Получи документы

Проблемы 21 века в работе социализации детей-инофонов в ДОУ

ЕЛЕНА КАЛМЫКОВА
Проблемы 21 века в работе социализации детей-инофонов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом педагоги дошкольного образования все больше сталкиваются с проблемой организации работ с детьми мигрантов. Эти дети приезжают с родителями мигрантами в новую страну проживания, как правило, из стран ближнего зарубежья.

Дети мигрантов – это дети-инофоны. Таких детей отличают полное не владение русским языком либо слабое владение русским языком; отсутствие знаний об основах русской культуры, истории, традиций и норм поведения; высокий уровень тревожности, низкий уровень познавательной активности, что затрудняет их интеграцию в социально-культурную жизнь российского общества и адаптацию в нём.

Темочки:

Социализация детей – инофонов, обучение взаимодействию и толерантности носителей различных культур и религий — важная задача дошкольного образования. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Дети-инофоны могут столкнуться с рядом проблем при адаптации к новому языковому и культурному окружению. Вот некоторые из них:

1. Языковой барьер. Дети часто испытывают трудности в понимании русского языка и выражении своих мыслей на нём.

2. Культурный шок. Переезд в новую страну может вызвать культурный шок у детей инофонов.

3. Отсутствие поддержки. Дети могут испытывать недостаток поддержки со стороны семьи и друзей, которые остались в родной стране.

4. Стресс. Адаптация к новой среде может быть стрессовым опытом для детей инофонов.

Дети мигрантов находятся на стадии становления личности под влиянием семьи и нового принимающего общества. Поэтому необходимо подобрать наиболее подходящий способ адаптации для профилактики возможных проблем и нарушений.

Можно выделить несколько направлений работы.

Самой главной проблемой является трудность вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности. Безусловно данная проблема требует комплексного подхода, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей и детских психологов. И решить эту проблему можно путем создания специальных программ адаптации.

Другим направлением работы педагога является «лингвистическая адаптация». В современном мире иностранные языки становятся необходимы в повседневной жизни. И действительно, большинство людей не ограничиваются знанием одного языка, они в той или иной степени приобщаются ко второму, неродному языку, а некоторые люди - к нескольким или даже многим языкам. Возникает двуязычие, или билингвизм, а у отдельных лиц – полилингвизм.

Билингвизм стал одним из самых ярких явлений межкультурной коммуникации. Дети-инофоны с ранних лет оказываются в ситуации, когда один или оба родителя говорят на одном языке, а окружающий социум – на другом. В нашем случае чаще всего двуязычие развивается стихийно, родители не планируют заранее языков общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на ее недостатки.

Существуют трудности обучения детей-инофонов русскому языку :

1) дети-инофоны не говорят или плохо говорят на русском языке, а педагогам надо обучать их в одной группе с русскоязычными детьми;

2) нет базовых программ обучения детей- инофонов и как следствие нет разработанных методических пособий.

Результатом успешной лингвистической адаптации должно стать умение эффективно взаимодействовать в русскоязычном окружении и успешно решать социокультурные проблемы повседневной жизни, освоить образовательные и воспитательные программы в соответствии с ФГОС.

Семья может стать как тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребёнка. Большое значение имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре, т. е. преобладающая стратегия аккультурации в семье.

Большинство родителей детей ДОУ, в том числе инофонов, по результатам проведенного анкетирования выбирают стратегию интеграции.

Родители хотят, чтобы дети ещё в детском саду приучались к общению с носителями других культур, чтобы дети из стран ближнего зарубежья начали как можно раньше говорить на русском языке. Выделяются следующие ответы:

· воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и культур – 70%;

· возможность получения образования в России – 100%;

· вероятность использования знания языка в качестве социального лифта – 65%;

· облегчение процесса миграции и интеграции в российское общество – 40%;

· знание языка и культуры страны пребывания – 80%.

Такая поддержка со стороны родителей убеждает коллектив в правильности выбранной цели.

Наше ДОУ ежегодно принимает в группы по нескольку детей-инофонов, родители которых приехали в Россию на постоянное место жительства.

При адаптации таких детей возникли определё нные трудности:

1. Дети-инофоны не вписывались в социокультурную среду русскоязычного окружения.

2. Дети-инофоны были мало подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными детьми как в ДОУ, так и за его пределами.

Работа по осуществлению социальной адаптации детей мигрантов начинается с диагностики уровня знания русского языка, проведения психологических тренингов.

Среди задач обучения важно выделить следующие:

1) в учебном аспекте – достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;

2) в познавательном – приобретение знаний о культуре страны пребывания;

3) в развивающем – работа по становлению и формированию.

Адаптация и интеграция детей инофонов

В решении проблемы социальной адаптации детей инофонов активно участвуют все педагоги ДОУ. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей инофонов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей обучающихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.

Психологическое сопровождение детей инофонов включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе.

Целью такой системы работы является конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Фотоотчет «Дети войны в гостях у детей 21 века»Фотоотчет «Дети войны в гостях у детей 21 века» Под таким девизом прошел праздник, посвященный 78-й годовщине Великой Победы в группе «Звёздочка» детского сада «Светлячок». Почетными гостями.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогический проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века» для детей подготовительной группыПедагогический проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы 21 века в работе социализации детей-инофонов в ДОУ
Опубликовано: 26 августа 2024 в 22:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы 21 века в работе социализации детей-инофонов в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КАЛМЫКОВА (УИ 526210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД