Cветлана Сумневич
Создание в ДОУ социальной ситуации физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Основными задачами, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования являются: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия. 2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития. Содержание образовательной программы должно охватывать 5 направлений развития (образовательных областей, одним из которых является физическое развитие. В стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, а также обозначены такие принципы дошкольного образования как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и содействие, сотрудничество детей и взрослых. Основными задачи физического развития, обозначенными в стандарте являются: приобретение дошкольниками опыта в двигательной деятельности и становление ценностей здорового образа жизни. Решение поставленных задач физического развития невозможно без создания социальной ситуация развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: - гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья; - обеспечивает эмоциональное благополучие детей; - создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Вторым по значимости моментом является обеспечение психолого-педагогических условий: - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям - поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении из здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Третим моментом является создание условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей. Одним из которых становится взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы семьи.
Публикация «Создание в ДОУ социальной ситуации физического развития» размещена в разделах
В новом учебном году дошкольное учреждение начинает работу в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная деятельность в нашем учреждении организуется с учетом личностно-ориентированного взаимодействия, индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам. В личностном подходе педагоги ориентируются на личность ребенка, признавая ее уникальность. При индивидуальном подходе происходит организация образовательной деятельности с учетом особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей). Суть индивидуального подхода в использовании различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что в основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Дифференцированный подход подразумевает педагогическое воздействие на группы воспитанников со сходными индивидуальными качествами. В физическом развитии дошкольников критериями таких групп являются показатели: - состояние здоровья - уровень физической подготовленности - уровень двигательной активности - тип нервной системы - половые особенности воспитанников - эмоциональное состояние В 2013-14 учебном году проделана огромная подготовительная работа для реализации образовательной области «Физическое развитие» в рамках ФГОС ДО: 1. Разработана модель индивидуально-дифференцированного подхода в физическом развитии дошкольников 2. Разработаны и реализуются планы взаимодействия воспитателей с инструктором по физической культуре (образовательные области «Физическое и познавательное развитие») 3. Разработан план взаимодействия старшей медицинской сестры с воспитателями и инструктором по физической культуре по реализации здоровьесберегающих технологий (одобрен ведущим специалистом федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области). 4. Организована систематическая и планомерная индивидуальная работа с воспитанниками по образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с рекомендациями инструктора по физической культуре 5. Разработаны и реализованы образовательные проекты по здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности при участии всех участников образовательных отношений (педагогов, воспитанников, медицинского работника и родителей) 6. Организовано взаимодействие с родителями (законными представителями) в процессе подготовки и проведении спортивных мероприятий, посвященных зимним Олимпийским играм, Дню защитника отечества и др.)
Подводя итог проделанной работы, хотелось отметить основные направления деятельности для успешной организации индивидуального и дифференцированного подхода в физическом развитии воспитанников : 1. Сбор информации о ребенке (проведение мониторинга, взаимодействие с родителями (законными представителями) и медицинским персоналом, анкетирование) 2. Организация взаимодействия всех участников образовательных отношений с целью планирования и организации работы с воспитанниками 3. Информирование родителей (законных представителей) о достижениях детей (индивидуальные беседы, совместные мероприятия (родительские собрания, открытые показы образовательной деятельности, проектная деятельность) 4. Получение результатов деятельности (высокий уровень физического развития воспитанников, высокий эмоциональный фон, удовлетворение образовательных потребностей родителей)
В заключении хотелось бы пожелать всем присутствующим педагогам научиться видеть, слышать, чувствовать ребенка и его родителей. Тогда проблемы по введению ФГОС станут минимальными.