Оксана Коршунова
Деловая игра «Школа экологов» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
УРОК ВТОРОЙ. Тема: «Основные направления работы педагогов в рамках реализации экологического образования в ДОУ».
В настоящее время в разных детских садах работа по экологии организована по- разному, но в основном можно выделить наиболее эффективный вариант:
Публикация «Деловая игра „Школа экологов“ (часть II)» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
• работа систематизирована, регулярно проводятся занятия с детьми, беседы, игры, уход за растениями, животными, огородом, т. е. различные виды деятельности со всеми специалистами дошкольного учреждения в области экологического образования.
Рассмотрим подробнее возможные направления работы и взаимодействие сотрудников:
Направления работы руководителя
• Организация всего воспитательного процесса (при необходимости экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей членов коллектива.
• Сотрудничество с органами управления образованием.
• Выделение необходимых ставок (эколога, садовника, подбор кадров и повышение их квалификации в области экологического образования.
• Составление дизайн - проекта учреждения; зкологизация развивающей предметной среды.
• Финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т. д.).
• Работа с родителями.
• Координация работы с другими учреждениями.
• Связь со школой.
Направления работы старшего воспитателя
• Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования.
• Выбор программ и методики (совместно с экологом и воспитателями).
• Определение места экологического образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.
• Контроль за координацией работы всех специалистов ДОУ; реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании.
• Мониторинг деятельности всего коллектива.
• Участие а диагностике детей и анализе результатов.
• Проведение методических семинаров для членов коллектива.
• Участие в экологизации развивающей предметной среды.
• Участие в распространении опыта работы детского сада (семинары, конференции и т. п.).
• Организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического воспитания детей.
• Обобщение результатов работы.
Направления работы психолога
• Психологическая поддержка работы по экологическому образованию (в т. ч. экспериментальной работы).
• Анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста.
• Присутствие на занятиях с целью определения поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность, уровень ЗУН и т. п.)
• Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с педагогом (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому воспитанию).
• Составление рекомендаций педагогам с учетом индивидуальных особенностей детей.
• Анализ результатов диагностики (записи особенностей поведения детей, их высказываний).
• Участие в составлении диагностических карт.
• Работа с родителями.
Направления работы учителя-логопеда
• Профилактическая работа – выявление детей с речевой патологией, при проведении массовых осмотров, комплектация в логопедические группы с использованием комплексных методов диагностики.
• Санитарно-просветительская работа – регулярные беседы с воспитателями в реализации планов коррекционного обучения, оказание консультативно-методической помощи воспитателям.
• Консультативно-педагогическая работа с родителями.
• Планирование работы согласно поставленным речевым диагнозам и речевым возможностям детей.
• Работа с детьми по лексическим темам.
Направления работы педагога-эколога
• Участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада.
• Подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада.
• Активное участие в создании развивающей предметной среды.
• Выбор растений, животных для экологической комнаты, групповых помещений.
• Подготовка наглядного материала, выбор литературы.
• Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре, руководителя кружка по изодеятельности и т. п.
• Координация работы воспитателей: составление для них рекомендаций по конкретным темам, контроль за выполнением.
• Участие в диагностике.
• Работа с родителями.
• Консультирование педагогов ДОУ в области экологического воспитания.
• Распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).
Направления работы музыкального руководителя
• Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы.
• Согласование репертуара занятий с тематикой занятий воспитателей, кружка.
• Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников.
• Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, звуки природы, песни о природе) в план работы педагогов.
• Музыкальное сопровождение экологических игр, пластических этюдов, постановка танцев и т. п.
• Использование фольклора в целях экологического воспитания дошкольников.
• Участие в распространении опыта работы детского сада (семинары, конференции и т. п.).
Направления работы руководителя кружка по изодеятельности
• Закрепление материалов экологических занятий в процессе нетрадиционного рисования, аппликации, лепки, конструирования.
• Изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала, оборудования, наглядных пособий для проведения экологических занятий; изготовление декораций, масок, костюмов для проведения экологических праздников (совместно с детьми).
• Изготовление природоохранных знаков.
• Проведение комплексных занятий.
• Участие в оформлении уголков природы, выставок.
• Использование фольклора в целях экологического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки).
• Участие в диагностике, в частности по детским работам.
Направления работы воспитателя по физической культуре
• Включение в занятия физических упражнений, подвижных игр (имитация, движений животных, роста растений).
• Участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов, экскурсий, в т. ч. с родителями.
• Участие в экологических праздниках, проведение некоторых экспериментов, подвижных игр, эстафет и т. п.
• Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
• Согласование программы и плана работы с педагогами.
Направления работы старшей мед. сестры
• Оздоровительная работа с детьми.
• Участие в организации развивающей предметной среды с точки зрения состояния здоровья детей.
• Эколого-оздоровительное просвещение родителей.
Направления работы воспитателя
• Создание условий для экологического воспитания в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования.
• Экологизация деятельности дошкольников в группах.
• Проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, слушание музыки, экспериментирование с природным материалом, рисование, лепка (Экологическое воспитание в разных видах деятельности).
• Создание и выполнение экологических проектов «Комнатные растение», «Наше дерево», «Вода» и др.
• Подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми).
• Работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т. п.).
• Участие в диагностике по заданию специалистов (опрос детей по готовым опросникам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т. п.).
В заключении следует отметить, что данные направления предполагает реализацию интегрированного подхода в экологическом воспитании. На современном этапе развития работа является эффективной, так как позволяет создать
систему педагогического взаимодействия направленного, на экологическое развитие детей.
В системе экологического воспитания в ДОУ мы выделяем ряд взаимосвязанных компонентов:
Практика показывает: чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа дошкольного учреждения в области экологического воспитания дошкольников.
Переменка. Ритмическая гимнастика. (Физ. воспитатель Горелова Л. П.)
Физминутки широко используется на занятиях, которые проводятся в течение года. Тематика занятий соответствует всем задачам экологического воспитания дошкольников и очень разнообразна. Она знакомит детей с животными, растениями, птицами и т. д. Для примера, хотелось бы провести физминутку:
«Медвежата»
Медвежата в чаще жили головой они крутили.
Вот так, вот так, головой они крутили (Вращение головой).
Медвежата мед искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так – дружно дерево качали (Вытянуть руки вперед перед грудью, пальцы в замок, повороты туловища вправо-влево).
А из речки воду пили.
Вот так, вот так, а из речки воду пили (Руки за спиной, наклоны вперед).
А потом они плясали, выше ноги поднимали.
Вот так, вот так, выше ноги поднимали (Поднимаем колени высоко, маршируем).
Продолжение (часть III):http://www.maam.ru/detskijsad/prodolzhenie-2-delovaja-igra-shkola-yekologov.html