Получи документы

Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании

Александр Владимирович Гришин
Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Прежде чем раскрыть принципы процесса формирования художественно-конструкторских умений учащихся среднего звена в дополнительном образовании, необходимо сказать несколько слов об определении общепедагогической категории «формирование».

Ю. К. Бабанский в своей работе указывает на связь формирования с процессом развития и описывает формирование человека как личности в качестве «процесса и следствия его развития, на который влияет среда, наследственности и воспитание».

Темочки:

Основываясь на позицию Г. М. Каджаспировой можно дать определение формированию как процессу, где под воздействием определенных внешних влияний воспитания, обучения и социальной среды осуществляется развитие и становление личности Формирование художественно-конструкторских умений учащихся – «…это педагогически контролируемый процесс усвоения учащимся художественно-конструкторской деятельности, это одно из направлений и задач дополнительного образования детей».

Проанализировав теоретические исследования в области дополнительного образования о проблемах развития творческих способностей детей подросткового возраста и формирования художественно-конструкторских умений можно выделить две группы принципов, которые способствуют результативному формированию художественно-конструкторских умений у учащихся среднего звена в

дополнительном образовании : общепедагогические и частные принципы.

В первой группе мы выделяем следующие принципы:

– возрастного подхода;

– культурологического подхода;

– индивидуально-дифференциального подхода.

1. Принцип возрастного подхода, объединяет реализацию возрастного похода в исследуемом нами процессе. Возрастной поход обозначает необходимость в согласовании процесса формирования художественно-конструкторских умений детей подросткового возраста в дополнительном образовании с законами развития человека и природы. Этот принцип дает нам возможность обосновать потребность в построении изучаемого процесса, основываясь на возрастных особенностях развития личности.

2. Принцип культурологического подхода, объединен с приобщением детей подросткового возраста к художественно-конструкторской деятельности в процессе формирования художественно конструкторских умений.

Позиция данного подхода в понимании дополнительного образования является важной для нашего диссертационного исследования. Эта позиция допускает подход в анализе событий, который

возникают в педагогическом процессе, проходящий через призму культурных норм жизни и важнейших ценностей, отмеченных культурой. Кроме этого предусматривает учет прогрессивных тенденций мировой культуры.

3. Индивидуально-дифференциальный подход. Индивидуализация – это важный фактор сохранения и развития индивидуальности, имеющее особый смысл при процессе формирования умений в творческой деятельности, к такой деятельности мы относим художественно-конструкторскую деятельность. Индивидуализация помогает постигать знания и умения в индивидуальном темпе, при учете индивидуального стиля в художественно-конструкторской деятельности. В рамках диссертационного исследования дифференциация обозначает организацию индивидуальной, групповой и коллективной формы творческой проектной деятельности учащихся среднего звена в дополнительном образовании, основываясь на диагностике творческих способностей и художественно-конструкторских умений.

Ко второй группе мы относим принципы:

– объединения обусловленных видов воспитания таких;

– опора на творческую активность участников дополнительного образования;

– ценностно-смысловой курс проектной деятельности;

– улучшение результативности художественно-конструкторской деятельности учащихся.

1. Принцип объединения интеллектуального, эстетического и трудового воспитания и профессиональной ориентации. Данный принцип в связи с процессом формирования художественно-конструкторской деятельности объединен с цельным развитием личности учащегося.

При интеллектуальном воспитании ребенка подросткового возраста формируется его интеллектуальная культура, которая влияет на стиль и стратегию при решении проблем. В определении характеристики задач интеллектуального воспитания такой исследователь, как Г. М. Коджаспирова утверждает, что в этих задачах необходимо формировать мотивацию к учебе, развивать интерес к познавательной деятельности, а так же потребность к самообразованию. Кроме этого необходимо развивать эрудицию и кругозор учащихся.

Затем перейдем к определению эстетического воспитания – «… это развитие личности со стороны эстетического эмоционально-чувственного сознания в деятельности, тут искусству выделена главная роль». Следовательно, формирование художественно-конструкторских умений у учащихся среднего звена будет результативнее при развитии эстетического чувства, стиля и осмысления ценностей культуры.

В рамках данного принципа далее необходимо перейти к определению трудового воспитания.

Оно определяется как процесс, который направлен на создание нравственной базы труда. В дополнительном образовании этот вид воспитания руководствуется целью, которая заключается в развитии

детей нравственном, значимом для общества направлении.

Формирование художественно-конструкторских умений в дополнительном образовании также связано с профессионально ориентационной работой. Проведение профессионально ориентационной работы в современных условиях связана с профессиональным самоопределением. Мы определяем профориентацию как процесс поддержки в развитии умения выбирать профессию учащимися. Что бы самореализация личности протекала успешно важно, что бы она получала удовлетворение от процесса деятельности в работе.

2. Принцип опоры на творческую активность. Для участников дополнительного образования ключевым признакам творческой активности соответствует беспрепятственный выбор вида деятельности, выделение ее цели, прогноз результатов, способность регулирования ее интенсивности, созидательный и продуктивный характер.

3. Принцип ценностно-смыслового направления проектной деятельности. Данный принцип в процессе формирования художественно-конструкторских умений у учащихся среднего звена в

дополнительном образовании обозначает значимость разработки и осуществления проектов в ходе овладения этим умением. Исследователь Л. Н. Коковина в своей работе упоминает, «что ценностно смысловое направление образования заключается в направленности на его цели. А его цели заключаются в целостном человеке, который способен самостоятельно обустраивать свою жизнь и наполнять ее личным смыслом».

Следовательно, совокупное множество ценностей, регулирующие взаимодействие участников образования, и формирующие соответствующий компонент в структуре человека, взаимно связаны с

ценностями творческой проектной деятельности.

4. Принцип улучшения результативности художественно-конструкторской деятельности учащихся, позволяет произвести оптимальный выбор по созданию образовательного продукта, приступая с конкретного критерия оптимальности и определенных ограничений, который соответствует

определенным условиям и целям художественно-конструкторской деятельности.

Основываясь на подходе И. А. Липского, принцип оптимизации предполагает, что наилучшим вариантом художественно-конструкторской деятельности подростка будет организован педагогом при условии выполнения следующих шагов:

формулировка целей субъектов, с акцентом на значении художественно-конструкторской деятельности в дополнительном образовании;

– уточнение целей и задач, в соответствии с их реальными условиями и потребностями общества;

– определение наилучшего варианта деятельности;

– выбор процессов трансформации объекта.

В дополнительном образовании производительность включает в себя укрепление практико производственного и эвристического составляющих. «Результатом деятельности учащихся являются, во-первых, их творческие достижения на олимпиадах и разноплановых конкурсах. Это их творческие

работы; разнообразные виды проектов, самооценки и рефлексивные записи; индивидуальные образовательные программы, статьи и другие продукты научной, образовательной и профессиональной деятельности учащихся».

Публикации по теме:

Презентация для учащихся старших классов «Память с болью тех прожитых дней. Тема войны в лирике Вячеслава Богданова» (Тема войны в лирике Вячеслава Богданова) Великая Отечественная война… Великие испытания, потрясения и утраты, сожженные и разоренные города.

Сценарий диспута «Спор о вреде курения» для учащихся старших классов «Спор о вреде курения» возраст (14–16 лет) Цель: - Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Когда поют солдаты» Литературно-музыкальная композиция «Когда поют солдаты» Учитель: Кудрявцева Лидия Ивановна Цель: ознакомление с песнями самодеятельных.

Фотоотчет о дополнительном образовании по курсу обучения нетрадиционных техник рисования «Разноцветные ладошки»Фотоотчет о дополнительном образовании по курсу обучения нетрадиционных техник рисования «Разноцветные ладошки» Время не стоит на одном месте, а движется вперед, и как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении, методики разработанные.

Прохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классовПрохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классов Цель нашего веб-квеста - развитие навыков исследовательской работы, воспитание у школьников патриотических чувств и умения работать с информацией.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Сценарий школьной агитбригады для учащихся старших классов «ЗОЖ» Молодежь (песня Трофима) 1. Мы не сделали революции Да мы знаем, что это сложно. Мы изменим нашу жизнь к лучшему, Мы – Россия, мы это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании
Опубликовано: 28 июня 2024 в 13:58
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД