Татьяна Самборецкая
Проблемные ситуации при проведении НОД по ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые ситуации при проведении художественно эстетической деятельности как средство развития общения»
Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства.
В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятии и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающего миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Публикация «Проблемные ситуации при проведении НОД по ИЗО» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Одним из проверенных форм организации и способов мотивации обучения и воспитания дошкольников, формирования у дошкольников познавательного интереса является игра.
В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Она является одной из генетических основ художественного творчества, способствующая его формированию и сопровождающая его. Одним из средств развития речи в раннем возрасте являются игровые ситуации. Овладение речью открывает перед ребёнком широкие возможности для новых форм деятельности, среди которых важнейшей является игра. Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения. Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их, помогают игровому персонажу.
Играющий ребенок непрерывно говорит, он говорит в том случае, если играет один, манипулируя предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных и людей.
Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Учитывая это, можно сделать следующие выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения в самостоятельную игру детей.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
В качестве игрового момента используется воображаемая ситуация в развернутом виде : с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для обогащения представлений о декоративно-прикладном искусстве - игры “Выставка”, “Магазин сувениров”, “Путешествие в прошлое”. Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Бабушка Загадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как всегда все путает, а дети его исправляют. Роль может исполнять и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его вежливым словам, правилам поведения.
Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель “превратился” в лисичку со скалочкой, и от ее лица рассказывает о своих “приключениях”, вдруг раздался стук в дверь, и вошел Винни-Пуха).
На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.
К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах, создание игровой ситуации (“Покажем мишке наши игрушки”; “Научим Петрушку рисовать”; “Поможем Зайчику разложить картинки”).
Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, единым положительным отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию.
Игровые ситуации :
1. В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь. В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
2. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес)
3. В наш город приедет цирк, но взрослые и дети не знают об этом, как мы можем им сообщить об этом?
4. Письмо из Простоквашино «Здравствуйте ребята у нас заболел Дядя Федор, он не пьет и не ест. Помогите нам!»
5. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
6. Тема: «Что нам стоит дом построить» : Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать
7. Тема: «Дружба красок» : Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах
8. «Свойства копировальной бумаги» Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?
9. «Открытки для Дины» Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
10. «Чудный лесник» В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
11. - Сегодня, по дороге в детский сад, я увидела вырванную из книги страницу. (воспитатель показывает страницу детям, на ней изображена иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке») .Можно ли так поступать с книгами (ответы детей). – Правильно, книги нужно беречь и хранить.
Как вы думаете из какой книги эта страница (ответы детей).
А кто написал эту сказку (ответы детей).
12. Ребята, к нам сегодня в гости прикатился герой из сказки. Помогите мне отгадать, как его зовут, из какой он сказки? (По столу катится колобок - мягкая игрушка)
Дети: Колобок!
Воспитатель: Все, мы, хорошо знаем эту сказку. Давайте еще раз ее послушаем!
(Звучит сказка «Колобок» - запись на диске.)
Скажите мне ребятки, какой формы колобок?
13. Вводное слово воспитателя.
Стук в дверь. Воспитатель вносит зайца – Степашку.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришел Степашка. Он просит у вас помощи для Фили. Филя решил выступать в цирке жонглером. Но пока тренировался, у него разбились все тарелочки, которыми он жонглировал. Завтра у Фили выступление, а тарелочек нет. Филя сшил себе синий костюм, поэтому тарелки должны соответствовать цвету. Давайте подумаем, как мы можем помочь Филе? (вспоминают гжельскую роспись)
Воспитатель: Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
Воспитатель: Какие изделия делают мастера из глины?
14. Воспитатель и дети сидят на ковре.
Вдруг стук в дверь.
Воспитатель: Кто же к нам пришёл?
Открывает дверь (одевает на руку куклу би-ба-бо Петрушка) .
Воспитатель: Ребятки к нам в гости пришел Петрушка! Он хочет чтобы мы рассказали ему что такое – галерея и портрет!
Я вам расскажу, что на прошлой неделе я была в музее. Вы были в музее? Я была в необычном музее. Там на стенах висело много-много красивых рисунков. Как вы думаете, кто их нарисовал?
А сели эти рисунки нарисовал художник, значит, это вовсе не рисунки, а что?
Верно! Ребята, музей, где для посетителей выставлены картины, называется галерея. Давайте вместе повторим это слово.
Вы бы хотели понарошку оказаться сейчас в галерее?
Тогда давайте возьмем волшебный клубок, он приведет нас в галерею. Ещё нужно сказать волшебные слова: «Волшебный клубочек, кружи, путь в галерею укажи!» Закрывайте глаза.
Воспитатель выставляет картины, раскладывает нить клубка и дает клубок детям.
Воспитатель: Вот мы с вами и в галерее! Давайте сначала повторим правила, как нужно себя вести в любом музее, и в галерее в том числе.
Посмотрите, как много здесь картин! Картина, на которой изображен человек, называется портрет. Найдите ещё портреты.
Мы с вами ещё не художники, а обычные дети. Но, чтобы нарисовать коллективный портрет, нам нужно на время стать художниками. Повторяйте за мной движения для превращения. (воспитатель показывает произвольные движения.
Вот мы и художники. Чувствуете в себе силы и художественный талант?
15. Воспитатель загадывает детям загадку:
Экономный очень кот
В Простоквашино живет.
Любит он ходить в тельняшке.
Ну, и кто герой мультяшек?
Дети отгадывают загадку. Воспитатель показывает детям письмо из деревни Простоквашино от кота Матроскина с просьбой: сделать по памяти его портрет, чтобы украсить комнату дяди Фёдора. Дети с вместе с воспитателем вспоминают кота Матроскина. Герой какого мультфильма? Где живет? Кто друзья? Какого цвета кот? Какого цвета полоски у Матроскина? Вспоминают цвет глаз, носа, рта, ушей внутри.
16. Рассматривание иллюстраций к стихотворению С. Маршака «Кошкин дом»
Воспитатель зачитывает стихотворение:
«Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!»
Воспитатель: Ребята, что произошло с кошкой и ее домом?
Каковы причины возгорания?
Как можно помочь кошке? (ответы детей) .