МААМ-картинки

Проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся в ДМШ

Елена Силенко
Проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся в ДМШ
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Современные дети сильно отличаются от их сверстников 15 даже 10 лет назад. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки, сенсорные телефоны. Средний ребенок начинает смотреть телевизор с 5 месяцев, а к 7 классу 82 % детей зарегистрированы в социальных сетях.

Публикация «Проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся в ДМШ» размещена в разделах

Технический прогресс активно воздействует на психологическое и физическое развитие детей. Психологи наблюдают резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

Педагоги «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений. Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Из отрицательных: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый и агрессивный с множеством психологических проблем.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессионально деятельности педагога, направленная на создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения и развития ребенка.

«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то».

Сопровождать - не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать его от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности.

Психолого-педагогическое сопровождение опирается на естественное развитие ребенка, его возрастные и личностные достижения, позволяет признать безусловную ценность внутреннего мира. Взрослый – не просто опора, он побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, точнее создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.

В музыкальных школах психологической службы нет, и всю нагрузку и ответственность берет на себя преподаватель.

1. Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.

1. 1. Дети с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СГВД).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, сокращенно СДВГ – это, можно сказать, болезнь современности. Ведь раньше темп жизни, стиль отношений были иными – дни шли плавно, и люди были внимательнее друг к другу. Меняются социальные, семейные нормы. А дети – зеркало эпохи, которое отражает происходящее вокруг.

Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Что такое СГВД?

К сожалению, в России присутствует несоответствие между теоретической освещенностью проблемы гиперактивности и отсутствием разработанной стратегии практической помощи школе, ребенку и его родителям. Во многих странах мира СДВГ считается достаточным основанием для того, чтобы ребенок получал специализированную учебную помощь. Но в России никто толком не знает, как с такими детьми работать». Следует отметить, что дети с СДВГ, несмотря на наличие особенностей развития, часто имеют ярко выраженную художественную одаренность и обладают нестандартным мышлением, своеобразным видением мира. Каково же значение занятий музыкой в коррекции СДВГ? С одной стороны, проблемы в музыкальной школе с такими детьми те же, что и в общеобразовательной, более того – столкнувшись со специфическим поведением ребенка, многие родители и учителя в ДМШ сразу же настаивают на том, чтобы прекратить занятия, ведь это же дополнительное образование, не стоящее столь сильных взаимных трудов! Часто родители отметают даже саму мысль об учебе в музыкальной школе: ребенок не может просидеть и пяти минут за партой, а музыкальные занятия предполагают долгое многочасовое сидение за инструментом, а предмет сольфеджио – это просто ужас! В то же время, опыт показывает, что очень большое число этих детей успешно учится в ДМШ и отмечается улучшение внимания и поведения спустя некоторое время, после начала обучения в ДМШ. Занятия в ДМШ при правильной организации может оказать чрезвычайно благотворное влияние на ребенка с диагнозом СДВГ.

1.2. Дети с эмоциональными нарушениями

Развитие эмоционально – волевой сферы – один из важнейших компонентов развития ребенка. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

Эмоционально – расторможенные дети.

Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Тревожные, неуверенные, слишком застенчивые дети.

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т. д.). Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Задача взрослого в работе с такими детьми — создание ситуации успеха, поощрение и поддержка.

Агрессивные дети.

Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. И, безусловно, такие дети особенно нуждаются в психолого-педагогической поддержке.

Одаренные дети.

Итак, что же понимается под словом «одаренность»? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающихся с интересом к ним.

Важнейшей задачей, стоящей перед преподавателем ДМШ является выявление одаренных детей. Преподаватель должен вовремя заметить психолого–личностные особенности, присущие детям способным к музыкальному творчеству: любознательность, настойчивость в усвоении материала, любовь к домашнему музицированию, стремление проявить себя в публичных выступлениях, концертах. Как правило, одаренные дети получают большое удовольствие от концертных выступлений перед широкой публикой, стремятся к показу своих навыков и умений, при этом не ощущают особого дискомфорта, страха при исполнении музыкальных произведений перед большой аудиторией.

Выявив таких детей, необходимо применить к ним индивидуальный, дифференцированный подход в обучении и воспитании, предпринимать все усилия для того, чтобы одаренные дети развивали свои способности.

Казалось бы – одаренный ребенок. Это просто счастье работать с такими детьми. О каком психолого-педагогическом сопровождении может идти речь? На самом деле, исследователи указывают на то, что у многих одаренных детей наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями. Таким детям присуща эмоциональная чувствительность, повышенная впечатлительность, неудовлетворенность собой и результатами своего труда, отсутствие достаточно сформированных и эффективных навыков социального поведения, отмечается, что ярко выраженная неравномерность психического развития прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем одаренного ребенка. В связи с вышесказанным чрезвычайно актуальным является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.

Мы пытаемся помочь своим учениками всеми силами, даже иногда «жертвуя собой»

2. Создание службы психологической поддержки в ДМШ, ДШИ.

Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. К сожалению, на сегодняшний день наблюдается низкий уровень психологической культуры учителей. Недостаточное использование ими психологических знаний в организации образовательного процесса приводят к малоэффективности или сводят на нет воспитательное воздействие на ученика. Непосредственное использование учителем психологических рекомендаций — не всегда оказывается результативным, так как требует высокого уровня профессиональной психологической подготовки. Реальную помощь здесь может оказать создание психологических служб.

Школьные психологические службы уже давно и успешно работают практически в каждой общеобразовательной школе, а вот в системе ДМШ музыкальный психолог – явление редкое и непостоянное из-за отсутствия подобной структурной единицы, хотя именно в ДМШ, особенно на этапе самоопределения, очень велико нервное напряжение, связанное с каждодневным трудом по овладению инструментом и выходами на сцену. Решение личностных проблем связанных с одаренностью, ситуацией конкурса, творческого самовыражения, безусловно, требует помощи профессионала. И если у юного артиста будет возможность получить такую помощь, его успешность, без сомнения увеличится.

В нескольких музыкальных школах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга уже работает. Служба психологической поддержки с привлечением специалистов в области музыкальной психологии для сопровождения образовательного процесса и решения личностных проблем учащихся.

2.1. Направления деятельности «Службы психологической поддержки»

1. Психодиогнастическое

• Выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в ДМШ (наблюдение, анкетирование, собеседование)

• Изучение и диагностика индивидуальных особенностей и музыкальных способностей учащихся

2. Психокоррекционное

• Подготовка к публичным выступлениям

• Психологическая реабилитация учащихся (выход из конфликтов).

3. Профориентационное

• Комплексная психологическая подготовка к конкурсным выступлениям.

• Психологическая подготовка к поступлению в средние специализированные учебные заведения.

• Решение проблем мотивационной сферы.

4. Информационно-просветительское

• Реализация индивидуальных программ развития музыкального интеллекта.

• Раскрытие талантов учащихся и повышение ресурсов их обучаемости.

• Вопросы самопонимания и самореализации ученика и педагога.

5. Консультационное

• Оказание помощи учащимся, их родителям, педагогам в вопросах развития, воспитания, обучения и самореализации.

2.2. Структура «Службы психологической поддержки»

1. Психологическая служба ДМШ состоит из одного-двух специалистов в области музыкальной и возрастной психологии.

2. Руководитель службы — практикующий психолог, подчиняется непосредственно директору ДМШ.

3. Для работы в службу могут привлекаться дополнительные специалисты, если на базе школы ведется работа с детьми с отклонениями и задержкой психического развития.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся в ДМШ
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 06:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся в ДМШ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Силенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД