Приложение МААМ

Процесс познания окружающего мира дошкольниками в условиях дошкольного учреждения

Елена Волкова
Процесс познания окружающего мира дошкольниками в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

В основу ФГОС ДО положены девять основных принципов дошкольного образования. Реализация каждого принципа как амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком, соответствующих его возрасту. С помощью игр ребёнок познаёт окружающий его сложный, непонятный мир. Во время игры развивается память, как механическая, т. е. координирующая движения, так и зрительная, как способность воспринимать различие окружающих предметов и многообразие их цветов. Сам процесс, представляет для ребёнка достаточно занимательную деятельность, и, окунаясь в него, со временем он начинает осознавать себя. Именно в игре у ребёнка развиваются такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности. Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло. Познание – совокупность процессов, целью которых является знание о явлениях и закономерностях объективного мира [20, с. 35]. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности [20, с. 36]. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Основой познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [20, с. 33].

Публикация «Процесс познания окружающего мира дошкольниками в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах

Во ФГОС ДО определены задачи познавательного развития :

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [2, с. 7].

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию :

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование дидактических игр;

- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи[2].

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Познавательная активность, как считают педагоги и психологи, является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает ребенка. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей [20,с. 33].

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности [20, с. 38].

ФГОС ДО нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.

Анализ ИПДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой по проблеме исследования, позволяет выделить ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом постановка и реализация задач должна соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей [см. 25; 16-19].

На основании психофизического развития детей 3-4 лет программа «От рождения до школы» ставит цели и раскрывает содержание в образовательной области «Познавательное развитие». Особое внимание в Программе уделяется созданию условий для развития познавательной деятельности. Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти, возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д. [см. 25, 138-140].

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что познавательное развитие находится в основе требований ФГОС ДО и отражено в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой через цели, задачи, области деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Изучение процесса познания в дошкольном возрасте, потребовало разграничения базовых понятий исследования «познание», «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «познавательная активность», раскрытие содержания которых позволило нам определить последовательность (ступенчатость) осуществления задач познавательного развития в рамках дошкольного образования, поставленных перед ним ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Процесс познания окружающего мира дошкольниками в условиях дошкольного учреждения
Опубликовано: 13 января 2022 в 20:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Процесс познания окружающего мира дошкольниками в условиях дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД