Елизавета Николаева
Проект «Өбугэлэрбит ситимнэринэн»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Проблематика проекта
Важнейшим педагогическим средством становления личности ребенка является игра, развивающая функция которой общепризнана, но еще не изучена в достаточной мере. Потребность человека в игре как самодеятельном выражении своего отношения к миру, осмысление этого мира признается широким кругом педагогов и психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.)
Публикация «Проект „Өбугэлэрбит ситимнэринэн“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Народные игры, способствующие интеллектуальному развитию, мало изучены, многие из них утрачены в потоке достижений цивилизации. В связи с этим обозначилась проблема поиска и описания, классификации народных игр, выявление их развивающего потенциала, и определение путей и условий внедрения их в современный педагогический процесс дошкольного учреждения.
По итогам анализа, большинство родителей считают необходимым развитие детей дошкольного возраста на основе якутских народных игр и хотели бы, чтобы дети в большей степени прикоснулись к якутской культуре и познали ее глубокий смысл.
Якутские народные игры описаны далеко не полностью, а их развивающие педагогические возможности не получили должного анализа.
Между тем современные условия социально-экономического развития, научно-технический прогресс усиливают необходимость развития интеллектуально-нравственных качеств ребенка. Развивающие игры как мягкая ненавязчивая форма общения и интеллектуальных упражнений, как стимул нравственно-волевой активности и познавательной инициативы ребенка могли бы способствовать решению современных социальных задач.
II. Философские основания
Цель проекта :
Реализация развивающего потенциала якутских народных игр путем их адаптации к условиям современного дошкольного воспитания, создание якутских игр и игрушек.
Задачи проекта :
1. Изучить состояние теории и практики использования народных игр в педагогическом процессе дошкольных учреждений.
2. Провести сбор, систематизацию и педагогический анализ игр якутского народа;
3. Разработать содержание и методику работы с детьми по проблеме
исследования
4. Изучить динамику развития детей дошкольного возраста на основе использования якутских игр.
5. Создание новых якутских игр игрушек.
6. На основе данных исследования разработать методические пособии
для педагогов ДОУ
Для начала и успешной работы в той или иной области необходимы условия: нормативно-правовая база, наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса, подготовка профессиональных кадров.
III. Психологическая концепция
Народная педагогика на всем пути своего исторического развития использовала традиции, обычаи, народные игры и развлечения (Г. Н. Волков).
Важнейшим педагогическим средством становления личности ребенка является игра, развивающая функция которой общепризнана, но еще не изучена в достаточной мере. Потребность человека в игре как самодеятельном выражении своего отношения к миру, осмысление этого мира признается широким кругом педагогов и психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.).
В настоящее время народные игры получили самую положительную оценку со стороны исследователей разных областей наук: этнографов, фольклористов, искусствоведов, педагогов и др.
Г. Н. Волков на основании воспоминаний, наблюдений, бесед описывает примеры воспитательного воздействия бабушек и дедушек на своих внуков. Не имея современного педагогического образования, опираясь на огромный тысячелетний эмпирический опыт, они умело используют незаметные для нашего “образованного” глаза приемы и методы народной педагогики.
Народная педагогика представляет собой результат эволюции человеческой жизни, в процессе которой происходит накопление нравственных идеалов, педагогических средств, форм и методов воспитания (воздействия на детей, которые, проверяясь временем, видоизменяются, но всегда выполняют свою функцию передачи нравственно-этических норм и социально-накопленного опыта, формируют и развивают важнейшие интеллектуальные и нравственные качества.
IV. Содержание образования
Механизмы реализации проекта :
1. Теоретический анализ научной литературы по проблемам педагогики народной игры;
2. Анкетирование и опрос педагогов и родителей с целью выявления содержания якутский народных игр и условий их проведения с детьми дошкольного возраста;
3. Создание педагогических условий приобщения детей к якутским народным играм;
4. Создание новых якутских игр и игрушек;
5. Обобщение опыта по внедрению в педагогический процесс элементов народной педагогики.
Формы работы с детьми:
• Разучивание содержания игры, игровых действий и правил
• Организация игр и соревнований по народным играм детей друг с другом.
• Использование народных игр в логопедической практике
• Участие в различных конкурсах;
• Фольклорный кружок «Сыккыс»;
• Совместная деятельность детей и воспитателей;
• Неделя пожилых людей;
• Развлечения и досуги.
Форма работы с педагогами:
• Обучение воспитателей через лекции,
• семинары-практикумы,
• деловые игры.
• Создание игровой, предметной среды
• Дискуссии;
• Взаимопосещение;
• Консультации.
Форма работы с родителями:
• Родительские собрания;
• Консультации и советы поиграть дома с друзьями и родственниками;
• Участие в мероприятиях ДОУ;
• Помощь в создании предметно-развивающей среды.
VI Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта :
I этап - организационно – аналитический. (2016 г. – 2017 г.)
II этап - внедренческий (2017 г. - 2019 г.)
III этап - заключительно – обобщающий (2019 г. – 2020 г.)
I этап – организационно – аналитический. (2016 г. – 2017 г.)
1. Разработка и утверждение положений, приказов необходимых для организации инновационной деятельности в МБДОУ;
2. Изучение научно-методической литературы в рамках проблематики;
3. Выявление факторов препятствующих и стимулирующих инновационную деятельность педагогов;
4. Провести сбор, систематизацию и педагогический анализ игр якутского народа;
5. Создание новых якутских игр и игрушек.
6. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения их отношения к якутским народным играм;
7. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды. Оснащение групповых помещений дошкольного учреждения предметами, выполненными в национальных традициях родного края
8. Подбор и разработка диагностического инструментария.
II этап – внедренческий (2017 г. - 2019 г.)
1. Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы с детьми и родителями;
2. Корректировка планов в зависимости от результатов промежуточного мониторинга;
3. Разработка образовательной программы по якутским народным играм по образовательным областям во время НОД и режимных моментов; по различным формам для детей, педагогов, родителей;
4. Семинары- практикумы, консультации для педагогов по теме: «Народные якутские игры и создание якутских игр и игрушек»;
5. Проведение различных форм работы с родителями;
6. Разучивание содержания игры, игровых действий и правил
7. Организация игр и соревнований по народным играм детей друг с другом.
8. Промежуточная диагностика уровня развития детей на основе игр.
III этап – заключительно – обобщающий (2019 – 2020 уч. год)
1. Анализ мониторинга инновационной деятельности, формулировка выводов о результативности экспериментальной программы.
2. Оформление итогового отчета по инновационной работе, выпуск методического пособия по данной теме.
3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
VI Предполагаемые конечные результаты:
Посредством якутских игр осваиваются:
1. Навыки физических движений и управление своим поведением;
2. Происходит нравственное воспитание, осознание отношений людей, традиций и обычаев народов, умение играть в коллективе, подчинять свои поступки и эмоции общему замыслу, роли, проникаться сочувствием ко всему живому;
3. Происходит интеллектуальное развитие ребенка, тренировка базовых элементов интеллекта - умения видеть предмет с такими его особенностями, какие важны в человеческой практике, умение представлять, сообразительность и творчество;
VII Критерии оценки предполагаемых результатов:
Критерии и показатели оценки игровой деятельности детей
- Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5–3 года) (ТН. Доронова)
- Показатели уровня развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) (ТН. Доронова)
- Показатели уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (ТН. Доронова)
Диагностика игровых умений ребенка в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности
Изучение уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Изучение умения воспроизводить последовательность действий в игре (2-3 года)
Беседа «Изучение игровых предпочтений»
Наблюдение особенностей самостоятельной игрой детей (2-7 лет)
Эксперимент "Игровая комната" (5-7 лет)
Наблюдение сформированности игровых умений у дошкольников
IX Кадровое обеспечение проекта
Заведующий ДОУ
Старший воспитатель
Музыкальный руководитель
Педагог-психолог
Воспитатели
Тьютор по игре