Катерина Жданова
Продуктивная деятельность малыша как условие эффективного развития общих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность малыша как условие эффективного развития общих способностей
Сегодня во всем мире внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к проблеме раннего, младшего дошкольного детства. Этот интерес не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического развития. Известно, чем младше ребенок, тем более он отличен от взрослого. «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние» - писал Лев Николаевич Толстой. От того, в каких условиях будет протекать жизнь малыша, от того и будет зависеть будущее ребенка.
Публикация «Продуктивная деятельность малыша как условие эффективного развития общих способностей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Работая в группе детей 2-3 лет, я открыла большие по их возрасту потенциальные возможности в области продуктивной деятельности. Рисование, лепка, конструирование – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
С высоты своего педагогического опыта, лишний раз убеждаюсь, насколько малыша легко отвлечь от грустных мыслей о маме, переключая его в продуктивную, творческую деятельность. «Ярик, посмотри, на столе в домике спрятались краски и кисточки, а собачку Босю нужно срочно покормить баранками. Давай мы с тобой, пока маму ждем, попробуем нарисовать для нашей Боси баранки, чтобы она радостно завиляла хвостиком.» Так, непринужденно, мотивированно приобщаю детей к приобретению изобразительных навыков, которые чрезвычайно важны!
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» говорил В. А. Сухомлинский. Придаю большое значение мышечным ощущениям руки, именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Во время продуктивной деятельности развивается не только рука, но и речь ребенка. Ребенок, пытаясь рассказать о своем рисунке, учится подбирать нужные слова, правильно формировать свои мысли. У детей развивается образное мышление, ведь они знакомятся с предметами разного цвета, формы, учатся подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует.
Уже с первых игровых занятий приучаю детей сидеть прямо, рисовать одной рукой, другой придерживать лист. Рисование карандашами, кисточками требует освоение определенных навыков. «Лера, бери кисточку двумя пальчиками, не близко к ворсу, придерживая сверху еще одним пальчиком. Этим пальчиком поймали, этим пальчиком обняли, этот сверху тут как тут…». У ребенка не сразу получается рисовать карандашами, кистью, т. к. рука еще не окрепла, пальчики не слушаются, выпадает карандаш. Каждое движение дается ему с трудом. Без помощи взрослого ему не обойтись. Зачастую начинаю учить ребенка, наложив в свою руку поверх ладошки малыша. Беру его ладонь в свою, легонько помассирую и вновь, покажу, как держать карандаш. Длительность моих занятий 10-20 минут (кто-то заканчивает работу раньше, кто-то позже). На начало периода адаптации ребенку к дошкольному учреждению, планирую непосредственную образовательную деятельность по принципу «от простого к сложному», где дети выражают образное содержание простым приемом «примакивания» (прикладывание кисти ворсом к бумаге). Затем подводим к простейшему изображению, намечаем дидактические задания: нарисовать ниточки к шарикам, или дорожки, по которым катятся мячи и т. д. У моих воспитанников развивается художественный вкус!
Учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, осуществляю дополнительное образование на основе разработанной мною программы «Ладошки». Целью программы является развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей первой младшей группы в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. Каждое занятие представлено разработанной тематикой и состоит из основных этапов:
1. Развитие общей моторики.
2. Самомассаж пальцев рук.
3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
4. Игры с различными предметами и материалами.
5. Продуктивная деятельность.
Материал программы имеет многофункциональный характер:
-Пальчиковые (жестовые игры) и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулирует развитие речи, мышления, внимания, эмоциональную выразительность.
-Игровой самомассаж рук – эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Пальчиковая гимнастика вызывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
-Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на полученные эмоции и сенсорное, художественно-эстетическое развитие.
Итак, продуктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте «вед т» за собой психическое развитие. Тем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Именно в ходе продуктивной познавательно-творческой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка - речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности.
Поэтому, делая вывод, остановлюсь на том, что создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – моя первая задача в образовательном процессе на данном этапе.