Кауцель Елена
Проект «4 стихии — воздух, вода, земля, воздух» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа во 2 младшей группе Тема : «4 стихии»
Руководитель: Кауцель Е. А., воспитатель
Паспорт проектной работы
Название проекта «4 стихии – земля, вода, огонь и воздух»
Руководитель проекта Кауцель Елена Александровна
Состав проектной группы Воспитанники 2 младшей группы
Этапы работы над проектом 1. Теоретическая часть
2. Экспериментальная часть
Публикация «Проект „4 стихии — воздух, вода, земля, воздух“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Краткое описание Данный исследовательский проект является краткосрочным, основан на эксперименте. С помощью опытов сформированы знания о воздухе, воде, земле и огне и их свойствах.
Вид проекта Исследовательский, экспериментальный
Цель проекта Помочь понять значение каждой стихии для жизни человека, способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.
Задачи проекта 1. Систематизировать знания детей о четырех стихиях : воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности.
2. Создать условия для самостоятельной деятельности в уголках группы.
3. Возбудить интерес к стихиям Земли. Привить к ним уважительное отношение.
4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
5. Воспитывать уважительное отношение к миру, природе.
6. Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком;
Необходимое оборудование Воздушные шарики
Трубочки
Целлофановые пакеты
Одноразовые стаканчики по количеству детей
Гуашь (красная,синяя, зелёная)
Бумажные салфетки
Жидкое мыло
лупа
Оглавление
Введение….4
Глава I Теоретическая часть….6
1.1 Что такое воздух?. 6
1.2 Что такое вода?. 10
1.3 Что такое огонь?. 11
1.4 Что такое земля?. 12
Глава II Практическая часть…. 13
2.1. Экспериментальная часть….13
2.1.1 Проведение опытов с воздухом…. 13
2.1.2 Проведение опытов с водой…15
2.1.3 Проведение опытов с землей…. 18
2.1.4 Проведение опытов с огнем…21
Заключение…. 23
Список используемой литературы….24
Введение
Вода, земля, огонь, воздух. Четыре стихии, которые лежат по некоторым представлениям в основе и человека, и мироздания. Из древне люди считали, что ими руководят боги, которым необходимо поклоняться. Позже – почитали и уважали эти могучие явления. В настоящее время, в эпоху науки и прогресса, человечество сумело сделать массу открытий, но обуздать и понять до конца эти четыре составляющих мира пока не под силу никому. Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле и воздухе – основа физических, химических, географических, алгебраических, геометрических и других знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают познавательный интерес С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы. Предлагаемый проект «4 стихии» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.
Объект исследования – воздух, вода, земля, огонь и их свойства
Предмет исследования – воздух, вода, земля, огонь
Цель исследования: Показать детям единство и взаимодействие четырех стихий в природе : огня, воды, воздуха, земли.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о четырех стихиях : воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности.
2. Создать условия для самостоятельной деятельности в уголках группы.
3. Возбудить интерес к стихиям Земли. Привить к ним уважительное отношение.
4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
5. Воспитывать уважительное отношение к миру, природе. 6. Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком;
Для реализации поставленных задач выбраны следующий методы:
Теоретические
1. Что такое воздух?
1. Беседа на тему «Воздух»
2. Чтение стихов, сказок.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением качающихся от ветра деревьев.
4. - Чтение художественной литературы :А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет»
5. - Словесные игры: «Четыре стихии»
6. Экспериментирование: проведение опытов с воздухом
2 .что такое вода?
1. «Заюшкина избушка», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Сутеев «Под грибом», Е. Баратынский «Водопад», Ф. Тютчев «Весенние воды».
2. - Дидактические игры: «Зачем нам вода?»
3. - Экспериментирование: проведение опытов с водой
3. что такое земля?
1. - Беседы с детьми: «Почва – живая земля»
2. - Рассматривание иллюстраций на тему «Что растет на земле»
3. - Экспериментирование: проведение опытов с землёй
4 .что такое огонь?
1. - Беседы с детьми: «Как появился огонь», «Огонь – друг, огонь – враг», «Профессия-пожарный», «Огненная стихия», «Где работает огонь»,
2. - Рассматривание иллюстраций об огне.
3. - Отгадывание загадок про огонь.
4. - Экспериментирование: проведение опытов с огнё
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Что такое воздух?
Беседа «О воздухе»
Цель: дать детям представление о воздухе : невидимый, прозрачный, бесцветный.
Воспитатель предлагает детям посмотреть по сторонам и поискать гостя. (Дети никого не находят). Воспитатель объясняет, что в гости пришел воздух, предлагает поискать его. Как мы можем найти воздух? (подуть на ладошки, помахать руками). Почему мы не видим воздух? (Ответы детей). Объяснить детям, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
Стихи про воздух.
1. Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полёт
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял
Воздух разный, он такой!
Где найдем его с тобой.
Марина Андреева.
2. Он – прозрачный невидимка,
Легкий и он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Он ведь нам необходим.
3. Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин
Рассматривание иллюстраций с изображением качающихся от ветра деревьев.
Чтение художественной литературы :А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет» Словесные игры: «Четыре стихии»
Дети сидят на стульях по кругу. По команде воспитателя дети выполняют определённое движение руками.
Команда. Движение руки.
«Земля». Дети опускают руки вниз.
«Вода». Дети вытягивают руки вперёд.
«Воздух». Дети поднимают руки вверх.
«Огонь». Дети вращают руками в локтевых и
луче – запястных суставах.
Дидактическая задача.
Формировать у детей навык координации слухового и двигательного анализаторов. Развивать у детей активное, произвольное внимание
1.2 что такое вода?
Ф. Тютчев «Весенние воды»
1.3 что такое земля?
Беседа: Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.
Познавательные
• познакомить детей с составом земли;
• познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
• формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
Рассматривание иллюстраций на тему «Что растет на земле»
1.4. что такое огонь?
Беседа.
"Огонь - друг, огонь - враг"
Программное содержание:
Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек, научился управлять огнём.
Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Рассматривание иллюстраций об огне.
Отгадывание загадок про огонь.
1. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (спички)
2. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … спичками
3. Летала мошка - сосновая ножка,
на стог села - всё сено съела (спичка)
4. Спят смирно дочки.
В фанерном домочке.
У сонь, у тихонь
В головках огонь (спички)
Глава II. Практическая часть
2.1. Экспериментальная часть
Экспериментальная часть проекта была проведена в групповой комнате. С детьми 2 младшей группы «Капельки»
2.1.1. Проведение опытов с воздухом
Опыт. «Что в пакете»
Цель: обнаружить воздух.
Оборудование: полиэтиленовый пакет
Рассмотреть пустой пакет.
Вопрос: Что находится в пакете?
Проблемная ситуация.
Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим.
Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, и зажимают их руками
Вопрос: А сейчас что в пакете?
Открывают пакет и показывают, что в нём ничего нет. Обращают внимание на то, что когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.
Почему казалось, что пакет пустой?
Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт. «Надувание мыльных пузырей»
Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор,
Дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают
разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.
Вывод. В каплю мыльные воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или, когда задеваешь и рвешь его оболочку.
2.1.2 Проведение опытов с водой
Опыт № 1. «Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Этот зрелищный эксперимент покажет ребёнку, что вода с помощью салфетки может перетекать из одного стакана в другой, а также наглядно объяснит принцип смешивания цветов.
опыт №2 «Поднимающаяся вода»
1. Сворачиваем салфетки в полоски одинакового размера.
2. Ставим стаканы в ряд. Три из них заполняем водой на 3/4 и подкрашиваем с помощью красителей. У вас должен получиться круг с последовательностью: красный, пустой, синий, пустой, желтый, пустой.
3. Спустя некоторое время подкрашенная вода начнёт подниматься вверх по салфетке, перетекая из одного стакана в другой. При смешивании базовых цветов, появятся новые: оранжевый, зелёный и фиолетовый. На полное смешивание уходит примерно 1-2 часа.
2.1.3 Проведение опытов с землей
«Свойства песка»
Цель: Познакомить детей со свойствам сухого песка (сыпучесть, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек – песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру
Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.
Материал и оборудование: песок (для проведения занятия в группе, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход:
Отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (песок)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?
Дети по очереди рассказывают, что знают о песке
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.
Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте её на тарелочку.
-Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий).
А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа). Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки). Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
Воспитатель помогает детям сделать вывод, что песок сухой сыпиться, потому что состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
2.1.4 Проведение опытов с огнем
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Объясните, почему? (ответы детей)
В: - Правильно, нельзя потому что можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар. Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй :
В: - Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений.
В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их? (Ответы детей)
Проведё м опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? Правильно, огонь погас, потому что он боится воды.
Эксперимент третий, четвертый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Заключение
Дети, благодаря поисково-экспериментальной деятельности, приобрели определенные знания по теме «Воздух, вода, земля, огонь». У них появилось желание узнавать новое посредством опытов, появился интерес к деятельности. Реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством проведения опытов. Эти знания более прочные. В процессе данной деятельности повысились любознательность, речевая активность.
Список используемой литературы
1. Огонь – друг и огонь – враг // Ребенок в детском саду. 2020. № 6. 2. Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 1 3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 3 -7 лет.
4. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2020. № 6.
5. Латынова Н. Сказки Земли.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. 2019.
7. Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2019г. ;
8. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2020 г.