Жанна Радаева
Проблемы понимания патриотического воспитания дошкольников в деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Радаева Ж. Е.
Детский сад № 44, Усолье–Сибирское
Рассмотрены некоторые существующие проблемы понимания патриотического воспитания дошкольников в деятельности воспитатель дошкольного образовательного учреждения, допускаемые ошибки, связанные с неверным определением объема понятия патриотического воспитания.
Публикация «Проблемы понимания патриотического воспитания дошкольников в деятельности воспитателя» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольные учреждения,
дети дошкольного возраста
В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным
стандартом [1], перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений ставятся задачи по патриотическому воспитанию : воспитать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к окружающей природе; воспитание гражданина, патриота и так далее.
Вместе с тем педагогическими работниками образовательных учреждений, нередко неверно представляется суть и содержание деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Если воспитателю поручить пояснить какую работу он проводит по патриотическому воспитанию, то очень вероятно будет сообщено, что подготовлены лекции для детей и родителей, индивидуальные беседы, презентации, походы в музей, к мемориалам погибших воинов
и прочее. При этом содержание в этих мероприятиях будет связано с гимном, флагом, гербом и сведениях о родном городе (селе, поселке, крае, области, республике).
Указанный факт также связан с повсеместно действующей системой оплаты труда педагогических работников, предусматривающей, как правило, ежемесячное стимулирование по результатам своей деятельности на основании утвержденных в учреждении критериев, воспитателями результат своего труда стал пониматься как нечто конкретно выраженное и подлежащее учету.
Таким образом, в связи с таким пониманием патриотического воспитания, более «патриотически воспитанными» будут считаться дети, с которыми провели не одну беседу, а три; которых чаще сводили к мемориалу и которые посетили концерт, посвящённый празднованию Дня Победы.
Однако указанное положение дел не может считаться верным. Ученые под патриотическим воспитанием понимают формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально–творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью [2].
Необходимо помнить, что патриотическое воспитание — это не только знакомство с
флагом, гимном и гербом России, оно включает в себя несколько разделов: государственный, социальный, семейный.
В государственном разделе раскрываются представления о российском государстве, флаге, гербе, гимне; о родном крае, о родных местах, родном языке; понимание сущности долга перед Родиной, общественной активности, понятие о защите чести и достоинства Родины, гордости за свою страну, понимание нравственной сути основных гражданских прав и обязанностей, определенных в государственных документах России; понимание величия русского народа как основы незыблемости государства [3].
Социальный раздел патриотического воспитания предусматривает : развитие интереса к
истории родного края, героическому прошлому страны, жизни прославленных земляков;
знакомство с деятельностью детских общественных организаций, выявление потребности охранять исторические памятники, сохранять материальные ценности Отечества; умение проявлять волю, доброжелательность, правдивость, настойчивость, самостоятельность, творческую активность, ответственность в учебе и труде; бережное отношение к национальным богатствам, родной природе; понимание значения труда родителей и русского народа, готовность выполнять общественные обязанности; толерантное отношение к людям, умение жить рядом; умение жить рядом; нетерпимое отношение к нарушителям закона, к аморальным поступкам, к проявлениям
анти патриотизма, фашизма, шовинизма, к вандализму [3].
Семейный раздел направлен на воспитание любви к родителям, вежливого отношения к
старшим в семье, учителям, ветеранам, уважение к предкам, к героям Отечества, знания мест нахождения могил и памятников, уход за ними. Необходимы знания преданий, легенд, поверий, народных песен, знакомство с народным искусством; уважение к народным и религиозным традициям, обычаям, национальным и семейным праздникам и соблюдениях их [3].
Из анализа вышеуказанных вопросов структуры и содержания патриотического воспитания следует вывод, что деятельность воспитателя по патриотическому воспитанию является (должна являться) стержнем всей работы воспитателя. Патриотическое воспитание пронизывает все аспекты работы воспитателя. Читая вне занятий детям те же русские народные сказки; давая моральные ориентиры «что такое хорошо, что такое плохо»; изучая поведение этикета и так далее — педагог уже занимается патриотическим воспитанием. Задача воспитателя остается делать это осознанно, системно и комплексно, включая элементы патриотического воспитания во всю повседневную деятельность, а не сводить его к майским плановым занятиям.
Список цитируемой литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный источник] / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 10.11.2019).
2. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно–методическое пособие / В. Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
3. Сабодаш О. А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016. №4–2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe–vospitanie–doshkolnikov ( дата обращения: 10.11.2019).