Юлия
Проблемные кейсы как эффективное средство развитие самостоятельности и инициативности дошкольников
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является широко востребованной в сфере образования. Правовую основу ее осуществления обеспечивает статья 20 закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ). Согласно данному документу, одним из целевых ориентиров инновационной деятельности является разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий. Обращение к технологиям характеризует стремление повысить эффективность образовательного процесса посредством перехода к качественно новой ступени его целенаправленности, управляемости и наукоемкости [1, с. 6].
Публикация «Проблемные кейсы как эффективное средство развитие самостоятельности и инициативности дошкольников» размещена в разделах
В стремительно развивающемся мире человек должен обладать универсальными способностями, чтобы успевать за инновациями и постоянно создавать что-то новое. Соответственно, воспитывать успешного человека необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы в школе это был уверенный, самостоятельный в своем выборе и в своих решениях ученик.
С целью развития инициативного, самостоятельного, творческого дошкольника были разработаны и опробованы «проблемные кейсы». Использование проблемных кейсов позволяет взаимодействовать детям дошкольного и школьного возраста в группах, способствует умению решать проблемные ситуации самостоятельно, доказывать свою правоту и уметь договариваться [2, с. 11]. В процессе работы с проблемными кейсами ребенок самостоятелен в выборе материала для игры, конверта с заданиями. Дети сами решают, с кем в паре они будут играть, решать проблемную ситуацию на данный момент. Выбирая заинтересовавший кейс и материал, дети подбирают атрибуты для игры или для проведения опыта, изготовления поделок или решения логической задачи.
К работе с проблемными кейсами привлекаются и школьники. В рамках преемственности детского сада и школы один раз в месяц приглашаются ученики в детский сад, и дети вместе играют в кейсы.
Проблемные кейсы представляют собой бокс с конвертами, в которых находятся всевозможные задания для детей. Материал кейса подбирает педагог. В зависимости от заданий кейсы делятся на несколько видов: игровой кейс; кейс-головоломка; кейс-опыт; театральный кейс.
Наполнение кейса представляет собой конверты, в которых находятся игры, но просто взять и поиграть в них не получится, так как в игре отсутствует один или несколько элементов для полноценной игры. Педагогом разработаны следующие варианты проблемных игр, например: 1-й конверт – есть шахматная доска, но отсутствуют шахматы или шашки; 5-й конверт – есть игровое поле, но непонятно, как играть в эту игру, нет правил и др.
Игра с кейсами происходит в подгруппах (2–3 человека, дети делятся на группы, педагог предлагает выбрать понравившийся конверт и поиграть в него. Дети делятся на подгруппы и выбирают понравившийся конверт, недостающие предметы, атрибуты для игры они могут найти в группе или в боксе помощнике. В процессе наблюдения за воспитанниками и учениками педагог обратила внимание, что каждая группа находит свой выход из проблемной ситуации, например: одни изготавливают кубик из пластилина, другие рисуют систему фишек и используют вместо кубика.
Кейс-опыт. В коробе лежат схемы опытов либо атрибуты опыта. Ребенок выбирает карточку с одной из гипотез (высказывание либо написано словами, либо зарисовано схематически, например: «Активированный уголь может очистить воду от красителей. Как ты думаешь, это высказывание верно или нет?» После этого дети выбирают конверт, соответствующий цвету карточки, там находятся атрибуты, необходимые для проведения опыта. Они подготавливаются к исследованию, проводят опыты и записывают / зарисовывают / фотографируют свои выводы.
Среди гипотез детям предлагаются и ошибочные. Например: «Если в стакан с водой добавить йодированную соль, то вода станет коричневой. Верно или нет?»
Театральный кейс представляет собой боксы, на которых изображены сцены из сказки. Внутри бокса лежит бросовый материал. Детям предлагается выбрать короб, назвать сказку, вспомнить ее краткое содержание, и изготовить из бросового материала персонажей сказки. Здесь дети проявляют полностью свои творческие способности, фантазию.
После изготовления главных героев ребята рассказывают свою сказку, можно придумать свою и рассказывают ее показывая другим детям.
Материал проблемных кейсов постоянно обновляется, так что дети каждый раз получают новое неизвестное задание. В перспективе планируется включить в деятельность детей новый проблемный кейс. Он будет представлять собой пустой бокс с конвертами, а наполнить его интересными заданиями предстоит самим детям. На начальном этапе задания и материал для «загадочного кейса» будут подбирать школьники для дошкольников.
Было отмечено, что при игре в проблемные кейсы у дошкольников повышается речевая активность, дети учатся договариваться, вступать во взаимодействие со сверстниками, проявляют фантазию, творческое мышление, самостоятельность, инициативность.
Список литературы
1. Белая Л. Н., Гришаева Н. П., Брынцева Е. В. Технологии эффективной социализации детей 3–7 лет / Л. Н. Белая, Н. П. Гришаева. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 280 с.
2. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества / Н. А. Модель. – М. : ТЦ «Сфера», 2016. – 188 с.
3. Занятия детей по социально-коммуникативному развитию / Л. В. Коломийченко [и др. ] – М. : ТЦ «Сфера», 2015. – 88 с.