Наталья Ступина
Проблемы общения со сверстниками у детей 3–5 лет «У ёжика не было друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы общения со сверстниками
«У ёжика не было друзей»
Девочка Лера, 4,5 года. В детском саду не идёт на контакт со сверстниками, играет одна с игрушками, сочиняет и рассказывает разнообразные истории про маленького бедненького зайчика (ёжика, мышонка и др., у которого не было друзей. Вот одна из историй Леры про бедного ёжика.
Публикация «Проблемы общения со сверстниками у детей 3–5 лет „У ёжика не было друзей“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
«В одном лесу жил-был ёжик и много других зверей. У ёжика не было друзей. Однажды ёжик решил пойти к мышке, чтобы подружиться. К мышке пришли и другие звери. Заигрались звери и не заметили, как наступил вечер и стало темно. Вылетела сова-разбойница на охоту и давай ломиться в тот домик, где сидели зверюшки. Сова перетаскала всех зверюшек к себе в гнездо. Только ёжика и белку не смогла схватить. Ёжик фыркал и кололся, а белка выпускала острые когти. Ёжик с белкой прогнали сову из леса и освободили зверей. А ёжик с тех пор приобрёл много друзей».
В развитии навыка общения средний дошкольный возраст (4-5 лет) играет значимую роль, поскольку именно в этом возрасте появляется желание интенсивно общаться со сверстниками. Потребность в общении с другими детьми выявляется у ребёнка и на 3-м году жизни. Дефицит общения в раннем возрасте способствует формированию агрессивности. Одной из причин нежелания посещать детский сад являются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, когда «могут обидеть», «дерутся, врагов полно», когда, как сказал мальчик Ваня 4,5 лет с проблемами общения : «Всё не так, и дети не нравятся». По данным, каждый третий ребёнок дошкольного возраста нуждается в помощи взрослых по налаживанию отношений со сверстниками. Как помочь этой девочке, которая через истории пытается и рассказать свою проблему, и решить её? Прежде всего необходимо понять, в чём основная причина трудностей в общении со сверстниками, что мешает Лере общаться. В зависимости от этой причины и выстраивается психолого-педагогическая помощь ребёнку.
Перечислим основные группы трудностей в общении, которые создают барьеры, не позволяющие ребёнку дошкольного возраста полноценно общаться со сверстниками.
1. Ребёнок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне. ( пример: чтобы привлечь внимание того сверстника в группе, который понравился, подходил к ребёнку и толкал его).
2. Ребёнок не хочет общаться по той причине, что при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что даётся ему с большим трудом. (такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей).
3. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребёнка ( переживания внутреннего плана: ребёнок не делится своими проблемами - бояться попроситься в туалет. Здесь можно отметить и характерные для родителей ребёнка трудности в общении, как в детстве, так и сейчас сохранены «Не могу спросить, как куда-то пройти».
4. Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребёнка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребёнка сверстников он требует беспрекословного подчинения.
5. Уже в дошкольном возрасте ребёнок проявляет способности в какой-то сфере, и эта сфера, этот интерес занимает много места в жизни малыша.
Памятка для педагогов
по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.
Основные стратегии для решения проблем в общении у детей :
1. Необходимо ограничить отрицательную оценку поведения ребёнка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребёнка сделать её один на один, без присутствия кого-либо.
2. Необходимо предоставить ребёнку возможность в чем-то значимом проявить себя (например, педагог предварительно даёт ребёнку задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).
3. Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне дома, детского сада (посещение праздников, концертов, выступлений). Родителям ребёнка с проблемами общения нужно познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребёнок.
4. В отдельных случаях при неблагоприятном положении ребёнка в группе сверстников целесообразно использовать метод возрастных перемещений (статусной психотерапии) (Сенько Т. В., 1989).
На 30 дней детей с проблемами общения переводят на ступеньку ниже (например, из подготовительной группы детского сада в старшую). При этом такие отрицательные формы поведения у ребёнка, как обида, уступки, защитные реакции и т. п., уступают место положительным формам поведения: поддержать, похвалить, желание помочь и др. Очень важным является то, что на смену слезам, обидам и несдержанности эмоциональных проявлений приходят доверие, воодушевление. В целом при использовании метода возрастных перемещений отрицательное отношение к окружающим меняется на положительное отношение.
В свою прежнюю группу дети возвращаются, имея новые формы личностного реагирования. При преобладании у ребёнка эгоистических мотивов в поведении его переводят на 30 дней на ступеньку выше (например, из старшей группы детского сада в подготовительную группу).
При таком относительном понижении успешности деятельности ребёнка происходит сначала усиление отрицательных доминантных реакций (приказы, нападки, ругань и т. п., а потом их снижение и замена на положительные реакции.
Для решения проблем в общении у детей педагогу необходимо учесть, что оптимальное количество детей дошкольной группы для создания социально-психологической сферы общения – это 8-12 детей. В подготовительной группе количество детей может возрастать до 12-15. При большем числе детей общение складывается с определёнными трудностями, так как неминуемо происходит разбивка детей на подгруппы, которые легко превращаются во враждующие группировки, если власть в них переходит в руки авторитарных организаторов.
Помогут в решении проблем в общении и специальные игры по развитию общения. В зависимости от возраста детей используются для игры готовые сказки и сказки, сочинённые детьми (остаётся только при проигрывании их упражнять детей в выработке гибкости ролевого поведения и адекватной психологической защите).
Игры необходимо направлять на решение неожиданных проблемных ситуаций, преодоление препятствий, спонтанное взаимодействие и умение договариваться. Умение договариваться является ключевой фразой при решении проблем в общении. Среди русских народных сказок сказка «Теремок» как нельзя лучше подходит для этих целей. В этой сказке приход всех персонажей символично можно обозначить как приход ребёнка в группу детского сада. Как рассказать о себе, как сделать себе рекламу, презентовать себя, как договориться с остальными? Ответы на эти вопросы можно помочь найти ребёнку во время проигрывания этой сказки.
Е. Е. Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку.»