Наталья Лаврова
Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Направления деятельности специалистов детских домов
Основываясь на изучении опыта работы таких учреждений в России и за рубежом, определены следующие направления деятельности: социальное, педагогическое, социально-психологическое, медико-социальное, коррекционно-развивающее и патронирующее.
Публикация «Методические рекомендации „Социализация в условиях детского дома“, Часть 2» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социальное направление проистекает из социального статуса ребенка. Эта работа начинается с первых часов помещения ребенка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог детского дома, приюта и т. д. определяет социальный статус ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребенок, в чем затрудняется. Для выявления уровня социального развития ребенка используется диагностическая карта определения развития навыков социальной компетенции. Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребенка. Беседу начинать с разговора на нейтральные темы, затем выясняется отношения ребенка или подростка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.
Следующими важным аспектом работы в этом направлении является социально-правовая защита несовершеннолетних воспитанников: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников; отслеживание поступлений денежных средств (пенсия, алименты, дивиденды и т. д.) на лицевые счета детей, а также розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка, находящегося в детском доме или приюте. Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предлагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правилами и обязанностями воспитанников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструктурами и социальных навыков. Особо выделим такие виды социально-педагогической деятельности, как подготовка воспитанников к семейной жизни, их профессиональное самоопределение (выполнение любого вида деятельности по самообслуживанию; мотивация трудовой деятельности; беседы о профессиях, формах получения профессионального образования, подготовка к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление профессиональных склонностей, трудоустройство и т. д.). В период интенсивной подготовки к выпуску целесообразно проводить специально организованные занятия по пособию «Выпускнику образовательного учреждения», в котором подобран материал, содержащий практические советы, извлечения из нормативных документов. В этот же период каждый выпускник имеет куратора-наставника, социальное направление деятельности детских домов предусматривает также связь с выпускниками в течение трех лет. В качестве посредника между ними могут выступать различные учреждения поститернатной адаптации.
Педагогическое направление деятельности детских домов и других подобных учреждений включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников.
Функции воспитателя заключается в том, чтобы:
- закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания;
- расширить их диапазон – как в сфере теории, так и практики;
- закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- привить культуру умственной работы в коллективе, т. е. соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовой порядке, относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами;
- помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами;
- научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку;
- научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку);
- научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала;
- привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя и воспитателя.
Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогические коллективы обычных школ и детских домов едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности (единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками, уровень требований к ребенку и подростку, преемственность между учебным и воспитательным процессами). Единство педагогического воздействия формируется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педагогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т. д., совместно разрабатывают индивидуальные планы для воспитанников, имеющих значительные проблемы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, оказывая помощь и воспитателями, и детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями.
Обучение воспитанников детских домов совместно с детьми, растущими в семье, несомненно, способствует расширению их социальных контактов с внешним миром. Наибольшую трудность для воспитателей представляет определение мотивов отклоняющегося поведения воспитанников и поиск пути его коррекции.
Сопоставление и тщательный анализ совместных наблюдений воспитателей, учителей, психолога и социального педагога дают возможность, определить пути педагогического воздействия, как на каждого воспитанника в отдельности, так и на весь коллектив в целом. Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует постоянных записей в особый дневник, который ведет воспитатель. Ведение дневника – обязательное условие планирования работы воспитателя в группе.
Социально-психологическое направление в работе детских домов, приютов, школ-интернатов и т. д. вызвано тем, что, дети имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилактическую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психологическая служба или педагог-психолог. К основным направлениям деятельности педагога-психолога в детском доме относятся :
-психологическая диагностика, включающая углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском доме и подобных учреждениях, определение индивидуальных особенностей воспитанников. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников;
- психологическая профилактика, направленная на предупреждение проявлений дезадаптации воспитанников, разработку конкретных рекомендаций воспитателям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическая коррекция, предусматривающая активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности;
- психологическое просвещение воспитанников, их педагогов, руководителей образовательного учреждения, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- консультативная деятельность, направленная на оказание помощи детям, педагогическим работникам посредством психологического консультирования.
Медико-социальное направление деятельности детских домов обусловлено состоянием здоровья детей, воспитывающихся в них.
Основными задачами социально-медицинского аспекта социально-педагогической деятельности является:
- диагностика отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка;
- оказание первичной медицинской помощи непосредственно в детском доме, приюте или другом учреждении;
- проведение углубленных медицинских осмотров;
- организация квалифицированной специализированной помощи воспитанникам в условиях стационара, поликлиники, больницы;
- осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов (состояние помещений детского учреждения, контроль за их уборкой, профилактика инфекционных заболеваний, своевременное прохождение сотрудниками профилактических осмотров);
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за качеством питания.
Кроме специально организованной медицинской помощи, необходимо создание общего здорового климата жизни детей в детском доме : соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон, создание доброжелательной обстановки, занятия на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприятия). Все вновь поступающее в детский дом, приют, школу-интернат дети должны проходить углубленный медицинский осмотр, выявляется их физическое и соматическое состояние, индивидуально для каждого ребенка разрабатывается план оздоровления, который осуществляется медицинскими работниками и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения. Решение проблемы сохранения и развития здоровья находится в сфере деятельности педагогов, медиков, психологов и социальных педагогов.
Коррекционно-развивающее направление деятельности детских домов взаимосвязано со всеми описанными ранее направлениями. Это направление деятельности предполагает комплексную диагностику проблем ребенка в динамике развития, составление индивидуальной программы, включающей коррекцию проблем воспитания. При поступлении ребенок диагностируется всеми специалистами детского дома, приюта, школы-интерната: педиатром, психологом, логопедом, воспитателем, социальным педагогом. При необходимости ребенок направляется на обследование к невропатологу, психиатру или другому специалисту. Многие хронические заболевания и другая патология выявляются впервые в процессе расширенного обследования. В ходе диагностирования производится оценка физического и психологического здоровья, уровня интеллектуального развития.
Вся коррекционно-развивающая работа строится в двух основных направлениях: организация жизни в детском учреждении и специальные мероприятия, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Компенсировать то, чего лишен ребенок без семьи, полностью нельзя, но можно создать развивающую предметно-игровую среду, которая поможет найти психологически наиболее верные условия для взаимодействия ребенка с взрослыми и психологического его сопровождения. Созданию развивающей среды способствует наличие у ребенка любимого уголка, любимого предмета (игрушка, книга, другой предмет, которым распоряжается только он. Самые доверительные беседы ведутся на основе принципа «глаза в глаза». В каждой группе – семье создается свой интерьер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наличие развивающей предметно-игровой среды в условиях детского дома или подобного учреждения способствует общению с ребенком через игровые предметы – посредники и является основой для профилактики его психического здоровья.
Для осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми определены следующие показатели развития воспитанников: физическое здоровья; психическое здоровье; невротические проявления; социальная дезадаптация; школьная дезадаптация; развитие речи.
Патронирующее направление деятельности обусловлено, во-первых, тем, что руководитель детского дома или подобного учреждения является опекуном (попечителем) воспитанников и представляет интересы ребенка в правозащитных и административных органах; во-вторых, тем, что детский дом, приют осуществляет патронат над детьми, переданными на воспитание в семью; в-третьих, наметившейся тенденцией увеличения численности детей, переданных в детский дом ими приют на временное проживание, что позволяет сохранять и корректировать отношения между ребенком и семьей. Существуют следующий порядок передачи ребенка из детского дома или приюта в патронатные семьи:
- Отбор родителей-воспитателей на основе их соответствия моральным и профессиональным требованиям.
- Предварительная подготовка родителей – воспитателей включает принципы патронатного воспитания, взаимодействие членов «команды», особенности поведения и общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацию жизни в семье. Она затрагивает проблемы, с которыми им придется столкнуться в своей работе, знакомит с приемами решения этих проблем.
- Регулярный тренинг родителей-воспитателей в процессе работы и помощь со стороны психолога, социального педагога, инспектора местного органа опеки и попечительства.
- Составление индивидуального плана развития ребенка на время пребывания в семье. В разработке плана участвуют патронатные родители-воспитатели, администрация детского дома или приюта, психолог, социальный педагог и воспитанник. Индивидуальный план развития включает в себя следующие разделы: здоровье; эмоционально-психологические нужды; поведение; общение; образование; кровная семья; внешкольные занятия; приобретение навыков самостоятельной жизни; рекомендации после выпуска. Каждый воспитанник патронатной семьи знаком со своим планом.
- Наблюдение и контроль за условиями содержания и воспитания детей в семье.
