МААМ-картинки

Проблемы пищевого поведения детей и способы их коррекции в условиях детского сада

Александра Евгеньевна Слудная
Проблемы пищевого поведения детей и способы их коррекции в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

В детский сад ежегодно поступают дети, у которых могут наблюдаться проблемы пищевого поведения в том или ином выражении.

Пищевое поведение - общий термин, обозначающий все компоненты поведения, которые присутствуют в нормальном процессе приема пищи. Соответственно, под проблемами пищевого поведения мы понимаем сложности, возникающие в разных компонентах поведения : поиске пищи, фактическом потреблении или в физиологических процессах, участвующих в усвоении и утилизации съеденного.

Публикация «Проблемы пищевого поведения детей и способы их коррекции в условиях детского сада» размещена в разделах

Такую проблему игнорировать нельзя, но педагоги детских садов, не имея специальных знаний, часто не представляют, как правильно подойти к ее решению.

Целью данной статьи является информирование широкого круга педагогов о способах и возможностях бережного решения проблем пищевого поведения в условиях детского сада.

Итак, как способствовать и закреплять положительное пищевое поведение у ребенка в условиях детского сада?

Периодически в детские образовательные учреждения поступают дети, у которых существуют трудности, связанные с приемом пищи. Чаще всего эти трудности уходят, когда ребенок адаптируется к детскому саду, однако, иногда в группе остается ребенок, который на протяжении достаточно долгого времени отказывается принимать пищу. На это необходимо обратить особое внимание, т. к. отказ от еды часто представляет собой проблему и для самого ребенка.

Выделим несколько основных причин появления подобных явлений:

Причина первая. Проблемы явно медицинского характера, когда избирательность в еде проявляется в различных ситуациях, болезненна, мешает ребенку нормально существовать, и требует внимания врачей: невролога, гастроэнтеролога, диетолога, психиатра и др. Эту причину необходимо исключать в первую очередь.

Причина вторая. Ребенок находится в среде, которая вызывает у него сильный стресс, недоверие, и в таких условиях он отказывается есть вообще. Стоит отметить, что это свойственно и многим взрослым в ситуации стресса. В таких случаях можно говорить о пищевых проблемах, как о симптоме отягощенного прохождения процесса адаптации к новой среде.

Причина третья. У ребенка очень узкий вкусовой диапазон. Чаще всего это связанно с пищевым однообразием вне стен детского сада, когда дома ребенок привык есть только определенную пищу. Данная проблема чаще встречается в семьях, где диапазон продуктов ограничен либо предпочтениями самого ребенка, либо вкусами родителей. Возможно, членами семьи соблюдается определенная диета, и ребенок просто не привык к продуктам, которые входят в меню детского сада.

Причина четвертая. Наличие у ребенка специфичных диагнозов, особенностей поведения, которые могут быть выражены консервативными предпочтениями в еде, в том числе.

Причина пятая. Личное психологическое неблагополучие ребенка, не связанное с адаптацией (как правило, не совпадает по времени с поступлением в дошкольное образовательное учреждение).

Причина шестая Ребенку достаточно небольшого объема пищи, для достижения чувства насыщения. Однако, в этом случае мы не можем говорить о нарушении пищевого поведения, речь идет о физиологических особенностях организма и восприятии данной ситуации педагога.

При разнообразии причин, у детей, эти проблемы выражаются в следующих вариантах пищевого поведения :

- Ребенок не ест вообще;

- Ест только определенную пищу;

- Ест малыми порциями.

Но как бы ни проявлялась проблема пищевого поведения в детском саду, прежде всего, необходимо сразу обозначить, что педагог не имеет право заставлять ребенка принимать пищу силой, и не должен этого делать, даже если родители настаивают на этом. Важно понимать, что силовой метод воздействия усугубит существующие проблемы адаптации, сформирует у ребенка специфическое восприятие педагога и данной образовательной среды. Кроме того, такой подход нарушит контакт педагога с ребенком, и во всех случаях нанесет сильнейший урон его личности.

Чтобы решить данную проблему, на первом этапе педагогу необходимо провести «диагностику» ситуации уже в первые дни поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение, заметив трудности, поговорить с родителями. Нужно узнать, в каких условиях происходит принятие пищи дома, какую еду готовят, что предпочитает кушать малыш, есть ли дома эпизоды проявления негативизма к определенной пище. На основе собранной информации можно сделать выводы о степени тяжести процесса адаптации, лучше узнать ребенка и понять связана ли данная проблема с прохождением адаптации вообще.

На втором этапе принимаются конкретные меры помощи ребенку, изначально педагогу необходимо установить личный контакт. Как правило, об отказе ребенка принимать пищу становится известно в период адаптации, когда дети посещают детский сад в группе кратковременного пребывания, и проблема питания не стоит так остро. Это позволяет воспитателю выделять детей, которым свойственны данные трудности, а так же уделять внимание конкретному ребенку при режимных моментах, связанных с приемом пищи.

Ключевым «инструментом» педагога, на данном этапе, будет умение договариваться с ребенком. Необходимо быть терпеливым в данном вопросе. Как правило, если взрослый не авторитарен и психологически безопасен для ребенка, то постепенно малыша удается уговорить попробовать ложку чего-то нового или хотя бы маленький кусочек еды, крошку, и потом «пойти поиграть» (в любимую игру, «погулять», и пр.

Очень важно никогда не нарушать договоренности! Если есть уговор на одну ложку супа, то нельзя требовать съесть вторую. Можно предложить, но иметь ввиду, что ребенок вправе отказаться. Если нарушить договоренности, и продолжать настаивать съесть вторую ложку, то в следующий раз ребенок, наиболее вероятно, откажется что-то пробовать вообще, уже зная, что одной ложкой дело не кончится. Но если педагог остается верным своим словам, то ребенок, удостоверившись в его надежности, скорее всего, будет продолжать пробовать предложенную еду и согласится увеличить порцию, постепенно привыкая к новой для себя пище.

Бывает все же, что несмотря на все усилия воспитателей, ребенок отказывается принимать пищу в детском саду, тогда встает вопрос о безопасности его пребывания в дошкольном учреждении в течение всего дня. Необходимо ставить родителей в известность и настаивать на сокращенном пребывании ребенка в группе детского сада, не рискуя его здоровьем.

Работа с родителями, касаемо трудностей пищевого поведения ребенка, может иметь свои нюансы. Во-первых, необходимо отметить, что проблема отказа от еды в условиях детского сада общая : и родителей, и ребенка, и образовательного учреждения, однако, при полном пребывании малыша в детском саду чаще всего именно педагог становится свидетелем вышеизложенных трудностей. Во-вторых, даже если подобные проблемы проявляются только в детском саду, родители обязательно должны быть в курсе существующей проблемы, о том, как она решается, и о динамике сложившейся ситуации.

В качестве решения педагог может порекомендовать родителям способы организации приема пищи дома (если и там родители наблюдают похожую картину,

Так же педагог может сориентировать родителей по основным продуктам в меню детского сада, с тем, чтобы родители дома готовили похожую еду и таким образом расширяли вкусовой диапазон ребенка.

Можно в индивидуальном порядке порекомендовать посещение врача-диетолога, который мог бы назначить особую диету (если проблема принятия пищи возникает только в детском саду). Родителям важно знать, что существует множество стратегий и тактик решения данной проблемы.

Не смотря на то, что тема данной статьи актуальна для небольшого количества детей в рамках одного детского сада, педагогам крайне необходимо иметь знания о способах ее решения и активно нарабатывать соответствующий педагогический инструментарий, т. к. проблемы пищевого поведения напрямую отражаются на физическом и психическом здоровье конкретного ребенка. А потому важно своевременно реагировать на первые «симптомы» таких нарушений и принимать меры.

Литература

1. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

2. Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Публикации по теме:

Способы оформления пространства детского сада согласно тематике проектов или тематических недель «Способы оформления пространства детского сада согласно тематике проектов или тематических недель».Я воспитатель старшей разновозрастной.

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада»Консультация «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» Консультация «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» В соответствии с ФГОС меняется концепция образования и возникает новая.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: приобщение родителей к созданию условий для речевого развития детей. Задачи: познакомить родителей с возрастными этапами речевого.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание Тема : «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Ход родительского собрания. Воспитатель: добрый вечер,.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблемы пищевого поведения детей и способы их коррекции в условиях детского сада
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 10:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы пищевого поведения детей и способы их коррекции в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Александра Евгеньевна Слудная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД