Елена Жданько
Проблемы коммуникативного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для педагогов и родителей является естественное желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, проблемы. Одни проблемы уходят с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
Публикация «Проблемы коммуникативного поведения дошкольников» размещена в разделах
Очень часто, мы педагоги, выражаем озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечаем низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и многое другое. При этом имеются ввиду дети с нормальными потенциальными возможностями и интеллектом, но по разным причинам отстающие в развитии сверстников.
Необходимость налаживания психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям послужила основанием для развёртывания нового, коррекционного направления в дошкольном образовании.
В настоящее время разработаны достаточно действенные методы выявления отклонений в развитии у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Однако их применение эффективно в тех случаях, когда отклонения в развитии ребёнка очевидны и родители, как правило, рано обращаются к специалистам.
Если же детские проблемы внешне малозаметны, «не бросаются в глаза», то они долго остаются скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции. Вместе с тем разрушительное влияние этих «незаметных» факторов на психическое развитие ребёнка может быть достаточно опасно. Без своевременной коррекции могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся проблемой для школьной адаптации. У отстающего в развитии ребёнка порождается чувство неуверенности, «ожидание неуспеха». Это может отрицательным образом повлиять на формирование «образа Я» и нарушить развитие личности уже в дошкольном возрасте.
Одна из самых существенных причин неблагополучия в психическом развитии-нарушение состояния здоровья ребёнка. Однако недостаточно быть только физически здоровым. Ребёнок нуждается в благоприятной социально-педагогической (развивающей) среде. Здесь я могу отметить специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.
В последние годы, несмотря на увеличение информационного потока, на достижение науки и техники, стало распространённым явление, известное под названием «педагогическая запущенность». Причём педагогически запущенные дети часто имеют обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но при этом налицо выраженный дефицит детско-родительских отношений. Существенная причина препятствующая нормальному развитию ребёнка заключается в существенном снижении психологической активности детей (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой, которая является важнейшим условием развития деятельности, адекватного отношения к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.
Часто можно видеть, как ребёнок младшего и даже среднего дошкольного возраста идёт с мамой за руку, она привлекает его внимание к различным предметам, ситуациям, что- то объясняет, показывает. Маме в данном случае принадлежит ведущая, активная роль в познавательном развитии ребёнка. Другой же ребёнок в этой ситуации ведё т себя иначе: проявляет пытливую любознательность, постоянно тянет маму к замечаемым им букашкам, звукам и пр., задаёт вопросы. Именно он вызывает маму на общение, он познавательно активен, коммуникабелен.
Перечисленные факторы развития ребёнка неразрывно связаны между собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной не только трудностей в обучении, но и нарушения в развитии.
Опыт показывает, что дети с отставанием в развитии в отличии от их «беспроблемных» сверстников в гораздо большей степени оказываются чувствительны к качеству педагогических условий, к тем методам и приёмам, которые пользуются воспитатели в процессе обучения. К таким детям нужен особый педагогический подход, организация обучения по индивидуальным программам, составленных с учётом уровня достижений ребёнка зоны его ближайшего развития, и, что очень важно, характера имеющихся у него трудностей.
Исходная позиция в работе с проблемными детьми :
1. Ребёнок может познать окружающий предметный мир, природный и социальный мир;
2. Ребёнок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники.
Из этого следует, что если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально и имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению-разными.
Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащение ё языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков и т. д.). Довольно часто у детей мы наблюдаем недостаточный уровень речевого развития, особенно связной речи (при составлении рассказов «из личного опыта», по картине, при пересказе художественных произведений, выполнении творческих заданий на дополнение не завершённых историй и пр.). Однако за этим очень часто скрывается более серьёзная проблема, а именно- недостаточность овладения коммуникативной деятельностью, коммуникативным поведением в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным.
Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства-речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребёнка старшего дошкольного возраста становится сверстник.
Однако специальные наблюдения показывают, что определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в быту, в партнёрской ролевой игре, в ситуациях произвольного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативного опыта ребёнка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников.
Нередко приходится наблюдать сложные отношения дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т. д. Родителей тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми, с трудом налаживает дружеские и игровые отношения с ними, ссорится, вынужден (а иногда предпочитает) играть в одиночестве или с близкими взрослыми.
Каждый конкретный случай нужно тщательно анализировать, чтобы выяснить подлинную причину возникших сложностей в коммуникативном поведении детей. К пяти годам при нормальном развитии дети воспринимают сверстника не только в качестве объёма взаимодействия. У них уже складывается система предпочтений, возникают общие деловые и игровые интересы. А если ребёнок того же возраста предпочитает одиночные игры, не испытывая потребности в партнёрстве, то, это свидетельствует о его социальной инфантильности. Но причина может быть и в другом-например, в определённых ограничениях при овладении средствами общения (как неречевыми, к которым относятся мимические и жестовые, так и речевыми). В любом случае следует избегать поспешных выводов. Они должны быть результатом внимательного наблюдения за детьми со стороны воспитателей и психологов, а в случае необходимости и других специалистов.
Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. Очевидно, как только в детство произошло «вторжение» компьютера и другой электронной техники, увлечённость которой нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Кроме того, коммуникативный дефицит возникает чаще всего у детей, которые не имеют братьев и сестёр, в подавляющем большинстве таких семей очень много, не смотря на увеличение рождаемости в последние 10 лет. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнёра.
Чтобы провести работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения. Такие наблюдения не требуют особого времени. Достаточно свободного общения со взрослым на прогулке, в ролевых играх, и т. д. Хочу отметить, выделяя и анализируя речевые средства детей, необходимо понаблюдать за уровнем общей речевой активности ребёнка (какие виды коммуникативных особенностей встречаются наиболее часто; имеют ли вопросы познавательную направленность).
Опыт показал, что наиболее трудным для анализа коммуникативного поведения ребёнка оказывается речевой «барьер». Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения имеет три направления.
Первое направление реализуется по работе формирования восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитии делового сотрудничества и общих игровых интересов.
Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление должно обеспечивать формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только вследствие ознакомления с профессиями людей, но главное, в результате осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.
Все эти направления обеспечивают: социальное развитие детей и воспринимать сверстника на положительной эмоциональной основе; развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; усвоение детьми способов невербального общения: мимика, жесты («говорящих рук», использование их на практике общения; развитие диалогической речи (в процессе специальных приёмов комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений -рисунка, картинки, имитационных движений и действий с воображаемыми предметами); умение преподнести в общении содержание собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта; развитие речевого творчества, развитие связной речи.
С переходом в дошкольный возраст, главным объектом восприятия, пристального наблюдения и исследования становится мир людей. Дошкольник не только наблюдает за внешними проявлениями и действиями окружающих взрослых, н, что чрезвычайно важно, пытается проникнуть в смысл их отношений, понять причины поступков, мотивы поведения. В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребёнка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я», что коренным образом меняет отношение к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребёнок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.
Таким образом, содержание формирования правильного коммуникативного поведения дошкольников с трудностями в обучении гораздо шире, нежели работа по развитию речи, так как включает гораздо большой круг проблем – от восприятия ребёнком самого себя и «открытия» сверстника до овладения коммуникативными средствами.
Организация такой работы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов программы. Например, взаимосвязи работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально - ритмическими движениями, пластикой, ознакомлением с произведениями изобразительного искусства и художественной литературой и пр. Только от взрослого зависит так же, как будет восприниматься сверстник, - на положительной эмоциональной основе или на отрицательной. Но важно то, что уже с младшего дошкольного возраста ребёнка не устраивает прежняя позиция «рядом». Он хочет быть «вместе». Наряду с эмоциональными, у детей постепенно устанавливаются взаимные, деловые и игровые взаимодействия.
Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит социальный статус ребёнка в детском сообществе, а также уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребёнком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение детей. интенсивно происходит социально- личностное становление дошкольника.
Список использованной литературы
1. Комратова Н. Г. Социально-нравственное воспитание детей. - М., 2005.
2. Алёшина Н. В. Ознакомление с социальной действительностью. – М., 2004.