Гурьева Татьяна
Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников
Период наивысшей речевой активности у детей, определяется к пяти годам жизни. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.
Из книг, телепередач, рассказов взрослых дети получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний, оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. Например: услышав разговор взрослых, ребенок поясняет взрослым, что “Близнецы- это не внуки, Близнецы- знаки зодиака”.
Публикация «Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
Воспитатель должен серьезно и уважительно относится к любым высказываниям детей. Дети очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для неё.
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с дошкольниками, воспитатель должен употреблять синонимы, формы вежливого обращения. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: “ой, забыла, как я про котишку только что сказала? Какой он? Спасибо, Дима”. Да, я сказала: “маленький лохматенький, но не котик, а (котишка)”. Дети всегда с радостью помогают “забывчивому” взрослому.
Детей всегда нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: “Умница, Даша! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответила правильно, и за то, что слова замечательные выбрала. В предложении твоём все слова в согласии живут”.
Обучение рассказыванию становится более успешном после 4-х лет. В это время происходит переломный момент в психическом развитии ребёнка, дети начинают стремительно “взрослеть”.
Начинать обучение рассказыванию надо начинать с описания игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью.
Воспитатель должен заранее составить рассказ-описание игрушки, выделив в нём основные предложения (их обычно три, которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чём-то конкретном. Например, сначала о том, как красива кукла.
1. Наша кукла очень красива. У неё большие синие глаза, румяные щёки.
2. Затем – какая она нарядная, голубое платье в горошек, кармашек и т. д.
3. О том, что кукла – игрушка музыкальная и т. д.
По обучению рассказыванию нужно использовать короткие игры – инсценировки, приёмы, используемые в игре могут быть разнообразными, лишь бы помочь детям обратить внимание на особенности внешнего вида игрушки и проговорить предложение, в котором отображены эти особенности. Например, утёнок прячется, и дети зовут его: “Жёлтый, пушистенький, кряк, выходи!” или сообщают зайцу: “Видим, видим твои длинные, белые ушки”.
Они угадывают, какого цвета персонажа глаза, размышляют, отчего грустный заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему.
В виду того, что до пяти лет у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как, удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: “Наша кукла очень красивая, у неё большие синие глаза и т. д”. Дети на интуитивном (неосознанном) уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана. А это одна из главных задач обучения рассказывания.
Готовясь к занятию по обучению рассказыванию на картине воспитатель также должен предварительно составить небольшой рассказ, выделяя в нём основные фразы-связки, которые нацеливают пристальное внимание детей к определённому объекту.
Эффективным средством развития связной речи являются сюжетные картинки (из 3-4 сюжетов, игры – драматизации, игры – импровизации, чтение стихов по ролям, чтение художественной литературы. Значительное место занимают произведения малых фольклорных форм (песенки, считалки, загадки, скороговорки,).
В любом возрасте дети любят слушать сказки о животных, которые выступают носителями определё нных качеств : лиса умна, хитра и артистична; заяц – трус, бахвал и воображала. Но эти качества характеризируют и людей: “Сказка ложь, да в ней намёк!”. Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляем, убеждаем в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться.
Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.
Прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его. Условно можно выделить три аспекта анализа.
1. Содержательно – методический. Воспитатель должен определить, что ребёнок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.
2. Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием ребёнка.
3. Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения. В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: “Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы. (собирать, венки… (плести, песни (петь, хороводы… (водить). Только одной снегурочке…. (по-прежнему не весело). Или “Тёмный лес что (шапкой) прикрылся чудной, и заснул под нею… (тихо, непробудно)”.
Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение ещё раз.
Понять и почувствовать образность языка детям помогают физкультурные паузы. Воспитатель предлагает показать (на ковре) как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки (сказка “жихарка”, “как заяц убегал от лисы” и т. д.).
Для того, чтобы порадовать и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи надо проводить литературные викторины (литературные калейдоскопы).
Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность, “пальчиковые” игры помогут детям с задержкой в развитии речи.
Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог»
Падал снег на порог. (дети показывают руками как падает снег, вверх - вниз)
Кот слепил себе пирог. («Лепят» - ладошки прижимают друг к другу)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
(волнообразные движения кистями рук)