Ольга Чирвина
Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 11 Навыки восприятия ритма формируется в двигательных действиях игры "Язычки-дразнилки","Забияки-петушки". Использовала в своей работе настольные игры (составление разнообразных зрительно-наглядных схем). Например, в играх "Кегли и мячи", "Узоры", где одни предметы обозначают сильные удары (кегли, а другие (мячи) - слабые. Ритм задавался мной в виде хлопков, ударов в барабан, серии слогов, коротких стихотворений и т. д. Работу над восприятием и воспроизведением ритма начинала во время специально организованной деятельности по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой (чтение потешек, небылиц и др. с четко выраженным или сменным, ритмическим рисунком) так же проводилась в совместной и индивидуальной работе с детьми в утренние и вечерние часы.
Публикация «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик (часть 2)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Предлагаю вам поиграть в игру «Кегли и мячи» на слайде вы видите выложенный мной ритм, вы, определив последовательность, должны отхлопать его или воспроизвести в виде любого слога.
Итак, игры на восприятие и воспроизведение ритма будут способствовать развитию : зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания, речи, крупной и мелкой моторики.
Слайд 12 Для формирования навыка восприятия тембра использовала игры «Угадай эмоцию», «Что ты чувствуешь, если?» в качестве речевого материала - тексты и фразы. Также использовались "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений, сказок или личным опытом детей, игры "Кто боится прививки?", "Угадай-ка", игровые упражнения на развитие мимики и формирование высказываний, скороговорки, пословицы, потешки. Работа по формированию навыков воспроизведения тембра тесно связана с развитием мимики и заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т. п. В работе использовала игры: «Сказочная путаница», «Чей голосок?», «Ожившие картинки». Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.
Предлагаю поиграть в игру «Скажи по-другому». Я раздам вам карточки-пиктограммы эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, изображенной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник, но выполнить его нужно отвернувшись от угадывающих участников.
Игры на развитие тембра способствуют формированию навыков работы в коллективе, развитию восприятия психического состояния людей. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.
Слайд 13 В работе по развитию восприятия и воспроизведения логического ударения использовала игры "Слушай, думай, называй", "Найди важное слово". Использую игры, предполагающие самостоятельную диалогическую речь детей: «Кто в каком домике живёт?», «Что купили в магазине?», «Построения» (проводятся в вопросно-ответной форме, малые фольклорные формы, направленные на диалогическое общение. Вопрос ориентирует ребёнка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.
Давайте поиграем в игру «Построения»
Желающие выходят и строятся в шеренгу. Педагог обращается к каждому по имени и просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Приниматься будут только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена.
В формировании умения по развитию восприятия и воспроизведения логического ударения отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
Слайд 14 Результаты, полученные в ходе реализации технологии:
• обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
• улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь;
• совершенствование познавательных процессов дошкольников;
• повысился уровня сформированности всех компонентов ИВР;
• позитивные сдвиги в эмоциональной сфере в процессе организации обучения, межличностном общении;
• активное освоение детьми действий по самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков использования интонационной выразительности речи в различных видах деятельности.
Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.