Получи документы

Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников

Гурьева Татьяна
Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников

Период наивысшей речевой активности у детей, определяется к пяти годам жизни. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Из книг, телепередач, рассказов взрослых дети получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний, оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. Например: услышав разговор взрослых, ребенок поясняет взрослым, что “Близнецы- это не внуки, Близнецы- знаки зодиака”.

Публикация «Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

Воспитатель должен серьезно и уважительно относится к любым высказываниям детей. Дети очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для неё.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с дошкольниками, воспитатель должен употреблять синонимы, формы вежливого обращения. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: “ой, забыла, как я про котишку только что сказала? Какой он? Спасибо, Дима”. Да, я сказала: “маленький лохматенький, но не котик, а (котишка)”. Дети всегда с радостью помогают “забывчивому” взрослому.

Детей всегда нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: “Умница, Даша! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответила правильно, и за то, что слова замечательные выбрала. В предложении твоём все слова в согласии живут”.

Обучение рассказыванию становится более успешном после 4-х лет. В это время происходит переломный момент в психическом развитии ребёнка, дети начинают стремительно “взрослеть”.

Начинать обучение рассказыванию надо начинать с описания игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью.

Воспитатель должен заранее составить рассказ-описание игрушки, выделив в нём основные предложения (их обычно три, которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чём-то конкретном. Например, сначала о том, как красива кукла.

1. Наша кукла очень красива. У неё большие синие глаза, румяные щёки.

2. Затем – какая она нарядная, голубое платье в горошек, кармашек и т. д.

3. О том, что кукла – игрушка музыкальная и т. д.

По обучению рассказыванию нужно использовать короткие игры – инсценировки, приёмы, используемые в игре могут быть разнообразными, лишь бы помочь детям обратить внимание на особенности внешнего вида игрушки и проговорить предложение, в котором отображены эти особенности. Например, утёнок прячется, и дети зовут его: “Жёлтый, пушистенький, кряк, выходи!” или сообщают зайцу: “Видим, видим твои длинные, белые ушки”.

Они угадывают, какого цвета персонажа глаза, размышляют, отчего грустный заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему.

В виду того, что до пяти лет у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как, удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: “Наша кукла очень красивая, у неё большие синие глаза и т. д”. Дети на интуитивном (неосознанном) уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана. А это одна из главных задач обучения рассказывания.

Готовясь к занятию по обучению рассказыванию на картине воспитатель также должен предварительно составить небольшой рассказ, выделяя в нём основные фразы-связки, которые нацеливают пристальное внимание детей к определённому объекту.

Эффективным средством развития связной речи являются сюжетные картинки (из 3-4 сюжетов, игры – драматизации, игры – импровизации, чтение стихов по ролям, чтение художественной литературы. Значительное место занимают произведения малых фольклорных форм (песенки, считалки, загадки, скороговорки,).

В любом возрасте дети любят слушать сказки о животных, которые выступают носителями определё нных качеств : лиса умна, хитра и артистична; заяц – трус, бахвал и воображала. Но эти качества характеризируют и людей: “Сказка ложь, да в ней намёк!”. Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляем, убеждаем в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться.

Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его. Условно можно выделить три аспекта анализа.

1. Содержательно – методический. Воспитатель должен определить, что ребёнок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

2. Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием ребёнка.

3. Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения. В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: “Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы. (собирать, венки… (плести, песни (петь, хороводы… (водить). Только одной снегурочке…. (по-прежнему не весело). Или “Тёмный лес что (шапкой) прикрылся чудной, и заснул под нею… (тихо, непробудно)”.

Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение ещё раз.

Понять и почувствовать образность языка детям помогают физкультурные паузы. Воспитатель предлагает показать (на ковре) как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки (сказка “жихарка”, “как заяц убегал от лисы” и т. д.).

Для того, чтобы порадовать и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи надо проводить литературные викторины (литературные калейдоскопы).

Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность, “пальчиковые” игры помогут детям с задержкой в развитии речи.

Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог»

Падал снег на порог. (дети показывают руками как падает снег, вверх - вниз)

Кот слепил себе пирог. («Лепят» - ладошки прижимают друг к другу)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

(волнообразные движения кистями рук)

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 13:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гурьева Татьяна (УИ 2575563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД