Елена Волкова
Процесс познания окружающего мира дошкольниками в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В основу ФГОС ДО положены девять основных принципов дошкольного образования. Реализация каждого принципа как амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком, соответствующих его возрасту. С помощью игр ребёнок познаёт окружающий его сложный, непонятный мир. Во время игры развивается память, как механическая, т. е. координирующая движения, так и зрительная, как способность воспринимать различие окружающих предметов и многообразие их цветов. Сам процесс, представляет для ребёнка достаточно занимательную деятельность, и, окунаясь в него, со временем он начинает осознавать себя. Именно в игре у ребёнка развиваются такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности. Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло. Познание – совокупность процессов, целью которых является знание о явлениях и закономерностях объективного мира [20, с. 35]. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности [20, с. 36]. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Основой познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [20, с. 33].
Темочки:
Во ФГОС ДО определены задачи познавательного развития :
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [2, с. 7].
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию :
- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- использование дидактических игр;
- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи[2].
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Познавательная активность, как считают педагоги и психологи, является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает ребенка. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей [20,с. 33].
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности [20, с. 38].
ФГОС ДО нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.
Анализ ИПДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой по проблеме исследования, позволяет выделить ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом постановка и реализация задач должна соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей [см. 25; 16-19].
На основании психофизического развития детей 3-4 лет программа «От рождения до школы» ставит цели и раскрывает содержание в образовательной области «Познавательное развитие». Особое внимание в Программе уделяется созданию условий для развития познавательной деятельности. Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти, возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д. [см. 25, 138-140].
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что познавательное развитие находится в основе требований ФГОС ДО и отражено в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой через цели, задачи, области деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Изучение процесса познания в дошкольном возрасте, потребовало разграничения базовых понятий исследования «познание», «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «познавательная активность», раскрытие содержания которых позволило нам определить последовательность (ступенчатость) осуществления задач познавательного развития в рамках дошкольного образования, поставленных перед ним ФГОС ДО.