Папки-передвижки

Анализ проблемы использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста

Елена Козлянская
Анализ проблемы использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ проблемы использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Большое значение в развитии образных представлений ребенка об окружающем мире с его раннего детства средствами героического эпоса и мифологии, предавали педагоги и философы еще в Древней Греции. Выдающиеся мыслители античной поры Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит и др., отмечали важность формирования правильного образа в сознании ребенка для его полноценного развития. Оно понималось ими, прежде всего, в служении обществу и народу. Богатые литературные традиции, выражающиеся в греческой мифологии посредством богатств эвристического содержания и речи, способствовали развитию образного мышления и формированию философского взгляда детей на окружающие их предметы и явления. Спартанская модель воспитания отличалась от Афинской. Она была более жесткой, военизированной и односторонней. В отличие от Афинской воспитательной системы, ее содержание изобиловало исключительно подвигами и сражениями героев, представленными в героико - патриотическом эпосе. Поэтому эталоном в формировании идеального образа для ребенка были такие человеческие качества как: храбрость, мужественность, ловкость, патриотизм, аскетизм и чувство долга.

Публикация «Анализ проблемы использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В Античном Риме педагогическое наследие Древней Греции было развито и приумножено древнеримскими педагогами и философами, полагающими, что формирование героического образа в сознании ребенка с раннего детства с помощью вымысла является неотъемлемым элементом его правильного воспитания. В эпоху Средневековья в культуре стран Арабского халифата особенно ярко проявилась роль «восточной сказки» в воспитании детей всех возрастных групп. На городских площадях и рынках профессиональные сказители собирали толпы народа, увлекая их вымышленным миром волшебства и чудес, заключавшихся в содержании большинства восточных сказок. Взрослые пересказывали сказки детям буквально с колыбели, добавляли в их содержание и свой вымысел. Так зарождался особый пласт культуры Востока. Сказки оказывали неизгладимое терапевтическое воздействие, как на взрослых, так и на детей. В их содержании высмеивалась глупость и жадность, осуждалась похоть и лживость людей, прославлялся их труд и честность, преданность и благородство и др. Исторический экскурс в историю роли сказки в формировании образного мышления детей разных народов на различных этапах становления человеческой цивилизации подтверждает актуальность и глубокий историзм проблемы представленного исследования. Во взглядах родоначальника педагогической науки великого чешского педагога Я. А. Коменского прослеживались идеи о необходимости воспитания подрастающего поколения путем включения в образовательный процесс потенциала этнопедагогики, основанной на устном народном творчестве. По его мнению, учителя и воспитатели должны сами быть из народа и привносить в образовательный процесс «народную изюминку» через выразительность родного языка, яркие образы реальных национальных героев и вымышленных персонажей народных сказок и преданий. Важную роль народного творчества, особенно сказки, в развитии воображения и фантазии детей дошкольного возраста отмечал выдающийся отечественный педагог К. Д. Ушинский. По его мнению: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». Безусловно, овладевая более сложными языковыми формами, ребенок учиться перерабатывать и преобразовывать их содержание своеобразием своего мышления, обогащая его чрез усвоение новых образов.

Впервые в истории дореволюционной педагогики, выдающийся русский педагог П. Ф. Каптерев разработал основы семейной дидактики. В ней высказывалась, в качестве приоритета, идеи необходимости ознакомления родителями детей с народными сказками, былинами и преданиями, которые, по его мнению, способствуют психическому развитию детей. Педагог был так же убежденным сторонником включение в содержание воспитательной работы детских садов разнообразной активной игровой деятельности, изучения детьми содержания народного фольклора. Гений мировой литературы А. С. Пушкин создал неподражаемые образцы ярких и самобытных народных сказок для детей младшего дошкольного возраста. Благодаря необыкновенной простоте их содержания в сочетании с мощью и выразительностью русского народного языка, украшенного бесценной россыпью богатых литературных приемов, образы их героев и персонажей глубоко проникают в детские души, вызывают в них глубокие эмоциональный отклик и положительные переживания. На значимость народной сказки для всестороннего развития детей младшего дошкольного указывал известный литературный критик В. Г. Белинский. Сказки для детей и взрослых Салтыкова-Щедрина по праву можно назвать феноменом русской литературы. Глубокие образы действующих в них персонажей, тонкий юмор, необычный сюжет, высокий моральный посыл и др., заставляют взрослых читателей задуматься о своих поступках, детей активизировать свое воображение и фантазию для воссоздания неподражаемых образов реальных и вымышленных героев. Сказки Салтыкова-Щедрина оказывают мощное воспитательное воздействие на детей всех возрастных групп, особенно младших дошкольников. Важность воспитательного воздействия сказки на формирование правильных образов и идеалов в сознании ребенка отмечала Н. К. Крупская. Однако, несмотря не огромный вклад Н. К. Крупской в развитие новой системы дошкольного и школьного образования, она не смогла преодолеть в себе определенных «идеологических перекосов». По ее распоряжению в 1924 г. из детских библиотек были изъяты ряд произведений детских писателей, создавших полюбившиеся детям множество сказок. Так, Н. К. Крупская подвергла критике сказки К. И. Чуковского, назвав их буржуазными, вынесла запрет на сказки С. Т. Аксакова, Н. С. Лескова и др. Подобное явление, мы понимаем, как ее рьяную попытку быстро переформатировать сознание детей на правильный социалистический лад.

Выдающийся мастер советский педагогики А. С. Макаренко отмечал огромную воспитательную роль сказки в жизни ребенка, он утверждал, что именно в дошкольном возрасте окончательно закладываются корни воспитания, формируются самые глубокие, определяющие характер человека, чувства. Педагог упреждал скептицизм отдельных исследователей детской психологии, полагавших, что ребенок слишком наивен для того, чтобы через сказочные образы постигать истину. По его мнению, через развитие образного восприятия мира путем положительных переживаний ребенка и развивается его мышление, следовательно, оно, позволит ему наилучшим образом познать действительность, когда наступит время. Сказка и присутствующий в ней вымысел, подготавливают его к взрослой жизни, тренируют память, ум и чувства. Легендарный советский педагог В. А. Сухомлинский так характеризовал значение сказки для всестороннего развития личности дошкольника : «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В этом емком и точном определении заключается глубокий гуманистический пафос всей педагогической концепции В. А. Сухомлинского, нацеленной на воспитания всех качеств личности питомца с периода его младенчества, затем в детском саду и «подхваченных» школьными учителями. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, исследовав природу сказки, пришел к выводу, что она оказывает на ребенка мощное целебное воздействие благодаря реальным положительным эмоциям, переживаемым ребенком в процессе ее понимания. Он сформулировал закон «эмоциональной реальности фантазии». Психолог предупреждал, что взрослые не должны намеренно пугать содержанием сказки детей, так как в результате их глубокой впечатлительности, они могут сформировать в своем сознании устойчивые страхи, которые негативным образом скажутся на развитии их психики. Умная сказка, по его мнению, насыщает эмоционально-волевую сферу ребенка желаемым им действием, активизирует творческую деятельность. Другой известный отечественный психолог А. В. Запорожец научным образом объяснил взаимосвязь восприятия сказки ребенком младшего возраста с его деятельностью. Он доказал, что восприятие сказки малышом отличается от ее восприятия взрослым человеком. Поэтому им было выделено специфическое действие для этой деятельности - содействие, когда ребенок становится на позицию любимого героя произведения, старается помочь ему победить трудности, встречающиеся на его пути. По мнению А. В. Запорожца, ребенок старается не только мысленно сопереживать, полюбившемуся ему герою, но и активно вмешиваться в события. В этом и заключается его деятельность, вытекающая из природы ребенка.

Б. М. Теплов, раскрывая природу художественного восприятия ребенка, отмечал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Он связывал понимание детьми сказки с возможностью поставить себя на место любимых героев и мысленно действовать вместе с ними. Известный психолог С. Я. Рубинштейн среди других видов детской деятельности отмечал важную роль сказки в развитии их речи, мышления, активной деятельности, психики. Он подчеркивал чрезвычайно многогранное воспитательное воздействие сказки, позволяющей удовлетворять любые интересы и желания младшего дошкольников.

Д. Б. Эльконин подчеркивал важность присутствия в жизни ребенка различных жанров сказок : авторских, народных, сочиняемых детьми самостоятельно, комбинированных. Он полагал, что наряду с игровой деятельностью, восприятие сказок ребенком дошкольного возраста является его неотъемлемой деятельностью, благодаря, которой, ему легче ориентироваться во взрослом мире, указывал и на целесообразность подготовки ребенка сказкой к школе.

Т. А. Репнина, проведя многочисленные исследования особенностей развития детей в детском саду, пришла к выводу, что формирование устойчивых сказочных образов у маленьких детей осуществляется лишь тогда, когда они опираются на изображение. В этой связи, она подчеркивала необходимость красочной иллюстрации, предлагаемых к вниманию детей, разливного вида сказок.

Важную роль сказки в развитии воображения ребенка отмечал В. В. Давыдов. Он полагал, что воображение основано на комбинации психики, когда мозг путем конструирования комбинаций из элементов, хранящихся в его памяти, создает новый образ. Воображение, по его мнению, обеспечивает познание ребенка, помогает ему преодолеть возникающую неопределенность, которой, у него значительно больше, чем у взрослого. Следовательно, через распредмечивание содержание сказки обогащается и воображение ребенка, расширяется его общий кругозор, удовлетворяется его естественная потребность в познании.

Уникальной тенденцией второй половины XX в., в контексте нашего исследования, является создание детьми собственного жанра сказок, всевозможных «страшилок». Дети намеренно выдумывают разные страшные истории и рассказывают их своих сверстникам, младшим или старшим детям. Они вместе переживают страхи, находясь в заведомо защищенной ситуации. Испытывают удовольствие благодаря коллективному преодолению страхов. На такое своеобразное выражение особенностей детской психологии указывает исследователь М. В. Осорина. Мы предполагаем, что причиной такого проявления детской деятельности, являются попытки активировать интерес к своей личности младшего ребенка со стороны других детей через творчество, удовлетворить естественную потребность в общении и психоэмоциональной разрядке. Достойным продолжателем славных традиций народного фольклора, заложенных А. С. Пушкиным и Салтыковым - Щедриным, явился детский поэт - сказочник К. И. Чуковский. Он создал множество неподражаемых образов сказочных героев, наделив их фантастическими возможностями и обычными человеческими чертами. На протяжении многих десятилетий его сказки и стихи с удовольствием разучивались детьми в дошкольном возрасте. По словам автора, ряд сказок предназначался в качестве терапевтического средства для детей с ослабленным состоянием здоровья. Поэт считал своим долгом, сказкой отвлечь ребенка от физических страданий, дать надежду на выздоровление, вселить веру в свои силы, «предоставить пищу» для размышлений. Огромное влияние на становление и раскрытие литературного таланта К. И. Чуковского оказал великий писатель М. М. Горький. Проблемами влияния сказки на развитие воображения и творческих способностей детей занимались исследователи О. М. Дьяченко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Е. Е. Кравцова, Л. Б. Фесюкова и др. Так, О. М. Дьяченко, подводя итог своим исследованиям по проблеме развития воображения у детей - дошкольников, создал книгу «Развитие воображения дошкольника». В ней подробнейшим образом анализируются пути, позволяющие педагогам и родителям достигнуть оптимальных результатов на данном направлении педагогической деятельности. Наряду с игровой деятельностью, автор видит ключом к решению проблемы нашего исследования и использование в воспитательном процессе дошкольников развивающего потенциала сказок. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева создала методический практикум по сказкотеррапии «Сказки звездной страны Зодиакалии». Целью практикума является полное погружение ребенка в мир сказки, расслабление и успокоение его психики, подпитка его психофизиологических сил позитивной энергией посредством целительного воздействия сказочного слова и заключенной в их содержании высоких морально-нравственных установок. Е. Е. Кравцова обобщила свой богатый практический опыт по проблеме нашего исследования в авторском пособии «Разбуди в ребенке волшебника», предназначенном в качестве методического пособия по развитию воображения дошкольников родителям и педагогам системы дошкольного образования РФ. Л. Б. Фесюкова, глубоко и всесторонне исследовав роль сказки в жизни детей дошкольного возраста, создала оригинальную методику работы со сказкой, которая помогает развивать педагогам и родителям образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, позволяет им сформировать готовность к школьному обучению. Свои педагогические воззрения она воплотила в книгу «Воспитание сказкой», предназначенной для широкой педагогической общественности и родителей в качестве ценного педагогического подспорья. Известный отечественный психолог и педагог, доктор педагогических наук, автор концепции гуманистической школы, Ш. А. Амонашвили создал «персонализированную сказкотерапию» для развития детей дошкольного возраста. Цель его практического пособия – осуществления трех главных функций сказки : диагностической, терапевтической (коррекционной) и прогностической. Полагаем, что такой подход к проблеме позволит не только развить воображения ребенка через сказку, но и, консолидировав усилия родителей с педагогом и детским психологом, укрепить его психологическое здоровье, скорректировать образовательный маршрут по оптимальной для его возрастных особенностей образовательной траектории.

Анализ практики показывает, что появление за последнее время большого количества методических пособий по проблеме развития образного мышления детей дошкольного возраста означает - интерес отечественных исследователей к означенной теме не угас, более того, он актуализировался в виду ее высокой значимости для полноценного развития ребенка. Таким образом, анализ проблемы использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе позволяет констатировать, что она имеет глубокие исторические корни, обусловленные социальным заказом к уровню развития образного мышления ребенка в конкретном социокультурном контексте на определенном отрезке развития человечества. За последние несколько десятилетий в отечественном образовании появляется множество оригинальных авторских педагогических концепций, направленных на поиск наиболее эффективных методов и условий для развития образного мышления дошкольника средствами сказкотерапии.

Публикации по теме:

Опыт использования методов и приемов работы по подготовке детей к школе Ведущей целью подготовки детей к школьному обучению должно быть формирование качеств, которые нужны для успешного овладения учебной деятельностью,.

Адаптация детей дошкольного возраста «Проблемы и поиск решений» Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые.

Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет Формирование начальных математических.

Применение сказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность.

Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 1 ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Часть1 Муравьева Алена Александровна Актуальность исследования состоит в том,.

Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 2 Глава 2. Практические основы работы воспитателя ДОУ с родителями 2.1. Формы и методы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями В основе.

Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. С каждым годом число таких детей увеличивается.

Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возрастаПроцесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста «Тема»: Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста. «В процессе.

Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на педагогическом совете. Воспитатель: Димова Л. И. Тема: «Использования игровых приемов при формировании элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ проблемы использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2018 в 21:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ проблемы использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козлянская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД