Чекушкина Надежда
Проблемы выявления одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы выявления одаренных детей.
Под одарённостью ребёнка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одарённость» происходит от слова «дар». Таким образом, одарённость – означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей. Термины «одарённый», «способный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врождённые способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
Публикация «Проблемы выявления одаренных детей» размещена в разделах
Одарённость рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.
Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу. В последнее время во многих странах большое внимание обращено к проблеме одаренности детей, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности.
Проблема выявления одаренных детей имеет конкретно выраженный нравственный подход. Учитывая, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека, так как далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок можно сформулировать критерии выявления одаренных детей. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
1) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать развивающие влияния;
2) систематический характер оценивания различных сторон поведения и работы детей даст возможность использовать различные источники данных и охватить более обширный спектр его возможностей;
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают за его предрасположенности и увлечения;
4) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов : специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности:
- специальные психодиагностические тренинги;
-экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
- проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия.
В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одарённости. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одарённость человека – это многоликий феномен. Использование того или иного метода зависит и от конкретных целей диагностики, и от представлений о том, из чего складывается одарённость и чем она характеризуется.
С учетом вышесказанного можно сделать следующие заключения. Ход установления одаренности нельзя строить на единой оценке. Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.