Целевая группа:
Дети группы раннего дошкольного возраста и их родители.
Сроки реализации:
Июнь-сентябрь 2016 года
Цель проекта :
- создание благоприятных условий для ребенка;
- налаживание сотрудничества с семьей ребенка.
Задачи проекта :
- создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогической компетентности
- привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение профессиональной компетентности
Актуальность проекта :
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
- осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра, термометрия, кожные покровы, зев, стул);
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье, медицинская сестра);
- протекание адаптации (медицинская сестра).
Ожидаемые результаты
- благоприятный адаптационный период детей 1,5до 3 лет.
- снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
- становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап (май – июнь).
На подготовительном этапе, перед набором группы я ставила перед собой следующие задачи:
- подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста
- отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы раннего возраста;
- составление плана работы и подбор методик работы с детьми
-проведение мероприятия «Школа молодой матери»
Результат:
Мной была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОО и составлен конспект основных моментов, которые помогут в моей дальнейшей работе.
Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.
Был составлен план работы на адаптационный период.
Проведено мероприятие «Школа молодой матери»
II. Основной этап (июнь – сентябрь).
Задачами основного этапа стали:
- заполнение родителями «Социального паспорта»;
- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;
- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;
- создание доверительных отношений с каждым ребенком;
- адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с каждым помещением группы);
- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;
- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;
- исследование навыков самообслуживания детей;
- развитие умений играть на территории участка.
Результат:
В нашей группе набор детей начался с 03. 06. 2016 года. С первого же дня родителям была предложено заполнить «социальный паспорт» для знакомства с ребенком, его родителями и уточнения контактных данных. Прием детей проходил постепенно. Дети принимались по одному человеку в неделю, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
К концу первого месяца группа состояла из 9 детей, причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.
К концу второго месяца и в начале третьего месяца группа была сформирована и состояла из 15 человек. Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных занятиях и играх, хорошо знали свою игровую площадку на улице.
С детьми я проводила целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, стихов. Использовала телесное прикосновение в виде «обнималок». Очень нравились детям, организованные мною театрализованные сказки, игры; пальчиковые игры.
Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.
У нас в детском саду имеется большая площадь, не задействованная под прогулочные участки. В начале первого месяца адаптации (июне) расцветает много цветущих растений, кустарников. Этот участок я использую для рассматривания и наблюдений в природе. Также провожу целевые прогулки по территории детского сада. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время.
К концу летнего сезона было выявлено:
9 воспитанников с степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.
6 воспитанников со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушка принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на коленях.
0% - дети с тяжелой степенью адаптации.
В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.
Многим родителям помогли мои личные консультации, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация
- «Советы для облегчения адаптации детей»
- «Ваш ребенок поступает в детский сад»,
- «Режимные моменты в детском саду»,
- «Как одевать ребенка летом»,
- «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание».
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
Заключительный этап:
Родительское собрание с включением в повестку дня «Адаптация ребенка к условиям детского сада».
Итоговое совместное педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников мероприятие «Давайте познакомимся». Где участников образовательного процесса знакомят с педагогическим коллективом ДОУ, традициями детского сада, в сопровождение с играми, песнями.
Результат:
В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.
В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические. Приё мы: рассматривание, показ воспитателя, ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
Подведены итоги адаптации детей группы к детскому саду, даны советы по дальнейшей совместной работе родителей, детей и воспитателей, которые фиксируются в анализе работы ДОО. За последние несколько лет процесс привыкания детей в ДОУ проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста привыкают к дошкольной организации безболезненно.
Список литературы:
1. Годовой план работы на 2016-2017 учебный год;
2. Оновная образовательная программа МБДОУ детского сад «Колосок»;
3. Основанная образовательная программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
6. Белкина В. Н., Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», 2006 г. ;
7. Арнаутова Е. П. «Планируем работу ДОУ с семьей», Управление ДОУ, 2002;
8. Воспитание и обучение детей раннего возраста, под редакцией Г. М. Ляминой, 1981г. ;
9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста, Дошкольное воспитание, 2006г. ;