Приложение МААМ

Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании

Александр Владимирович Гришин
Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Прежде чем раскрыть принципы процесса формирования художественно-конструкторских умений учащихся среднего звена в дополнительном образовании, необходимо сказать несколько слов об определении общепедагогической категории «формирование».

Ю. К. Бабанский в своей работе указывает на связь формирования с процессом развития и описывает формирование человека как личности в качестве «процесса и следствия его развития, на который влияет среда, наследственности и воспитание».

Публикация «Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании» размещена в разделах

Основываясь на позицию Г. М. Каджаспировой можно дать определение формированию как процессу, где под воздействием определенных внешних влияний воспитания, обучения и социальной среды осуществляется развитие и становление личности Формирование художественно-конструкторских умений учащихся – «…это педагогически контролируемый процесс усвоения учащимся художественно-конструкторской деятельности, это одно из направлений и задач дополнительного образования детей».

Проанализировав теоретические исследования в области дополнительного образования о проблемах развития творческих способностей детей подросткового возраста и формирования художественно-конструкторских умений можно выделить две группы принципов, которые способствуют результативному формированию художественно-конструкторских умений у учащихся среднего звена в

дополнительном образовании : общепедагогические и частные принципы.

В первой группе мы выделяем следующие принципы:

– возрастного подхода;

– культурологического подхода;

– индивидуально-дифференциального подхода.

1. Принцип возрастного подхода, объединяет реализацию возрастного похода в исследуемом нами процессе. Возрастной поход обозначает необходимость в согласовании процесса формирования художественно-конструкторских умений детей подросткового возраста в дополнительном образовании с законами развития человека и природы. Этот принцип дает нам возможность обосновать потребность в построении изучаемого процесса, основываясь на возрастных особенностях развития личности.

2. Принцип культурологического подхода, объединен с приобщением детей подросткового возраста к художественно-конструкторской деятельности в процессе формирования художественно конструкторских умений.

Позиция данного подхода в понимании дополнительного образования является важной для нашего диссертационного исследования. Эта позиция допускает подход в анализе событий, который

возникают в педагогическом процессе, проходящий через призму культурных норм жизни и важнейших ценностей, отмеченных культурой. Кроме этого предусматривает учет прогрессивных тенденций мировой культуры.

3. Индивидуально-дифференциальный подход. Индивидуализация – это важный фактор сохранения и развития индивидуальности, имеющее особый смысл при процессе формирования умений в творческой деятельности, к такой деятельности мы относим художественно-конструкторскую деятельность. Индивидуализация помогает постигать знания и умения в индивидуальном темпе, при учете индивидуального стиля в художественно-конструкторской деятельности. В рамках диссертационного исследования дифференциация обозначает организацию индивидуальной, групповой и коллективной формы творческой проектной деятельности учащихся среднего звена в дополнительном образовании, основываясь на диагностике творческих способностей и художественно-конструкторских умений.

Ко второй группе мы относим принципы:

– объединения обусловленных видов воспитания таких;

– опора на творческую активность участников дополнительного образования;

– ценностно-смысловой курс проектной деятельности;

– улучшение результативности художественно-конструкторской деятельности учащихся.

1. Принцип объединения интеллектуального, эстетического и трудового воспитания и профессиональной ориентации. Данный принцип в связи с процессом формирования художественно-конструкторской деятельности объединен с цельным развитием личности учащегося.

При интеллектуальном воспитании ребенка подросткового возраста формируется его интеллектуальная культура, которая влияет на стиль и стратегию при решении проблем. В определении характеристики задач интеллектуального воспитания такой исследователь, как Г. М. Коджаспирова утверждает, что в этих задачах необходимо формировать мотивацию к учебе, развивать интерес к познавательной деятельности, а так же потребность к самообразованию. Кроме этого необходимо развивать эрудицию и кругозор учащихся.

Затем перейдем к определению эстетического воспитания – «… это развитие личности со стороны эстетического эмоционально-чувственного сознания в деятельности, тут искусству выделена главная роль». Следовательно, формирование художественно-конструкторских умений у учащихся среднего звена будет результативнее при развитии эстетического чувства, стиля и осмысления ценностей культуры.

В рамках данного принципа далее необходимо перейти к определению трудового воспитания.

Оно определяется как процесс, который направлен на создание нравственной базы труда. В дополнительном образовании этот вид воспитания руководствуется целью, которая заключается в развитии

детей нравственном, значимом для общества направлении.

Формирование художественно-конструкторских умений в дополнительном образовании также связано с профессионально ориентационной работой. Проведение профессионально ориентационной работы в современных условиях связана с профессиональным самоопределением. Мы определяем профориентацию как процесс поддержки в развитии умения выбирать профессию учащимися. Что бы самореализация личности протекала успешно важно, что бы она получала удовлетворение от процесса деятельности в работе.

2. Принцип опоры на творческую активность. Для участников дополнительного образования ключевым признакам творческой активности соответствует беспрепятственный выбор вида деятельности, выделение ее цели, прогноз результатов, способность регулирования ее интенсивности, созидательный и продуктивный характер.

3. Принцип ценностно-смыслового направления проектной деятельности. Данный принцип в процессе формирования художественно-конструкторских умений у учащихся среднего звена в

дополнительном образовании обозначает значимость разработки и осуществления проектов в ходе овладения этим умением. Исследователь Л. Н. Коковина в своей работе упоминает, «что ценностно смысловое направление образования заключается в направленности на его цели. А его цели заключаются в целостном человеке, который способен самостоятельно обустраивать свою жизнь и наполнять ее личным смыслом».

Следовательно, совокупное множество ценностей, регулирующие взаимодействие участников образования, и формирующие соответствующий компонент в структуре человека, взаимно связаны с

ценностями творческой проектной деятельности.

4. Принцип улучшения результативности художественно-конструкторской деятельности учащихся, позволяет произвести оптимальный выбор по созданию образовательного продукта, приступая с конкретного критерия оптимальности и определенных ограничений, который соответствует

определенным условиям и целям художественно-конструкторской деятельности.

Основываясь на подходе И. А. Липского, принцип оптимизации предполагает, что наилучшим вариантом художественно-конструкторской деятельности подростка будет организован педагогом при условии выполнения следующих шагов:

формулировка целей субъектов, с акцентом на значении художественно-конструкторской деятельности в дополнительном образовании;

– уточнение целей и задач, в соответствии с их реальными условиями и потребностями общества;

– определение наилучшего варианта деятельности;

– выбор процессов трансформации объекта.

В дополнительном образовании производительность включает в себя укрепление практико производственного и эвристического составляющих. «Результатом деятельности учащихся являются, во-первых, их творческие достижения на олимпиадах и разноплановых конкурсах. Это их творческие

работы; разнообразные виды проектов, самооценки и рефлексивные записи; индивидуальные образовательные программы, статьи и другие продукты научной, образовательной и профессиональной деятельности учащихся».

Публикации по теме:

Презентация для учащихся старших классов «Память с болью тех прожитых дней. Тема войны в лирике Вячеслава Богданова» (Тема войны в лирике Вячеслава Богданова) Великая Отечественная война… Великие испытания, потрясения и утраты, сожженные и разоренные города.

Сценарий диспута «Спор о вреде курения» для учащихся старших классов «Спор о вреде курения» возраст (14–16 лет) Цель: - Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Когда поют солдаты» Литературно-музыкальная композиция «Когда поют солдаты» Учитель: Кудрявцева Лидия Ивановна Цель: ознакомление с песнями самодеятельных.

Фотоотчет о дополнительном образовании по курсу обучения нетрадиционных техник рисования «Разноцветные ладошки»Фотоотчет о дополнительном образовании по курсу обучения нетрадиционных техник рисования «Разноцветные ладошки» Время не стоит на одном месте, а движется вперед, и как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении, методики разработанные.

Прохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классовПрохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классов Цель нашего веб-квеста - развитие навыков исследовательской работы, воспитание у школьников патриотических чувств и умения работать с информацией.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании
Опубликовано: 28 июня 2024 в 13:58
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Процесс формирования художественно-конструкторских умений у учащихся старших классов в дополнительном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД