марина щетинина
Проблемы в работе по оздоровлению детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы вступили в XXI век, цивилизация сделала очередной виток в своем развитии. Люди побывали на Луне, изобрели компьютеры уже пятого поколения и. растеряли свое здоровье.
Проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Многие специалисты говорят сегодня о психической, биологической, физической деградации. Создается генная инженерия. Накопленные нарушения в здоровье уже в третьем поколении передаются по наследству.
Публикация «Проблемы в работе по оздоровлению детей в ДОУ» размещена в разделах
Сказать, что проблема ухудшающегося здоровья детей не волнует наше общество, нельзя. Эта проблема волнует и практических работников ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно - образовательно - воспитательный процесс.
На мой взгляд, существует ряд проблем в организации работы с детьми, тормозящих получение положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми. Часть из них может быть решена на уровне науки, государственных управленческих структур, а часть в коллективах ДОУ.
Причины проблем в большинстве детских учреждений одинаковы. Недооценка значимости дошкольного возраста в дальнейшем развитии личности, отсутствие конкретных знаний по психологии, физиологии, социологии, валеологии. Недостаточен контакт педагогов с родителями и т. п.
Большинство этих причин при желании устранимы.
Я назову лишь несколько, касающихся работы с детьми.
1. Нарушения в здоровье детей (психические и физические) появляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном и школьном возрасте.
«По данным различных авторов число детей дошкольников, имеющих те или иные отклонения в развитии, колеблется от 50% до 80%. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, слабой системой здравоохранения вообще и родовспоможения в частности и др.
У детей имеются биологические нарушения, обусловленные неправильным протеканием беременности, тяжелыми родами у матери, неправильными питанием и уходом за ребенком в раннем детстве.
Отсутствие системы диагностики не позволяет выявить нарушения здоровья детей на ранних этапах, до их болезненного проявления. И тогда жизненные силы ребенка тратятся не на развитие, а на выживание.
Визуально, без грамотной диагностики трудно определить отклонения в развитии маленького ребенка. Они как бы замаскированы детской живостью, подвижностью. Ребенок не чувствует своего нездоровья, а взрослые об этом не подозревают. И лишь когда появляются явные признаки нарушений, принимаются меры. Чаще это происходит к концу дошкольного возраста и в младшем школьном. Но это уже запаздывающее устранение нарушений. Чем старше ребенок, тем труднее привести развитие в норму.
Задача каждого специалиста организованного детства познакомиться с анамнезом развития ребенка в младенческом возрасте. Данные об этом можно получить у медицинских работников ДОУ, через анкетирование мамы ребенка. Каждый поступающий в ДОУ ребенок должен быть сопровожден информации о его развитии в первые 2 года. Это поможет выстроить программу индивидуального развития ребенка в последующие месяцы, а иногда и годы.
2. Увеличение психических нагрузок на детей (интеллектуальных, эмоциональных) в ущерб физическому здоровью.
Человек — сложная комплексная система, в которой все развивается в определенные сроки, во взаимодействии друг с другом. В дошкольном детстве очень важно заложить основу физического здоровья.
Тело и его процессы — фундамент личности. Вся психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и конкретизируют его, третьи обеспечивают проведение энергии и т. д.
И вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде и в решении жизненных задач.
Организм, как единое целое, развивается по законам природы. Знание их обязательно для всех взрослых, а для специалистов особенно.
Важно знать, что отдельные органы и системы организма развиваются в разные сроки. Например, формирование высшей нервной деятельности происходит активно в первые пять лет. Затем темпы замедляются, жизненные силы тратятся на гормональные изменения в связи с половым созреванием и вновь активно проявляются с 15 до 22 лет.
В 5 - 6 лет у детей обостряется зрение и они способны зрительно воспринимать знаки, символы и это важно знать при подготовке ребенка к школьному обучению. Двигательная и речевая сферы формируются в дошкольном детстве. Их нарушения в этот период практически устраняются.
Бесполезна коррекция недостатков речи после 10 лет, а умственного развития после 12.
В каждый период развития того или иного органа и системы организма нагрузки на детей должны быть адекватны их возможностям. Только тогда можно не навредить здоровью ребенка.
Развитие, как правило, идет поступательными циклами. Когда происходит бурный рост, развитие замедляется и наоборот. Но все происходит в тесном взаимодействии. В детские годы идет созревание органов и систем организма.
У разных детей — свои пути и темпы развития, и подходы к детям должны быть только индивидуальными. На это нас нацеливает и новая программа образования, предлагающая личностно - ориентированный подход к детям.
Наша задача — сбалансированный отбор новых программ развития и воспитания ребенка.
Стремление получить высокие результаты в образовании ребенка, внедрение разнообразных программ обучения без учета особенностей развития каждого детского организма приводит к ослаблению ребенка.
3. Наличие широкого спектра знаний о человеке, ребенке, и недостаточное их практическое применение.
В вопросах воспитания ребенка требуются прямо - таки энциклопедические знания. Это педагогика и психология, валеология, физиология, социология и др. Они необходимы как родителям, так и педагогам.
В просвещении родителей хорошие результаты дают целенаправленные семинары - практикумы, когда внимание их концентрируется на какой-либо одной проблеме. Например, «Эмоциональное здоровье ребенка», «Развивающие игры и интеллект» и др. К выбранной теме воспитатели возвращаются неоднократно в течение всего учебного года.
Для лучшего восприятия предложенного материала желательно использовать все информационные каналы человека (визуальный, аудиальный, кинестетический). С этой целью нужно проводить практические занятия, тренинги, игры на проблемные ситуации и др.
Дошкольное образовательное учреждение имеет определенную специфику. Она состоит в том, что дети находятся в ДОУ в течение дня более продолжительное время, чем в школе. Дети не только обучаются в ДОУ, а проживают в нем полный день, включаясь в такие специфические виды деятельности, как бытовая, игровая. Дети в течение дня взаимодействуют одновременно с несколькими взрослыми (воспитатель, младший воспитатель, 2-3 узких специалиста, подражая их поведению.
Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. В зависимости от того, что ребенок встречает в своем окружении, он может познавать прекрасное и безобразное, доброе и злое, мудрое и глупое, ловкое и неумелое. Поэтому в присутствии ребенка мы должны действовать так, чтобы ребенок мог быть существом, подражающим доброму, истинному, прекрасному и мудрому.
Важно построить схемы взаимодействия каждого специалиста со всеми другими, имеющимися в штате ДОУ. При этом нужно учесть специфику учреждения, направленность его работы, индивидуальные потребности ребенка.
Нельзя забывать, что взаимодействие — двусторонний процесс, и предполагает не только получение, но и отдачу.