Ирина Воронина
Процессуальная игра
СЛАЙД 2. Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно она — наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. В ней создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-об-разного мышления, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Публикация «Процессуальная игра» размещена в разделах
Процессуальная игра – одно из основных направлений развития ребёнка раннего возраста. Её истоки – в предметной деятельности, результат её развития – в сюжетно-ролевой игре – основном виде деятельности ребёнка дошкольного возраста. Благодаря процессуальной игре у ребёнка раннего возраста уже на втором году жизни формируется умение действовать в воображаемой ситуации, происходит овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных его наблюдению и пониманию. Эта игра в своём развитии подводит ребёнка к вариативности игровых действий, к умению связывать их в цепочки, а также к появлению первых игровых замещений. Процессуальная игра на третьем году жизни способствует началу развития взаимодействия ребёнка со сверстниками и, наконец, формированию весомых предпосылок сюжетно-ролевой игры.
СЛАЙД 3-4. Становление игровых замещений в раннем возрасте.
Исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без какого-то руководства со стороны тех, кто уже умеет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию.
Дошкольники, растущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита в общении со взрослым значительно отстают от своих семейных сверстников по уровню развития и срокам появления игры. Все это может свидетельствовать о том, что истоки игры нужно искать не в природной предрасположенности ребенка, а в его отношениях со взрослыми. Без специального обучения игра и игровые замещения не возникают.
Все это так, но тем не менее обучение игре необходимо. И осуществляется оно в процессе совместной игры со взрослыми, которые передают ребенку способ замещения одних предметов другими. В исследовании Л. Н. Галигузовой изучался процесс становления игровых замещений у детей раннего возраста.
СЛАЙД 5. Ряд этапов приобщения ребенка к игре.
1 этап. Наблюдение за игрой взрослого. На первом этапе ребенок не проявляет никакого интереса к замещающим действиям взрослого. В ответ на просьбу взрослого найти отсутствующий предмет ( например: «Давай дадим кукле конфетку! Где у нас конфетка?») либо вообще не отвечает, либо отвечает отрицательно («Нету здесь конфеты»). Сам ребенок пользуется только реалистическими игрушками по их прямому назначению.
2 этап. Присоединение к ней, совместная игра. На втором этапе ребенок обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и сразу же после наблюдения подражает им с теми же предметами-заместителями. Однако это подражание носит формальный, автоматический характер. Ребенок не запоминает, с какими предметами он действовал, и не осознает смысл замещения. Ему безразлично, с какими предметами совершать то или иное действие, он легко принимает и воспроизводит любые действия взрослого с любыми предметами. Ребенок «не держится» за свое или чужое замещение. Это может свидетельствовать о том, что у него нет устойчивого образа того предмета, который он замещает в действии. Поэтому замещение имеет формальный характер и не является значимым для малыша.
СЛАЙД 6. 3 этап. Подражание действиям взрослого. На третьем этапе ребенок самостоятельно воспроизводит отсроченную имитацию замещающих действий взрослого. При этом наблюдается достаточно точное и полное их копирование и сосредоточенность на их выполнении. Малыши демонстрируют привязанность к определенным замещениям, показанным взрослым, и с удовольствием их воспроизводят. Но самостоятельных замещений пока нет. Наводящие вопросы взрослого о новых замещениях вызывают чаще всего отрицательный ответ, а иногда выбор случайного предмета. На этом этапе дети начинают более критично относиться к предметам-заместителям. Например, начав по просьбе взрослого кормить куклу зубной щеткой (как ложкой, ребенок вдруг останавливается и, как бы исправляя ошибку, берет игрушечную ложку и начинает кормить, а потом чистит кукле зубы зубной щеткой. Такое поведение не наблюдалось на предыдущем этапе, где малышу было все равно, чем выполнять игровое действие. Здесь ребенок начинает осознавать разрыв между знакомым ему предметом (обозначаемым) и другим, которым вместо него действует. Именно в это время малыши отказываются принимать любые замещения взрослого и соглашаются лишь на некоторые.
СЛАЙД 7. 4 этап. самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий. На четвертом этапе в поведении детей наряду с подражательными появляются самостоятельные замещения, представляющие собой вариации действий взрослого. Не выходя за рамки сюжета, ребенок начинает варьировать действия взрослого, внося в них элементы новизны.
Однако действия ребенка еще не являются замещениями в полном смысле слова, поскольку замещения существуют только в движениях, но не в сознании ребенка. На вопрос взрослого о названии предметов, с которыми он играет, ребенок дает их реальные, а не игровые имена. Например, мальчик явно занимается приготовлением пищи: помешивает что-то в кастрюльке, дует, пробует на вкус. На вопрос взрослого «Что у тебя варится?» он отвечает «Палочки и колечки». Встречаются также двойные наименования предметов, например «шарик-яблоко» или «колечко-печенье», но эти наименования очень непрочны и часто распадаются. Реальная и игровая функции предметов в таких замещениях оказываются рядоположенными. Самостоятельных игровых называний предметов еще нет.
Важно подчеркнуть, что на этом этапе уже есть действия с предме- том-заместителем, но еще нет называния этого предмета игровым именем. На ранних стадиях развития игры (в отличие от последующих) ребенок не может назвать предмет новым именем, до того как он произведет с ним соответствующее действие.
СЛАЙД 8. Эти этапы отражают поворот от непосредственного подражания чужим действиям к собственным действиям ребенка, которые опосредованы знаком как «орудием культуры», то есть словом; возникает действие от слова (или от мысли, а не от вещи. Такой поворот происходит при активном и непосредственном участии взрослого. Введение знака (то есть переименование предмета) преобразует для ребенка внешнюю воспринимаемую ситуацию в смысловую. Восприятие опосредуется словом, а прежние предметы наполняются новым смыслом. Переход от непосредственного действия к опосредованному происходит в единстве аффективного и интеллектуального: перенос значения одного предмета на другой возможен только при эмоциональной вовлеченности ребенка в игру и при аффективной значимости игровых действий.
СЛАЙД 9-10. Для обеспечения полноценной игровой деятельности детей необходимо:
1. Хорошее самочувствие во время бодрствования, обеспечиваемое правильно составленным и четко проводимым режимом.
2. Создание благоприятных (разных для различных возрастных периодов) условий для деятельности детей: а) достаточное время для игры. Каждый ребенок должен иметь возможность играть все то время, которое свободно у него от кормления, сна, одевания и занятий; б) достаточная площадь для движений и специальное оборудование, соответствующее возрастным особенностям детей; в) постоянное наличие набора разнообразных игрушек и пособий для детей разного возраста, обеспечивающих различные виды деятельности (для движений, сюжетной игры и др.).
3. Возможность видеть и наблюдать различные предметы на улице, домашних животных, явления природы, разнообразные трудовые действия взрослых и др.
4. Правильная смена деятельности, так как от однообразных действий дети раннего возраста быстро утомляются. После подвижной игры следует предложить детям посмотреть, сидя за столом, картинки; самостоятельная деятельность должна сменяться занятием, занятие — прогулкой и т. д. На прогулке подвижные детские игры также сменяются, например, спокойным наблюдением за окружающим.
5. Частое общение взрослого с детьми и правильное руководство самостоятельной деятельностью детей, а также проведение специальных обучающих игр и занятий. Это является одним из основных условий развития игры и всех других видов деятельности детей в раннем возрасте.
СЛАЙД 11. Организуя самостоятельную деятельность детей, нужно:
1) поддерживать преимущественно эмоционально-положительное настроение всех детей;
2) обеспечивать активность всех детей, усложнять характер и содержание деятельности, обучать детей разнообразным действиям;
3) способствовать их всестороннему развитию;
4) формировать положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми;
5) воспитывать организованность, культурное поведение и другие возможные в этом возрасте нравственные качества детей, а также способствовать их эстетическому развитию; 6) развивать самостоятельность, инициативу и любознательность ребенка.
СЛАЙД 12. Основными показателями правильной организации самостоятельной деятельности детей являются: 1) хорошее эмоциональное состояние детей, их активность на протяжении всего бодрствования; 2) уровень содержания и характер деятельности, соответствующий возрасту; 3) частые положительные взаимоотношения детей со взрослыми и между детьми; 4) большая речевая активность (ответная и инициативная).
СЛАЙД 13-14. Первые сюжетные игры малышей обычно отображают привычные для них ежедневные бытовые ситуации, связанные с режимом: сном, кормлением, прогулкой и т. п. Постепенно жизненный опыт детей расширяется, они начинают выходить с родителями в гости, в магазин, посещать поликлинику, ездить на транспорте, ходить в зоопарк, театр. Все это можно использовать для обогащения детской игры.
Приведем несколько сюжетов игр, в которые можно играть с детьми второго — третьего года жизни. Разумеется, приведенные примеры не исчерпывают всех возможных игр. Сюжеты может подсказать сама жизнь малыша. При организации игр следует учитывать интересы и желания ребенка, проявлять собственную фантазию.
СЛАЙД 15.
«Пора есть»
В эту игру можно включать множество разнообразных действий. Самые простые, доступные уже годовалым малышам действия связаны с приемом пищи. Взрослый может показать, как «покормить» куклу, поднося ложку к ее рту, как «напоить» ее из чашечки или бутылочки и предложить ребенку сделать то же самое.
Постепенно круг действий можно расширять, включать в игру эпизоды, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мытьем посуды. Одновременно увеличивается число игровых предметов (в том числе предметов-заместителей, персонажей, усложняются сами игровые действия.
