Александра Евгеньевна Слудная
Проблемы пищевого поведения детей и способы их коррекции в условиях детского сада
▼ Скачать
В детский сад ежегодно поступают дети, у которых могут наблюдаться проблемы пищевого поведения в том или ином выражении.
Пищевое поведение - общий термин, обозначающий все компоненты поведения, которые присутствуют в нормальном процессе приема пищи. Соответственно, под проблемами пищевого поведения мы понимаем сложности, возникающие в разных компонентах поведения : поиске пищи, фактическом потреблении или в физиологических процессах, участвующих в усвоении и утилизации съеденного.
Публикация «Проблемы пищевого поведения детей и способы их коррекции в условиях детского сада» размещена в разделах
Такую проблему игнорировать нельзя, но педагоги детских садов, не имея специальных знаний, часто не представляют, как правильно подойти к ее решению.
Целью данной статьи является информирование широкого круга педагогов о способах и возможностях бережного решения проблем пищевого поведения в условиях детского сада.
Итак, как способствовать и закреплять положительное пищевое поведение у ребенка в условиях детского сада?
Периодически в детские образовательные учреждения поступают дети, у которых существуют трудности, связанные с приемом пищи. Чаще всего эти трудности уходят, когда ребенок адаптируется к детскому саду, однако, иногда в группе остается ребенок, который на протяжении достаточно долгого времени отказывается принимать пищу. На это необходимо обратить особое внимание, т. к. отказ от еды часто представляет собой проблему и для самого ребенка.
Выделим несколько основных причин появления подобных явлений:
Причина первая. Проблемы явно медицинского характера, когда избирательность в еде проявляется в различных ситуациях, болезненна, мешает ребенку нормально существовать, и требует внимания врачей: невролога, гастроэнтеролога, диетолога, психиатра и др. Эту причину необходимо исключать в первую очередь.
Причина вторая. Ребенок находится в среде, которая вызывает у него сильный стресс, недоверие, и в таких условиях он отказывается есть вообще. Стоит отметить, что это свойственно и многим взрослым в ситуации стресса. В таких случаях можно говорить о пищевых проблемах, как о симптоме отягощенного прохождения процесса адаптации к новой среде.
Причина третья. У ребенка очень узкий вкусовой диапазон. Чаще всего это связанно с пищевым однообразием вне стен детского сада, когда дома ребенок привык есть только определенную пищу. Данная проблема чаще встречается в семьях, где диапазон продуктов ограничен либо предпочтениями самого ребенка, либо вкусами родителей. Возможно, членами семьи соблюдается определенная диета, и ребенок просто не привык к продуктам, которые входят в меню детского сада.
Причина четвертая. Наличие у ребенка специфичных диагнозов, особенностей поведения, которые могут быть выражены консервативными предпочтениями в еде, в том числе.
Причина пятая. Личное психологическое неблагополучие ребенка, не связанное с адаптацией (как правило, не совпадает по времени с поступлением в дошкольное образовательное учреждение).
Причина шестая Ребенку достаточно небольшого объема пищи, для достижения чувства насыщения. Однако, в этом случае мы не можем говорить о нарушении пищевого поведения, речь идет о физиологических особенностях организма и восприятии данной ситуации педагога.
При разнообразии причин, у детей, эти проблемы выражаются в следующих вариантах пищевого поведения :
- Ребенок не ест вообще;
- Ест только определенную пищу;
- Ест малыми порциями.
Но как бы ни проявлялась проблема пищевого поведения в детском саду, прежде всего, необходимо сразу обозначить, что педагог не имеет право заставлять ребенка принимать пищу силой, и не должен этого делать, даже если родители настаивают на этом. Важно понимать, что силовой метод воздействия усугубит существующие проблемы адаптации, сформирует у ребенка специфическое восприятие педагога и данной образовательной среды. Кроме того, такой подход нарушит контакт педагога с ребенком, и во всех случаях нанесет сильнейший урон его личности.
Чтобы решить данную проблему, на первом этапе педагогу необходимо провести «диагностику» ситуации уже в первые дни поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение, заметив трудности, поговорить с родителями. Нужно узнать, в каких условиях происходит принятие пищи дома, какую еду готовят, что предпочитает кушать малыш, есть ли дома эпизоды проявления негативизма к определенной пище. На основе собранной информации можно сделать выводы о степени тяжести процесса адаптации, лучше узнать ребенка и понять связана ли данная проблема с прохождением адаптации вообще.
На втором этапе принимаются конкретные меры помощи ребенку, изначально педагогу необходимо установить личный контакт. Как правило, об отказе ребенка принимать пищу становится известно в период адаптации, когда дети посещают детский сад в группе кратковременного пребывания, и проблема питания не стоит так остро. Это позволяет воспитателю выделять детей, которым свойственны данные трудности, а так же уделять внимание конкретному ребенку при режимных моментах, связанных с приемом пищи.
Ключевым «инструментом» педагога, на данном этапе, будет умение договариваться с ребенком. Необходимо быть терпеливым в данном вопросе. Как правило, если взрослый не авторитарен и психологически безопасен для ребенка, то постепенно малыша удается уговорить попробовать ложку чего-то нового или хотя бы маленький кусочек еды, крошку, и потом «пойти поиграть» (в любимую игру, «погулять», и пр.
Очень важно никогда не нарушать договоренности! Если есть уговор на одну ложку супа, то нельзя требовать съесть вторую. Можно предложить, но иметь ввиду, что ребенок вправе отказаться. Если нарушить договоренности, и продолжать настаивать съесть вторую ложку, то в следующий раз ребенок, наиболее вероятно, откажется что-то пробовать вообще, уже зная, что одной ложкой дело не кончится. Но если педагог остается верным своим словам, то ребенок, удостоверившись в его надежности, скорее всего, будет продолжать пробовать предложенную еду и согласится увеличить порцию, постепенно привыкая к новой для себя пище.
Бывает все же, что несмотря на все усилия воспитателей, ребенок отказывается принимать пищу в детском саду, тогда встает вопрос о безопасности его пребывания в дошкольном учреждении в течение всего дня. Необходимо ставить родителей в известность и настаивать на сокращенном пребывании ребенка в группе детского сада, не рискуя его здоровьем.
Работа с родителями, касаемо трудностей пищевого поведения ребенка, может иметь свои нюансы. Во-первых, необходимо отметить, что проблема отказа от еды в условиях детского сада общая : и родителей, и ребенка, и образовательного учреждения, однако, при полном пребывании малыша в детском саду чаще всего именно педагог становится свидетелем вышеизложенных трудностей. Во-вторых, даже если подобные проблемы проявляются только в детском саду, родители обязательно должны быть в курсе существующей проблемы, о том, как она решается, и о динамике сложившейся ситуации.
В качестве решения педагог может порекомендовать родителям способы организации приема пищи дома (если и там родители наблюдают похожую картину,
Так же педагог может сориентировать родителей по основным продуктам в меню детского сада, с тем, чтобы родители дома готовили похожую еду и таким образом расширяли вкусовой диапазон ребенка.
Можно в индивидуальном порядке порекомендовать посещение врача-диетолога, который мог бы назначить особую диету (если проблема принятия пищи возникает только в детском саду). Родителям важно знать, что существует множество стратегий и тактик решения данной проблемы.
Не смотря на то, что тема данной статьи актуальна для небольшого количества детей в рамках одного детского сада, педагогам крайне необходимо иметь знания о способах ее решения и активно нарабатывать соответствующий педагогический инструментарий, т. к. проблемы пищевого поведения напрямую отражаются на физическом и психическом здоровье конкретного ребенка. А потому важно своевременно реагировать на первые «симптомы» таких нарушений и принимать меры.
Литература
1. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
2. Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002