таня новикова
Проблемы состояния здоровья детей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства. Тенденция ухудшения состояния здоровья детей создает реальную угрозу национальной безопасности страны.
Существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.
Причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д., экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр. Под понятием здоровья детей следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний. Пути сохранения здоровья детей в ДОО рассматривали В. Г. Алямовская, Ю. Ф. Змановский, Л. В. Абдульманова, В. Т. Кудрявцев и др.
Публикация «Проблемы состояния здоровья детей и педагогов» размещена в разделах
Проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
50% – образ жизни. Эта составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это профессиональные обязанности. В основе физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, следовательно: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить необходимое для здоровья социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, Но есть в его деятельности своя специфика;
во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая;
во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, “постарели”, так как молодежь все реже идет в педагогику.
“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только педагоги и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь о педагогах. Даже продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил.
Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
1. сердечно-сосудистые;
2. желудочно-кишечные;
3. нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. болезни крови;
5. нарушение функции щитовидной железы.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют :
– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
– после 15-ти лет стажа – 40% педагогов;
– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся :
– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
2. снижение двигательной активности;
3. эмоциональная перенапряженность;
4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
6. использование авторитарного стиля руководства.
Проблема профессионального здоровья педагога в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
Библиография по теме:
1. Лободин В. Т., Лавренова Г. В., Лободина С. В. Как сохранить здоровье педагога. М. ЛИНКА-ПРЕСС. 2005г. 136С.
2. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М. : АПКиПРО, 2003.
3. Универсальный словарь по русскому языку. - Спб. : ИГ «Весь», 2009. - 1184с.
4. Шабунова, А. А. Здоровье населения в современной России: состояние и динамика. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 408 с.