- Консультативная помощь патронатным воспитанникам, индивидуальные консультации по всем возникающим вопросам, что способствует более пристальному вниманию к детям и аналитическому отношению к ситуациям, требующим осмотрительности в принятии решений и совета психолога со стороны патронатного воспитателя.
- Подведение итогов.
Наблюдение за развитием ребенка и оценка результативности проводимой работы осуществляется регулярно социальным педагогом детского дома, приюта или уполномоченной службой.
В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных Интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, т. е. распределение обязанностей по законному представительству интересов между уполномоченной службой (учреждением, кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.
Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка осуществляется на основании постановления главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка.
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом» работает по программе «Социальное самоопределение воспитанников в условиях детского дома, подготовка к самостоятельной семейной жизни и придерживается следующих направлений:
- организация и контроль за выполнением правил школьной жизнедеятельности (посещение уроков в соответствии с расписанием, требования к дисциплине на уроках и вне школы и т. д.);
- формирование детского коллектива в соответствии со своим педагогическим замыслом;
- формирование общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, подготовка к будущей профессиональной деятельности;
- воспитание у воспитанников чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений;
- пропаганда ЗОЖ, защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
1.3. Региональный аспект жизнеустройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
В нашей области органы опеки и попечительства ежегодно выявляют более трех тысяч детей - социальных сирот. Это цифра, к сожалению, постоянно растет. Наиболее желательной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является взятие их под опеку (попечительство) или усыновление. Однако значительная часть детей – сирот определяют в детский дом, школы-интернаты, специальные (коррекционные) учреждения.
Существует различные варианты решения этой проблемы, но нам бы хотелось проанализировать один из них: социальный проект «Мама, найди меня!», разработанный департаментом образования Кемеровской области. Главной целью проекта является подбор семьи каждому нуждающемуся в ней ребенку. Ожидаемым результатом проекта является сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
По результатам социологического исследования можно сделать следующий вывод: общественное мнение Кузбасса вполне подготовлено к восприятию идеи активного усыновления детей – сирот, и при реализации проекта вполне можно опираться на поддержку населения.
В январе 2001 года началась работа по реализации проекта, которая велась по нескольким направлениям:
1. Организационные мероприятия, к которым можно отнести совещания, проводившиеся на различных уровнях, разработка законодательной базы по вопросам, связанным с опекой, проведение семинаров, «круглых столов», в том, числе – с участием общественных организаций, где обсуждались актуальные вопросы реализации проекта.
2. Информационная работа с населением, которая реализовывалась через статьи в печати, информацию на телевидении и радио, изготовление листовок, работу передвижных выставок, рассказывающих о воспитанниках детских домов, стенды с фотографиями детей, информационные щиты и плакаты.
3. Организация консультативной работы по вопросам семейных форм жизнеустройства детей, которая проводилась через средства массовой информации, по телефону, в том числе на прямых линиях, организованных в различных городах области, работу телефонов доверия, во время личных приемов граждан,
4. Массовая работа, т. е. городские и районные мероприятия в рамках проекта, праздники, фестивали творчества, концерты, вечера встречи. Большое внимание уделялось организации мероприятий, посвященных многодетным матерям, а также людям, которые взяли детей-сирот под опеку. Для них проводились собрания опекунов, праздники, выставки творческих работ их воспитанников, дни опекуна.
Необходимо подчеркнуть положительный эффект реализации проекта - улучшение материального положения воспитанников интернатных учреждений, т. к. активизировались шефские связи, да и многие люди стремятся помочь: создаются попечительские советы, благотворительные фонды.
Сегодня уже можно говорить о конкретных положительных результатах: 811 детей предано под опеку, 132 ребенка усыновлены. Созданы и создаются приемные семьи, 140 детей возвращены родителям.
Реализация проекта продолжается, опека и попечительство остаются приоритетными и наиболее распространенными формами устройства детей в семьи. На наш взгляд, положительные результаты проводимой акции, в первую очередь, связаны с организацией комплексного подхода к ее реализации, продуманностью как рекламной, так и просветительской деятельности по реализации проекта.
МКОУ «Верх-Чебулинский районный детский дом» ежегодно участвует в акции «Теплый дом». В течение года все воспитанники проводят каникулы, праздники в семьях у населения района, в семья родственников, а также в семьях сотрудников детского дома. Они помогают морально, материально, приглашают в поездки на отдых, готовят подарки.