Лучший педагог года

Проблемы в работе по оздоровлению детей в ДОУ

марина щетинина
Проблемы в работе по оздоровлению детей в ДОУ
▼ Скачать +Заказ

Мы вступили в XXI век, цивилизация сделала очередной виток в своем развитии. Люди побывали на Луне, изобрели компьютеры уже пятого поколения и. растеряли свое здоровье.

Проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Многие специалисты говорят сегодня о психической, биологической, физической деградации. Создается генная инженерия. Накопленные нарушения в здоровье уже в третьем поколении передаются по наследству.

Публикация «Проблемы в работе по оздоровлению детей в ДОУ» размещена в разделах

Сказать, что проблема ухудшающегося здоровья детей не волнует наше общество, нельзя. Эта проблема волнует и практических работников ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно - образовательно - воспитательный процесс.

На мой взгляд, существует ряд проблем в организации работы с детьми, тормозящих получение положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми. Часть из них может быть решена на уровне науки, государственных управленческих структур, а часть в коллективах ДОУ.

Причины проблем в большинстве детских учреждений одинаковы. Недооценка значимости дошкольного возраста в дальнейшем развитии личности, отсутствие конкретных знаний по психологии, физиологии, социологии, валеологии. Недостаточен контакт педагогов с родителями и т. п.

Большинство этих причин при желании устранимы.

Я назову лишь несколько, касающихся работы с детьми.

1. Нарушения в здоровье детей (психические и физические) появляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном и школьном возрасте.

«По данным различных авторов число детей дошкольников, имеющих те или иные отклонения в развитии, колеблется от 50% до 80%. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, слабой системой здравоохранения вообще и родовспоможения в частности и др.

У детей имеются биологические нарушения, обусловленные неправильным протеканием беременности, тяжелыми родами у матери, неправильными питанием и уходом за ребенком в раннем детстве.

Отсутствие системы диагностики не позволяет выявить нарушения здоровья детей на ранних этапах, до их болезненного проявления. И тогда жизненные силы ребенка тратятся не на развитие, а на выживание.

Визуально, без грамотной диагностики трудно определить отклонения в развитии маленького ребенка. Они как бы замаскированы детской живостью, подвижностью. Ребенок не чувствует своего нездоровья, а взрослые об этом не подозревают. И лишь когда появляются явные признаки нарушений, принимаются меры. Чаще это происходит к концу дошкольного возраста и в младшем школьном. Но это уже запаздывающее устранение нарушений. Чем старше ребенок, тем труднее привести развитие в норму.

Задача каждого специалиста организованного детства познакомиться с анамнезом развития ребенка в младенческом возрасте. Данные об этом можно получить у медицинских работников ДОУ, через анкетирование мамы ребенка. Каждый поступающий в ДОУ ребенок должен быть сопровожден информации о его развитии в первые 2 года. Это поможет выстроить программу индивидуального развития ребенка в последующие месяцы, а иногда и годы.

2. Увеличение психических нагрузок на детей (интеллектуальных, эмоциональных) в ущерб физическому здоровью.

Человек — сложная комплексная система, в которой все развивается в определенные сроки, во взаимодействии друг с другом. В дошкольном детстве очень важно заложить основу физического здоровья.

Тело и его процессы — фундамент личности. Вся психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и конкретизируют его, третьи обеспечивают проведение энергии и т. д.

И вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде и в решении жизненных задач.

Организм, как единое целое, развивается по законам природы. Знание их обязательно для всех взрослых, а для специалистов особенно.

Важно знать, что отдельные органы и системы организма развиваются в разные сроки. Например, формирование высшей нервной деятельности происходит активно в первые пять лет. Затем темпы замедляются, жизненные силы тратятся на гормональные изменения в связи с половым созреванием и вновь активно проявляются с 15 до 22 лет.

В 5 - 6 лет у детей обостряется зрение и они способны зрительно воспринимать знаки, символы и это важно знать при подготовке ребенка к школьному обучению. Двигательная и речевая сферы формируются в дошкольном детстве. Их нарушения в этот период практически устраняются.

Бесполезна коррекция недостатков речи после 10 лет, а умственного развития после 12.

В каждый период развития того или иного органа и системы организма нагрузки на детей должны быть адекватны их возможностям. Только тогда можно не навредить здоровью ребенка.

Развитие, как правило, идет поступательными циклами. Когда происходит бурный рост, развитие замедляется и наоборот. Но все происходит в тесном взаимодействии. В детские годы идет созревание органов и систем организма.

У разных детей — свои пути и темпы развития, и подходы к детям должны быть только индивидуальными. На это нас нацеливает и новая программа образования, предлагающая личностно - ориентированный подход к детям.

Наша задача — сбалансированный отбор новых программ развития и воспитания ребенка.

Стремление получить высокие результаты в образовании ребенка, внедрение разнообразных программ обучения без учета особенностей развития каждого детского организма приводит к ослаблению ребенка.

3. Наличие широкого спектра знаний о человеке, ребенке, и недостаточное их практическое применение.

В вопросах воспитания ребенка требуются прямо - таки энциклопедические знания. Это педагогика и психология, валеология, физиология, социология и др. Они необходимы как родителям, так и педагогам.

В просвещении родителей хорошие результаты дают целенаправленные семинары - практикумы, когда внимание их концентрируется на какой-либо одной проблеме. Например, «Эмоциональное здоровье ребенка», «Развивающие игры и интеллект» и др. К выбранной теме воспитатели возвращаются неоднократно в течение всего учебного года.

Для лучшего восприятия предложенного материала желательно использовать все информационные каналы человека (визуальный, аудиальный, кинестетический). С этой целью нужно проводить практические занятия, тренинги, игры на проблемные ситуации и др.

Дошкольное образовательное учреждение имеет определенную специфику. Она состоит в том, что дети находятся в ДОУ в течение дня более продолжительное время, чем в школе. Дети не только обучаются в ДОУ, а проживают в нем полный день, включаясь в такие специфические виды деятельности, как бытовая, игровая. Дети в течение дня взаимодействуют одновременно с несколькими взрослыми (воспитатель, младший воспитатель, 2-3 узких специалиста, подражая их поведению.

Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. В зависимости от того, что ребенок встречает в своем окружении, он может познавать прекрасное и безобразное, доброе и злое, мудрое и глупое, ловкое и неумелое. Поэтому в присутствии ребенка мы должны действовать так, чтобы ребенок мог быть существом, подражающим доброму, истинному, прекрасному и мудрому.

Важно построить схемы взаимодействия каждого специалиста со всеми другими, имеющимися в штате ДОУ. При этом нужно учесть специфику учреждения, направленность его работы, индивидуальные потребности ребенка.

Нельзя забывать, что взаимодействие — двусторонний процесс, и предполагает не только получение, но и отдачу.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы в работе по оздоровлению детей в ДОУ
Опубликовано: 27 мая 2024 в 19:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы в работе по оздоровлению детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем марина щетинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД