Татьяна Власова
Проблемы развития связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Современные программы воспитания и развития дошкольников рассматривают развитие речи в качестве одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [1].
Публикация «Проблемы развития связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных представлений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи. Развитие речи - одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь. Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает : развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет словарный состав речи [2].
Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Особенность словаря - освоение значений слов и их умственных употреблений. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность [3].
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи». От ученика, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте. Дети тяготеют к рифме, осваивают умение строить высказывания. Поэтому главное направление развития речи 5-го года жизни - это освоение связной диалогической речи. Задачи в области языкового развития : развитие речевого внимания детей; фонематического слуха; речевого дыхания; артикуляционного аппарата. Задачи в области связной речи : развитие умения построения связного речевого высказывания (рассказа, умение составлять рассказ по картинке, умение осуществлять пересказ; налаживание игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками; умение общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственной воспринимаемой ситуации.
Термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
- процесс, деятельность говорящего;
- продукт, результат этой деятельности, текст высказывание;
- название раздела работы по развитию речи;
- отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на относительно законченные и самостоятельные части.
Поэтому под связной речью ребенка мы будем понимать развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания. По современным представлениям, скорее текст, а не предложение является реальной единицей речевого общения; на уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления [1]. Построение цельного и связного текста требует от ребенка владения рядом языковых умений:
- строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью;
- пользоваться различными функционально - смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации;
- соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели;
- соединить предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств;
- отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
Связная речь - результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами [3]. Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» основным вопросом является отношение речи и мышления. Л. С. Выготский понимал это отношение как внутреннее диалектическое единство, вместе с тем он подчеркивал, что мысль не совпадает с ее речевым выражением. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах [4]. У дошкольников диалог предшествует монологу. Они отличаются по своей психологической природе и лингвистическим средствам. Диалогическая речь в очень большой степени ситуативна, т. е. связана с обстановкой, в которой происходит разговор и констекстуальна, т. е. каждое очередное высказывание в очень значительной мере обусловлено предыдущим. Диалогическая речь непроизвольна: чаще всего реплика в ней представляет собой непосредственную речевую реакцию на неречевой стимул, или высказывание, содержание которого «навязано» предшествующим высказываниям.
Монолог развивается на основе диалогической речи как средства общения. Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, она в большей степени произвольна. Монологическая речь- это весьма организованный вид речи и произвольность монологической речи предполагает, в частности, умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, т. е. умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передавали бы замысел говорящего [3].
Литература
1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - М. : Эксмо, 2007. - 240 с.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1994. - 87 с.
3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2000. – 416 с.
4. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова. - М. : «Сфера», 2008. - 165 с.