Бушмакина Елена
Проект «Народный фольклор как средство развития личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ДЕРЕВО НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ
БЕЗ КОРНЕЙ, КОТОРЫЕ ЕГО ПИТАЮТ,
ТАК И ЧЕЛОВЕК – БЕЗ СВОЕЙ ИСТОРИИ.
ТЕМА ПРОЕКТА :
НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Творческое название
«НАРОДНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»
Автор проекта : преподаватель БУШМАКИНА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА
Тип проекта : творческий, долгосрочный, групповой.
Публикация «Проект „Народный фольклор как средство развития личности ребенка“» размещена в разделах
Участники проекта : учащиеся и их родители, преподаватели.
Приглашенный музыкальный руководитель детского сада «СНЕЖИНКА» и их воспитанники.
БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ: ДШИ № 23,Детский сад «СНЕЖИНКА»,
ГДК им.»30 –летия ПОБЕДЫ» пгт. БЕЛОГОРСК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КУЛЬТУРА – это то, что оправдывает существование народа, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Детство – важнейший период человеческой жизни. Ныне материальные ценности превосходят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии, справедливости и патриотизме.
Сохранить в наших детях человечность, умение жить среди людей – главная идея воспитания духовно – нравственной личности.
Народная культура – одно из средств познавательного и эстетического развития детей. Родная культура должна найти дорогу к сердцу ребенка и лежать в основе развития его личности. Одним из средств воспитания являются народные фольклорные праздники, устное народное творчество.
Предмет «Народное творчество» связан с содержанием учебных предметов- как «Фольклорный ансамбль» и «Сольфеджио».
Проект направлен на воспитание детей в духе следования национальным культурным традициям.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Интерес и внимание к народному творчеству в последнее время возрастает. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании трудно переоценить. Именно поэтому считаю актуальным разработку проекта «НАРОДНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»
ОБЪЕКТОМ исследования данный проект предусматривает процесс приобщения детей нашей школы к фольклорным праздникам.
ПРЕДМЕТОМ данной проектной деятельности является путь приобщения детей к народной культуре.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : приобщение детей к истокам народной культуры путем знакомства с народными фольклорными праздниками.
- развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству.
- обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству.
2. Активизировать представление детей о народных праздничных традициях русского народа.
3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
5. Развивать воображение, творческие и актёрские способности.
6. Расширить диапазон детского голоса и вокально- хоровые навыки.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу Родину.
8. Вовлекать родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуре.
НОВИЗНОЙ и отличительной способностью данного проекта является приобщение детей к прикладному творчеству, наряду с которым предлагается изучение музыкально – поэтического фольклора (напевы, песни, заклички, хороводы).
НЕОБХОДИМОСТЬ создания проекта заключается в том, что он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха. Формирует исполнительскую культуру, мотивирует на творчество.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
а) устойчивый интерес к культуре русского народа
б) знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства.
в) создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА :
Проект «НАРОДНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» представляет внутренний нормативный документ. Основная идея проекта – гуманное воспитание добра, красоты, истины у детей. В основе проекта лежит ознакомление детей с народным искусством (слушание народной музыки, потешек, пословиц, колыбельных песен, проведение обрядов).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
а) определить цели и задачи проекта
б) подбор литературы, пособий, атрибутики.
в) обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
ОСНОВНОЙ:
г) непосредственная образовательная деятельность с детьми
д) совместная деятельность с родителями
е) самостоятельная деятельность детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
ж) обобщение результатов работы
з) анализ деятельности
ОСНОВНОЙ принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с разными формами народного фольклора –обрядовые песни, игры, танцы.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: русские пословицы, небылицы, поговорки, песни, потешки открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, обогащают словарный запас детей. Рождают ответное чувство и интерес к обычаям и культуре народа.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : специальное помещение, технические средства, русские народные музыкально – шумовые инструменты, народные костюмы, атрибутика.
ВЫВОД:
Проект «НАРОДНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» должен стать мощным импульсом развития и приобщения детей к русской традиционной культуре. Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально- нравственного воспитания детей. Стараемся создать у ребёнка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать значение традиций народного фольклорного праздника. Подготовка к праздникам всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
1. Н. А. Ветлугина, И. Новосельцева «Музыкальное развитие ребенка»
2. И. Каплунова «Ладушки»
3. В. М. Петров «Русские народные праздники
4. Г. Н. Гришина Игры и забавы для детей»
5. Г. Науменко «Русское народное творчество»
6. П. А. Бессонов «Детские песни»
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:
Для реализации поставленных целей и реализации задач проекта используем следующие методы обучения
-словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение устного музыкального материала)
-наглядный (показ, демонстрация музыкального материала).