Предлагаем перечень действий, которые можно совершать в любой последовательности, разыгрывая данный сюжет.
• Сварить суп, кашу, компот, вскипятить молоко на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр., покормить куклу из тарелочки, ладошки ложечкой, палочкой и напоить из чашечки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
• Сварить яичко (шарик, подуть на него, разбить ложкой (палочкой, покормить куклу, мишку.
• Сварить картошку (шарики, комочки бумаги, размять ее на тарелочке; отварить сосиски, макароны (счетную палочку, цилиндрик из конструктора, порезать пластмассовым ножичком, палочкой.
• Поджарить на сковородке котлетку (колечко от пирамидки, крупную пуговицу, можно слепить ее из пластилина, затем выложить на тарелочку.
• Налить чай, сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (можно использовать пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантики, шарики).
• Угостить куклу фруктами, овощами (их можно нарисовать или вырезать из бумаги, например, зеленый овал — огурчик, оранжевый — морковка, красный кружок — яблочко или помидор, зеленый круг в полоску — арбуз).
• Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.
• Подсказывайте малышу соответствующие слова и, в случае необходимости, помогайте выполнить то или иное действие.
СЛАЙД 16. «Баюшки-баю»
Баюкать куклу, мягкую игрушку могут даже самые маленькие дети. Сначала они просто носят ее на руках или гладят, похлопывают по ней ладошкой. Эту игру можно разнообразить разными действиями:
• побаюкать куклу на руках, приговаривая «а-а-а»;
• положить в кроватку, коляску, накрыть одеялом;
• дать соску, бутылочку;
• покачать кроватку, повозить куклу в коляске;
• завернуть куклу в пеленку, одеяло, поносить на руках, побаюкать;
• более старшие дети могут раздеть куклу, одеть на нее ночную рубашку, пижаму.
«Кукла проснулась»
Эту игру можно организовать как после пробуждения детей, так и в течение дня. Воспитатель может сам положить куклу (мягкую игрушку) спать, а ребенку предложить разбудить и одеть ее. Побуждайте детей тихим голосом ласково обращаться к кукле: «Лялечка, пора вставать». Ребенок может с вашей помощью вынуть куклу из-под одеяла, погладить ее, посадить на горшок, одеть.
СЛАЙД 17. «Покатаем машинку»
Малыши любят возить машинки по столу, по группе, по дорожкам на участке. Эти действия легко включать в разнообразные сюжеты. Например, воспитатель берет маленькую машинку и говорит ребенку: «Смотри, какая машинка. Давай ее покатаем?» Если ребенок соглашается, взрослый и малыш по очереди толкают машинку друг к другу (если машинка заводная, взрослый заводит ее вместе с ребенком).
Поиграв с машинкой, воспитатель говорит: «А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?» Воспитатель наблюдает, как ребенок строит гараж, при необходимости помогает ему, хвалит. Затем можно спросить: «А где у гаража ворота, чтобы машина могла проехать?» Если малыш захочет построить ворота, воспитатель помогает ему и одобрительно замечает: «Вот теперь можно ехать. Ту-ту, поехали. Осторожно проезжаем через ворота и въезжаем в гараж». По ходу игры взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самому, задает ему вопросы, побуждает к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку столько, сколько ему захочется.
Если ребенок хорошо и с интересом играет в такую игру, ее сюжет можно развить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначить лес. Если ребенок соглашается, можно соорудить лес, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры (деревья).
Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой.
Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков.
При желании дети могут строить гаражи для разных машин: больших, маленьких, для машины скорой помощи, пожарной и др. Можно построить ангар для самолетов, из которого самолеты будут выезжать, взлетать и возвращаться обратно.
Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.
Когда малыши овладеют развитой формой игры, они научатся действовать не только в воспринимаемой, но и в мыслимой, воображаемой ситуации. Важнейшим шагом к этому является становление символических игровых замещений, когда одни предметы превращаются в другие и замещают недостающие.
СЛАЙД 18-19. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
2. Полифункциональность материалов:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.
3. Вариативность среды: наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4. Доступность среды: свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
СЛАЙД 20. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных развивающих центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1. Центр двигательной активности:
Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование:
Для развития таких основных видов движений как ходьба, бег, равновесие
Оборудование для ходьбы, бега, равновесия:
• гимнастическая скамейка, бревно (ширина 20-25 см. ,
• дорожка, коврик (ширина 20см, длина 2-3м. ,
• модуль «Змейка» (длина 100см, высота 15 см. ,
обруч большой (диаметр 95 см).
• Прыгалки, обручи, каталки, резиновые ослы, машины каталки,
Для развития таких основных видов движений как ползание, лазание, прыжки, катания, бросания, метания
Оборудование для ползания, лазания:
• воротца (высота 30-40 см. ,
• горка со ступеньками и пологим спуском,
• гимнастическая лесенка.
Оборудование для прыжков:
• мат детский напольный.
Оборудование для катания, бросания, метания:
• набивные мешочки, тряпичные мячи, комочки,
• мячи крупные, надутые,
• мячи небольшого размера,
• мячи маленького размера.
Также имеется оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки;
для профилактики плоскостопия - массажные дорожки,
для проведения утренней гимнастики, для организации подвижных и самостоятельных игр детей – снежки, грибочки, морковки, цыплята, шишки.
СЛАЙД 21. Центр конструирования.
Строительный деревянный конструктор: из разных конфигураций (кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, конус, со схемами для создания несложных построек (башенки, домики, дорожки,
• Конструкторы пластмассовые,
• Комплект больших мягких модулей,
• Набор пластмассового конструктора,
• Конструктор ЛЕГО среднего размера.
• Наборы игрушек: предметные игрушки, соразмерные масштабам построек: маленькие машины, животные и т. д. для обыгрывания постройки,
СЛАЙД 22. Центр игровой деятельности.
Оборудования для кукол:
Мебель для игр с куклами (кухня, стол, стульчики, кроватки, шкаф для белья, трюмо, сидячая коляска из пластмассы, сидячая коляска из текстиля – 2 шт., набор овощей и фруктов, набор кукольной аптечки, гладильная доска, утюги, швейная машинка.
Куклы игровые:
Пупсы из мягкого материала,
Кукла в одежде по сезонам
Резиновые пупсы для купания
Одежда для кукол:
Комплекты одежды для кукол, головные уборы, платье,
СЛАЙД 23. Центр художественно-эстетического развития
В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. С детьми играем в такие музыкальные игры, как "Кто в гости пришёл?«, «Угадай, на чем играю», «Что звучит»,
«Оркестр».
В этот центр есть:
• Музыкальные инструменты: металлофон, барабан, колокольчики, музыкальные молоточки, трещотки, погремушки;
• Атрибуты:, платочки, ленточки, султанчики, флажки, листочки, погремушки;
• Магнитофон, СD и аудиоматериалы для организованной образовательной деятельности,
• Листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, кисти, пластилин, клеенки, дощечки для лепки,
• Мольберт для рисования мелками, фломастерами, белые обои;
• Шаблоны:
• Шаблоны для рисования, контуры для обведения;
• Раскраски:
• Рисунки для раскрашивания карандашами, фломастерами, листы бумаги для рисования,
СЛАЙД 24. Центр речевого развития.
В этом центре дети очень любят рассматривать предметные речевые картинки:
Транспорт, дикие - домашние животные, игрушки;
Речевые кубы:
По сказке «Репка»; транспорт, игрушки, домашние животные и их детеныши, собери картинку, картинки с действиями отвечает на вопрос что делает?
Художественные произведения, книги:
Книги (народные песенки, сказки, авторские произведения, потешки) с яркими красивыми иллюстрациями для рассматривания;
Музыкальные книги, речевые книги,
Альбомы для рассматривания картин:
«Овощи»,
«Фрукты»,
«Птицы»,
«Насекомые».
«Деревья»
СЛАЙД 25. Центр для самостоятельной деятельности детей
Оборудован набором машин:
• Маленькие машины, машины среднего размера, большие машины, инструменты для починки машин, заводные игрушки, игрушки - забавы
• Веселая карусель
СЛАЙД 26. Центр детского экспериментирования
Дети очень любят игры с водой и песком для этого у нас оборудован стол для игр песком и водой
Атрибуты для игр песком и водой:
Набор игрушек: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, сачки, формочки (замораживание, различные емкости (наливание, переливание, лодочки, заводные игрушки (для игр с водой, утята, черепашки
Природные материалы: песок, камушки (крупные, ракушки.
Материал: фартуки
Картины: «Зимний пейзаж», «Зимние забавы»
СЛАЙД 27. Центр сенсорики.
Сенсомоторный стол
Пирамидки:
пирамидки разной величины (деревянные, пластмассовые, пирамидка конструктор, пирамидки – матрешка, пирамидки по форме (квадрат, круг, треугольник)
Большая напольная пирамидка 1м.
Напольная пирамидка 50 см.
Рамки и вкладыши: овощи, транспорт, игрушки, сказочные герои,
Кубики 4шт. для складывания целостной картины,
Шумовой ранец,
Дидактический домик,
Шнуровки, застежки, пуговки,
Вкладыши с геометрическими фигурами, «Волшебные мешочки наборы фигурок в мешочках из текстиля для узнавания на ощупь»,
Коврограф
Крупные, средние мозаики,
Сортеры для сравнения по величине, различия количества «один - много»
Цветные прищепки,
Пирамидки – вкладыши.